КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая политика
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Главное назначение финансовой политики - обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. обеспечить выполнение государством своих основных функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В положении о Министерстве финансов Российской Федерации отмечается, что этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет проведение единой финансовой политики и общее руководство организацией финансов в стране. Основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу представляются в ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию, в законах, например, о федеральном бюджете, прогнозах социально-экономического развития страны, конкретных программах. Финансовая политика на уровне субъектов Федерации ограничивается бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации принимают участие в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации. Хорошо разработанная финансовая политика должна быть направлена на формирование максимально возможного объема финан- совых ресурсов, так как эти ресурсы - материальная база любых преобразований. Финансовая политика напрямую связана с реформированием экономики, становлением и развитием в ней рыночных отношений. И здесь важна достоверность информации о величине финансовых ресурсов страны, ее финансовом потенциале. Общая концепция финансовой политики России начала формироваться в середине XIX в. и к началу XX в. приобрела определенную завершенность. Одним из конструктивных принципов, составляющих общую концепцию финансовой политики, был принцип организации финансовой деятельности правительства на основе максимально возможной централизации денежных средств в руках высших и центральных этажей власти. Финансовая централизация, которая предусматривала не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений, стала главным принципом финансовой политики Советского государства. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности. В условиях административно-командной системы управления государству довольно длительное время удавалось не допускать видимой формы инфляции и бюджетного дефицита благодаря финансовой централизации. Хотя внешне бюджет был бездефицитен, огромные расходы на дотации сельскому хозяйству, поддержание уровня государственных розничных цен, военно-промышленный комплекс давали о себе знать. В 1985 г. правительством был провозглашен курс на перестройку системы управления. Отказ от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-ди- рективней финансовой политики СССР. Был принят пакет государственных законов и постановлений, направленных на сокращение сферы государственного планирования и расширение прав предприятий и отраслей народного хозяйства. Изменение финансовой политики выражалось в снижении степени финансовой централизации и увеличении финансовой самостоятельности предприятий и отраслей экономики. Частичный отказ от финансовой централизации не обеспечил повышения эффективности экономики и оздоровления финансов. Обострение финансовой ситуации в стране стало основой для перехода от административно-командной системы управления к рыночному механизму регулирования экономики. К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентации. Государство провозгласило курс на рыночные отношения, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом, и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имели разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно- правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д.; возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д. Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между которыми усложнились. Во-вторых, финансы стали самостоятельной формой денежных отношений, приобрели некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а следовательно, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В руках государства находятся такие финансовые инструменты, как бюджет, уровень его дефицита, налоги, кредитно-денежная политика, трансферты и др. Например, Правительство Российской Федерации в качестве основного метода борьбы с инфляцией избрало метод существенных ограничений денежной массы. Финансовая политика в настоящее время находится под воздействием сторонников монетаристской теории, отводящей главную роль жесткой кредитно-денежной политике. Монетаристские идеи Международного валютного фонда (МВФ), внедряемые в России, были направлены на ослабление национальной валюты и создание условий для долларизации расчетов. Выполняя рекомендации МВФ, российское правительство довело уровень денежной массы до критически малой величины. Недостаток денежной массы возмещается либо суррогатом денег, либо иностранной валютой. И наоборот, превышение денежной массы над потребностью в ней приводит либо к оттоку денежной массы за пределы страны, либо к инфляции национальной валюты. Финансовая ситуация, сложившаяся в России в начале 1998 г., характеризовалась ухудшением собираемости налогов. В этот период был намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача - снижение дефицита федерального бюджета. В этой связи изменился механизм финансирования дефицита бюджета. Вместо прямого заимствования средств у Центрального банка возникла система государственных краткосрочных обязательств, которые государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам, населению. В связи с этим появилась новая статья бюджетных расходов — обслуживание внутреннего долга, который на 1 октября 1998 г. составил 699 млрд руб. Доля расходов бюджета на обслуживание внутреннего долга стала самой большой статьей федерального бюджета, превысив более чем в два раза расходы на народное хозяйство. Краткосрочный характер долговых обязательств, допуск нерезидентов на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) оказали решающее влияние на дестабилизацию курса отечественной валюты. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились в конечном счете в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 г., именуемом дефолтом. Финансовый кризис показал, что курс рубля находится под влиянием структуры внутреннего долга и механизма его финансирования. Основу внутреннего долга России составляли «короткие» деньги. Иностранные инвесторы, которые купили 30% ГКО - ОФЗ, следили за политической ситуацией в стране и при первых симптомах кризиса изъяли свои вклады, разрушив банковско-финансовую систему страны. Финансовая политика России за последние годы шла вразрез с интересами субъектов воспроизводственного процесса. Ресурсы бюджета не использовались для структурной перестройки экономики, обновления технологии. Рост внутреннего и внешнего долга, инфляция, утечка капиталов из страны, рост дефицита бюджета, снижение ВВП, постоянный рост безработицы — все эти факторы привели к кризисному состоянию экономики. В такой ситуации задача финансовой политики - разработка экстренных мер по выходу из кризиса.__
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |