Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние глобальных проблем современности на развитие медицины. Болезни цивилизации




Здоровье и болезнь.

К клинической норме относятся все те, у кого не поставлен диагноз какого-либо заболевания. Таким образом, под клинической нормой подразумевается обширный класс функциональных состоя­ний, где отсутствуют клинические признаки патологии. Однако здоровье, это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды. В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между орга­низмом и окружающей средой и как результат этого согла­сованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

В классе патологических состояний, могут быть условно выделены преморбидные со­стояния (ПМ), заболевания (ЗБ) и критические состоя­ния (КР). Имея дело преимущественно с выраженными и тяжелыми формами заболеваний, практическая меди­цина мало внимания уделяет самым начальным прояв­лениям болезни, так называемым преморбидным состоя­ниям.

Сейчас по­нятие "предболезнь" в подавляющем большинстве случа­ев связывается с началом конкретного заболевания. Так, говорят о предраковых заболеваниях, предынфарктном состоянии, предгипертоническом состоянии. Клиници­сты изучают и развивают проблему предболезни с пози­ций нозологического подхода. При этом основное вни­мание обращают на изменения в организме, которые можно рассматривать как начальное звено патогенеза определенного заболевания. Такой патогенетический подход к предболезни значительно более прогрессивен.

Клинико-физиологический анализ функционального состояния больных на разных стадиях развития заболевания позволяет не только вскрыть этиологические и патогенетические ме­ханизмы, но и определить роль внутренних и внешних факторов в снижении приспособительных возможностей организма.

В последние годы активно развивается научное направление, получившее название "валеология" (наука о здоровье). Этот термин был предложен И. И. Брехманом в 80-е годы. Сейчас это направление, ориентирующее на сохранение и укрепление здоровья, приобретает все большую значимость.

 

 

Современная цивилизация, основанная на разделении труда и использовании науки и техники, принесла много плодов. Однако происходят процессы урбанизации, химизации, информатизации, индустриализации, в результате которых окружающая среда изменяется не в лучшую сторону. Появляются болезни столетия, которые являются итогом закономерности влияния цивилизации на здоровье людей. Ряд ученных считают, что физическое и психическое недомогание является обременением физическим и психических сил человеческого организма. Проще говоря – это реакция человека на сверхмерное перенапряжение. Нарушается адаптация, возникают социальная неуверенность, конфликты, изоляция, утрата традиций, что вызывает чувство тревоги, агрессивность и соматические заболевания. Ряд авторов выражают парадоксальную мысль: человек нервозный, неуравновешенный будет меньше чувствовать дискомфорт в измененном окружении, т.к. сама пребывает в нестабильном состоянии, а человек здоровый будет страдать от дискомфорта намного больше.

Эта проблема включает такие вопросы, как социальная обусловленность филогенетического и онтогенетического развития человека, влияние социального фактора на адаптацию и экологию организма человека, на морфологию, физиологию, генетику и биохимию, на жизнедеятельность в норме и при патологии. Для медицины не менее важным является изучение зависимости перечисленных выше изменений отобраза жизни человека, условий труда, культуры, информационней окружения, всех макро- и микросоциальных факторов.

Важной стороной социально-биологической проблемы становиться вопрос о развитии, изменении человека в современных условиях изменяется ли сейчас эволюционно человек? Современная генетика человека и антропология в основном исходят из того, что в генотипическом, видовом отношении человек не изменяется. Он пребывает в сформировавшихся рамках вида homo sapiens. Макроэволюция у человека, т.е. возможность возникновения нового вида исчезла, антропогенез в своем развитии остановился, а вид homo sapiens находится в стабилизированном состоянии.

Эволюция человека происходит на всем про­тяжении его существования. Но она относится к социальной сто­роне его жизни. Что же касается биологической эволюции чело­века, то с тех пор, как он выделился из животного мира, она перестала иметь, по крайней мере, решающее значение. Даже лю­ди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естествен­ного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социа­лизации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, про­водили среди зверей несколько лет. После возвращения их в че­ловеческое сообщество они не могли уже в полной мере навер­стать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести доста­точно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это свидетель­ствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследова­ние, через передачу социальной программы в процессе воспита­ния и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтоге­незе человека важное значение имеют такие понятия, как гено­тип и фенотип. Генотип — это наследственная основа организ­ма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — это совокупность всех свойств и между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих челове­ческихпоступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания.

Изучение важнейших физиологических и психосоматических про­явлений жизнедеятельности человека в настоящее время происходит в условиях постоянно нарастающего противоречия между биологи­ческими и социальными факторами, возникновения и усиления так называемой социально-биологической аритмии. Если биология и психофизиология человека по-прежнему остаются относительно устойчивым, консервативным началом, то его производственное, социально-экономическое, экологическое и информационное окруже­ние изменяется нарастающими темпами и за весьма короткий про­межуток времени. На протяжении всей эволюции животных сильный эмоциональный эффект всегда сопровождался активными физическими действиями. Ныне за отсутствие такой разрядки человек расплачивается выделением в организме катехоламинов, спазмами сосудов, нарушениями в кровообращении сосудов сердца и мозга. Все это оказывается благо­приятной предпосылкой для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и их роста. Технический прогресс вызвал к жизни массу новых факторов (хи­мические вещества, различные виды радиации и др.), перед которыми человек как представитель биологического вида оказался практичес­ки беззащитен. У него нет эволюционно выработанных механизмов защиты от воздействия тех факторов, с которыми он раньше не встре­чался. Серьезные требования к адаптационным возможностям чело­века предъявляет его «экологическая экспансия», т.е. освоение им неблагоприятных климатических зон, космического пространства, а в перспективе и дна мирового океана. Перестройку испытывает так­же аппарат психоэмоциональной адаптации. Здесь особое значение приобретают моторизация современного производства и быта, насы­щение жизни техникой, шум, ускорение ритмов жизни, резкое уве­личение числа межличностных контактов.

Существенное значение для здоровья населения имеет изменение образа жизни. Роль этого фактора особенно отчетливо выявляется в детском и пожилом возрасте. В частности, длительное пребывание в искусственной среде жилища способствует частым ангине, острым респираторным заболеваниям у детей, что может привести к ревма­тизму, хроническим легочным болезням и др. Не менее показательно влияние малоподвижного образа жизни на здоровье людей, особен­но если ограничение мышечной активности произошло резко (на­пример, в результате ухода на пенсию). Известно также, что у служа­щих инфаркт миокарда встречается в 2-3 раза чаще, чем у занятых физическим трудом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.