КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия духа
Философия духа состоит из трех частей: субъективный дух (исследование индивидуального сознания), объективный дух (общественное бытие человечества) и абсолютный дух (мировоззренческие формы общественного самосознания: религия, искусство, философия). 1. Субъективный дух - исследование индивидуального сознания. 1. Антропология (предмет исследования: человеческая душа). Гегель выделяет 3 этапа развития души. 1. Природная душа (связана с природной жизнью, с такими географическими факторами, как климат, смена дня и ночи, времен года и т.д.). Гегель выступает против расизма, потому что разум присущ всем людям. Географический фактор откладывает отпечаток на духовном развитии рас. На первое место в отношении духовного развития он ставил кавказскую расу (антропологи начала XIX в. под кавказской расой имели в виду народы Европы и Передней Азии). На первое место в этой расе Гегель, естественно, ставит народы Европы и отдает им предпочтение. 2. Чувственная душа. Если на ступени природной души имеется в виду природная индивидуальность, то на ступени чувственной души имеется в виду конкретная, чувственная индивидуальность. 3. Действительная душа, являющаяся фактически диалектическим синтезом первых двух. На этой ступени человеческая душа способна к господству над своей телесностью, более того, телесность подчинена душе. 2. Феноменология (предмет исследования: индивидуальное сознание). Гегель показывает развитие сознания от чувственной его ступени к рациональной ступени, причем на рациональной ступени он показывает развитие от рассудочной ступени рационального до разумной ступени, который осуществляется посредством преобразования окружающей действительности в ходе как практической, так и социальной деятельности. 3. Психология (предмет исследования: человеческий дух как таковой). Гегель выделяет три вида духа: 1. Теоретический, 2. Практический, 3. Свободный. Гегель показывает единство теоретического и практического духа. Таким образом он выразил в идеалистической форме единство теории и практики в ходе освоения и познания человеком окружающего мира. Свободный дух является диалектическим синтезом теоретического и практического духа. 2. Далее субъективный дух посредством своей практической деятельности переходит в объективный дух. 3. Объективный дух. Это сфера права, основой права является, по Гегелю, свободная воля. Он выделяет три этапа развития свободной воли. 1. Абстрактная воля. Единичная воля некоего субъекта, взятая сама по себе, способствует становлению юридического лица, или правоспособной личности. Такого рода личность является основой абстрактного права, или формального права. Основной принцип такого права: "Будь лицом и уважай других лиц". Таким образом понятая единичная воля правоспособного лица должна определенным образом воплощать свою свободу воли, т.е. она должна определенным образом относиться к внешнему миру. Гегель говорит здесь о частной собственности. Субъект такого рода вправе вкладывать свою свободную волю в вещи, которые на этом основании становятся его вещами, или, как говорит Гегель, "моими". И неизбежно частная собственность должна победить общественную. 2. Частная воля как моральные отношения, или мораль. Он выделяет три стороны частной воли. 1. Всякие мои поступки и действия должны быть согласованы с моим личным умыслом, намерением. 2. Мои намерения должны удовлетворять благам. 3. Они должны соответствовать добру как объективной истине. 3. Субстанциональная воля, нравственность (семья, гражданское общество, государство). 1. Семья также характеризуется триадичностью. 1. Брак. Брак - единство природного и духовного. Это связано с тем, что он выступает против брака только как половых отношений, только как любви и только как гражданского договора о брачных отношениях. Семья партиархальна: муж - глава семьи и активное начало, жена - пассивное. Он поясняет это тем, что деятельность мужчин проявляется в государственных делах, заботе о семье и т.д. Однако, Гегель считает, что женщина должна иметь образование, но подчеркивает, что пути к истине мужчин и женщин отличаются, также как и получение знаний. Если мужчины познают разумом, т.е. мышлением, женщинам более свойственен чувственно-представленческий способ получения знаний. Кроме того, высшие науки, философия и высшие искусства - это, по Гегелю, не для женщин, потому что у женщины нет стремления к общему и к идеалу, а это необходимо при достижении высоких вершин в этих сферах. Он также был принципиально против того, чтобы главой правительства или государства была женщина, это для него неприемлемо. Мужчина, когда является главой государства, руководствуется всеобщим, а женщина - субъективными случайными склонностями и намерениями. 2. Семейная собственность. По Гегелю, право распоряжаться собственностью за мужем. 3. Воспитание детей. Дети должны иметь право не только на то, чтобы их обеспечивали питанием, но и на воспитание, образование. Об этом должны заботиться родители. Но у детей тоже должны быть обязанности, они должны помогать родителям в их делах и заботах. Когда дети повзрослели, стали совершеннолетними, они тем самым способны иметь собственность и вступать в брак. Тем самым через эту деятельность происходит переход от семьи к гражданскому обществу. 2. Гражданское общество состоит из следующх трех элементов: 1. Система потребностей, без которых никакое общество не может существовать. 2. Оправление правосудия, которое обязано обеспечивать свободу частного лица и частную собственность. 3. Корпорация и полиция. 3. Государство. Государство, по Гегелю, - это шествие абсолютной идеи по земле, так что именно государственная власть направляется разумной силой, т.е. шествие абсолютной идеи бога в мире. Идеал государства - разумная монархия, под которой он понимал конституционную монархию. Высшая стадия развития объективного духа является предметом философии истории, т.е. дальше идет всемирная история. Всемирная человеческая история, по Гегелю, зависит от осознания свободы, все историческое движение человечества связано со степенью осознания свободы. Три этапа развития истории: 4. Восточный мир. Здесь свободен только один человек - восточный деспот. Это связано с тем, что люди не понимают, что их сущность связана со свободой, а потому они рабы. 5. Античный греко-римский период. Свободны некоторые, а все остальные рабы (принцип свободы некоторых). Свободные греки и римляне осознают сущность человека как свободного существа, потому они и свободны, остальные нет. 6. Германский (современный западноевропейский) этап. Тут реализуется принцип "все свободны", и его реализация начинается со становления христианства. Далее дух всемирной истории возвышается до знания абсолютного духа. 4. Абсолютный дух. Эта часть посвящена сфере мировозренческих форм общественного самосознания. Три части абсолютного духа: искусство, религия и философия. 1. Искусство - непосредственная форма постижения абсолюта, абсолютной идеи. Причем на первое место он ставит то искусство, где изображаются, воплощаются боги, будь то языческие боги или боги монотеистических религий. На первое место он ставит мастера бога, или, точнее, религиозное, или теоцентрическое искусство. Он также выделяет три этапа развития искусства: 1. символический этап; 2. классический этап; 3. романтический этап (доминировавший в Европе в то время). 2. Религия. Предмет религии - абсолютная идея, но выраженная не в художественных и чувственных созерцаниях, а в представлении. Истинная религия, по его мнению, богооткровенна, прежде всего христианство. 3. Философия - синтез того, что воплощается в искусстве, и того, что воплощается в религиозном представлении. Но в отличие от них, философия результаты постижения абсолютной идеи реализует в понятиях, в мышлении с помощью понятий.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |