Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика




Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности

государства в области финансовых отношений. Главное назначение

финансовой политики - обеспечить финансовыми ресурсами реализацию

государственных программ экономического и социального

развития, т.е. обеспечить выполнение государством своих основных

функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательная

и исполнительная ветви власти. В положении о Министерстве

финансов Российской Федерации отмечается, что этот федеральный

орган исполнительной власти осуществляет проведение единой

финансовой политики и общее руководство организацией финансов

в стране. Основные направления финансовой политики на текущий

год и на перспективу представляются в ежегодных посланиях Президента

России Федеральному собранию, в законах, например, о федеральном

бюджете, прогнозах социально-экономического развития

страны, конкретных программах.

Финансовая политика на уровне субъектов Федерации ограничивается

бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов

Федерации принимают участие в выработке финансовой политики

государства как члены Совета Федерации.

Хорошо разработанная финансовая политика должна быть направлена

на формирование максимально возможного объема финан-

совых ресурсов, так как эти ресурсы - материальная база любых преобразований.

Финансовая политика напрямую связана с реформированием

экономики, становлением и развитием в ней рыночных

отношений. И здесь важна достоверность информации о величине

финансовых ресурсов страны, ее финансовом потенциале.

Общая концепция финансовой политики России начала формироваться

в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную

завершенность.

Одним из конструктивных принципов, составляющих общую

концепцию финансовой политики, был принцип организации финансовой

деятельности правительства на основе максимально возможной

централизации денежных средств в руках высших и центральных

этажей власти.

Финансовая централизация, которая предусматривала не только

концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении

государства, но и монополию государства в организации

финансовых отношений, стала главным принципом финансовой политики

Советского государства. Роль государства в развитии общества

значительно возросла, так как оно непосредственно руководило

всеми сферами общественной деятельности.

В условиях административно-командной системы управления

государству довольно длительное время удавалось не допускать видимой

формы инфляции и бюджетного дефицита благодаря финансовой

централизации. Хотя внешне бюджет был бездефицитен, огромные

расходы на дотации сельскому хозяйству, поддержание уровня

государственных розничных цен, военно-промышленный комплекс

давали о себе знать.

В 1985 г. правительством был провозглашен курс на перестройку

системы управления. Отказ от монополии государственной собственности

на средства производства стал причиной кризиса планово-ди-

рективней финансовой политики СССР. Был принят пакет государственных

законов и постановлений, направленных на сокращение сферы

государственного планирования и расширение прав предприятий и

отраслей народного хозяйства. Изменение финансовой политики выражалось

в снижении степени финансовой централизации и увеличении

финансовой самостоятельности предприятий и отраслей экономики.

Частичный отказ от финансовой централизации не обеспечил

повышения эффективности экономики и оздоровления финансов.

Обострение финансовой ситуации в стране стало основой для перехода

от административно-командной системы управления к рыночному

механизму регулирования экономики.

К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентации.

Государство провозгласило курс на рыночные отношения, что потребовало

коренной перестройки всей экономики в целом, и финансов

в частности. Огромное значение в данном процессе имели разгосударствление

и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-

правовых форм и форм собственности. На месте государственных

предприятий возникли кооперативы, товарищества,

малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества,

фирмы с иностранным капиталом и т.д.; возникли и институты

рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением

новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными

возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между

которыми усложнились. Во-вторых, финансы стали самостоятельной

формой денежных отношений, приобрели некую обособленность. Это

обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная

основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся

капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит

смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне

и увеличение значения финансов на микроуровне.

Структурные преобразования вызвали значительный спад производства,

распад целых отраслей, а следовательно, безработицу, социальную

и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные

моменты переходного периода.

В руках государства находятся такие финансовые инструменты, как

бюджет, уровень его дефицита, налоги, кредитно-денежная политика,

трансферты и др. Например, Правительство Российской Федерации в

качестве основного метода борьбы с инфляцией избрало метод существенных

ограничений денежной массы. Финансовая политика в настоящее

время находится под воздействием сторонников монетаристской

теории, отводящей главную роль жесткой кредитно-денежной

политике. Монетаристские идеи Международного валютного фонда

(МВФ), внедряемые в России, были направлены на ослабление национальной

валюты и создание условий для долларизации расчетов. Выполняя

рекомендации МВФ, российское правительство довело уровень

денежной массы до критически малой величины. Недостаток денежной

массы возмещается либо суррогатом денег, либо иностранной

валютой. И наоборот, превышение денежной массы над потребностью

в ней приводит либо к оттоку денежной массы за пределы страны, либо

к инфляции национальной валюты.

Финансовая ситуация, сложившаяся в России в начале 1998 г.,

характеризовалась ухудшением собираемости налогов. В этот период

был намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой

политики. Основная задача - снижение дефицита федерального бюджета.

В этой связи изменился механизм финансирования дефицита

бюджета. Вместо прямого заимствования средств у Центрального банка

возникла система государственных краткосрочных обязательств, которые

государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам,

населению. В связи с этим появилась новая статья бюджетных расходов

— обслуживание внутреннего долга, который на 1 октября 1998 г.

составил 699 млрд руб. Доля расходов бюджета на обслуживание внутреннего

долга стала самой большой статьей федерального бюджета,

превысив более чем в два раза расходы на народное хозяйство. Краткосрочный

характер долговых обязательств, допуск нерезидентов на

рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций

федерального займа (ОФЗ) оказали решающее влияние на дестабилизацию

курса отечественной валюты. Негативные последствия такой

бюджетной политики проявились в конечном счете в системном

финансовом кризисе 17 августа 1998 г., именуемом дефолтом. Финансовый

кризис показал, что курс рубля находится под влиянием структуры

внутреннего долга и механизма его финансирования. Основу внутреннего

долга России составляли «короткие» деньги. Иностранные

инвесторы, которые купили 30% ГКО - ОФЗ, следили за политической

ситуацией в стране и при первых симптомах кризиса изъяли свои

вклады, разрушив банковско-финансовую систему страны.

Финансовая политика России за последние годы шла вразрез с

интересами субъектов воспроизводственного процесса. Ресурсы бюджета

не использовались для структурной перестройки экономики,

обновления технологии. Рост внутреннего и внешнего долга, инфляция,

утечка капиталов из страны, рост дефицита бюджета, снижение

ВВП, постоянный рост безработицы — все эти факторы привели к

кризисному состоянию экономики. В такой ситуации задача финансовой

политики - разработка экстренных мер по выходу из кризиса.__

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.