Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западники




Русская философия XIX века: спор западников и славянофилов.

Некоторые идеи учения о познании и истине

Органический мир отличается от неорганического способностью к творению, образованию новых форм, выдумыванию, изобретению. И это проявление воли к власти.

Все органические существа, которые наделены волей, сознанием и мышлением, создают вокруг себя собственные мирки. Причем способом создания этих мирков является истолкование, интерпретация, и это тоже проявление воли к власти. Нет фактов самих по себе, а есть только интерпретация. Законы природы, открываемые человеком - это только интерпретация. Наше понятие о познании не совсем адекватно процессу истолкования. Ницше подчёркивает, что относительно любого текста возможно множество, даже бесчисленное множество интерпретаций, выделить из них более истинную не представляется возможным.

Концепция истины. По мнению Ницше, истина - это один из видов заблуждения, без которого мы, впрочем, не можем существовать. Истина выполняет орудийную, инструментальную функцию: помогает нам создавать мирки, в которых мы живём.

Ницше положительно относится к науке, считая ее орудием господства человека над природой. В то же время ученые зачастую стремятся к познанию безусловного. Однако раб тоже стремится только к безусловному и понимает только тираническое. Следовательно, верящий в науку и ее способность решать все проблемы, имеет рабскую душу.

Миры, которые создает органическое, в частности, различные люди, - это разные миры. Мир учёного, которого Ницше трактует как стадное животное в мире познания, - это один мир, мир властелина - другой мир, мир сверхчеловека - третий мир.

Существовали две категории западников: умеренные - либералы и радикальные - революционные демократы. Либералы - Грановский, Анненков, Кавелин, Редкин, Чернышевский (не все относят его к западникам); крайние западники (революционно-демократическое направление) - Белинский, Герцен, Огарёв.

Под либерализмом в философии и в социально-политическом аспекте понималось и понимается подчёркивание достоинств отдельно взятой личности, защита индивидуальной свободы человека от какой-либо коллективности и давления государства. Западники отстаивали частную собственность, были за рыночную экономику и минимальное вмешательство государства в экономику. У них было стремление преобразовать России по западному пути, к европеизации и воплощению западных идей.

Различия между либералами и крайними западниками были в понимании и способах этой европеизации. Радикальные западники выступали за воплощение в России идей западноевропейского социализма, либеральные - за капитализацию, за развитие капиталистического способа производства, за правовую защищённость.

Славянофилы
Основные представители: Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Хомяков и Киреевский в основном занимались философскими вопросами и разрабатывали основные принципы и понятия данного философского и социально-политического направления. Самарин в основном занимался крестьянским вопросом. Братья Аксаковы занимались социально-политическими идеями.

Из самого названия ясно, что речь идёт о тех людях, которые любят славян. По сути, социальная часть их философии прямо противоположна социальным идеям западников.

Основные понятия славянофилов - живознание, соборность и общинность. Подлинная истина, с точки зрения Хомякова, Киреевского и их последователей, не схватывается ни с помощью чувственного опыта, ни разума по отдельности. Подлинная истина, с точки зрения славянофила схватывается в "живознании". По Хомякову, живознание (а также то, что впоследствии получит у Киреевского название "цельное воззрение" и у Соловьёва - "цельное знание") является органическим синтезом чувственного опыта, разумного мышления и мистической интуиции. При этом истина не является достоянием отдельного человека, а это достояние соборного сознания людей, объединённых на основе принципов свободы и любви.

История.

В 40-50 х гг. XIX в. в русском обществе и философской мысли появились два направления – славянофилы, которые стали говорить об "особом пути России" и "западники", которые настаивали на необходимости для России идти по пути западной цивилизации, особенно в области общественного устройства, гражданской жизни, культуры.

Впервые слово "славянофил" использовал в ироническом смысле для обозначения определенного общественного типа поэт Константин Батюшков. Термин "западничество" впервые встречается в русской культуре в 40-х гг. XIX в., в частности, в "Воспоминаниях" Ивана Панаева. Он стал часто употребляться после разрыва Аксакова с Белинским в 1840 г.

У истоков славянофильства стоял архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его "Русская философия" стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства.

Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после напечатания "Философского письма" Чаадаева. Славянофилы выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и ученые Хомяков, Кириевский, Аксаков, Самарин. Видными славянофилами были Кошелев, Валуев, Чижов, Беляев, Гильфердинг, Ламанский, Черкасский. Близкими к славянофилам по общественно идейным позициям были писатели Даль, Островский, Григорьев, Тютчев, Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали историки и языковеды Буслаев, Бодянский, Григорович.

Средоточием славянофилов в 1840-х гг. была Москва, литературные салоны Елагиных, Свербеевых, Павловых, где славянофилы общались и вели споры с западниками. Произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Из-за цензурных препон славянофилы долгое время не имели постоянного печатного органа, печатались преимущественно в журнале "Москвитянин". После некоторого смягчения цензуры в конце 1850-х гг. они издавали журнал "Русская беседа", "Сельское благоустройство" и газеты "Молва" и "Парус".

По вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм западноевропейской политической жизни. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права "сверху" с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов.

Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым, Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Истинная вера, пришедшая на Русь из восточной церкви, обуславливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Начало "соборности" (свободной общности), характеризующее жизнь восточной церкви, усматривалось славянофилами в русском обществе. Православие и традиция общинного уклада сформировали глубинные основы русской души.

Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы понимали народ в духе консервативного романтизма. В то же время славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.
Идеи славянофилов своеобразно преломились в религиозно-философских концепциях конца XIX-начала XX века (Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др.).

Западники - направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов XIX века, противостоящие славянофилам. Первоначальной организационной базой западников являлись Московские литературные салоны. Идейные споры в московских салонах изображены Герценом в "Былом и думах". В московский кружок западников входили Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Кетчер, Корш, Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живший в Петербурге Белинский, к западникам относился также Тургенев.

К общим чертам идеологии западников относятся неприятие феодально-крепостнических порядков в экономике, политике и культуре; требование социально-экономических реформ по западному образцу. Представители западников считали возможным установить буржуазно-демократический строй мирным путем – посредством просвещения и пропаганды сформировать общественное мнение и вынудить монархию на буржуазные реформы; они высоко оценивали преобразования Петра I.

Западники выступали за преодоление социальной и экономической отсталости России не на базе развития самобытных элементов культуры (как предлагали славянофилы), а за счет опыта ушедшей вперед Европы. Они акцентировали внимание не на различиях России и Запада, а на общем в их исторической и культурной судьбе.

В середине 1840-х гг. в среде западников произошел принципиальный раскол – после диспута Герцена с Грановским западники разделилось на либеральное (Анненков, Грановский, Кавелин и др.) и революционно-демократическое крыло (Герцен, Огарев, Белинский). Разногласия касались отношения к религии (Грановский и Корш отстаивали догмат о бессмертии души, демократы и Боткин выступали с позиций атеизма и материализма) и вопроса о методах реформ и пореформенного развития России (демократы выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма). Эти разногласия были перенесены и в сферу эстетики и философии.

На философские изыскания западников оказали влияние: на ранних этапах – Шиллер, Гегель, Шеллинг; позже Фейербах, Конт и Сен-Симон.

В пореформенное время, в условиях капиталистического развития западничество как особое направление в общественной мысли перестало существовать.

Взгляды западников получили развитие в русской либеральной мысли конца XIX-начала XX века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.