Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый менеджмент как система управления. Классификация видов финансовой политики государства




Классификация видов финансовой политики государства

Содержание, задачи и инструменты финансовой политики

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями.

Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики.

Первый принцип - постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

Второй принцип- мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий.

Третий принцип – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан.

4 основных типа:

1)Классическая финансовая политика(невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.)

2) Регулирующая финансовая политика(Финансовая политика с ее задачами стала поставила цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.)

3) Неоконсервативная стратегия(ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область)

4) Планово - директивная финансовая политика(Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.)

 

39. Социально-экономическая сущность финансового прогнозирования.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения субъекта и обоснование всевозмозможных и перспективных показателей финансовых планов. Прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов и отражает концепцию финансовой политики на определенном этапе развития. Его цель – определение реального возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования на долгосрочный период. Суть прогноза заключается в предвидении неопределенного будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов в определенных, заданных условиях.

В странах с развитой рыночной экономикой финансовый прогноз используется как метод реализации финансовой политики. Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюдением правил ведения национальных счетов.

В условиях рынка возрастает риск осуществляемых хозяйственных операций. Внешняя среда, в которой функционируют предприятия, изменяется настолько быстро, что изменчивость становится ярко выраженным признаком ситуации. В свою очередь, это приводит к частым изменениям финансовых задач, что обусловливает необходимость приспосабливать методы, используемые для их решения, к меняющейся действительности. Становится очевидным необходимость прогнозирования, разработки финансовых прогнозов на длительный срок.

Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и опираться на анализ и оценку явлений, тенденций, определять альтернативные варианты управления движением финансовых ресурсов. В ходе финансового планирования прогнозы, положенные в основу финансовой политики, конкретизируются и корректируются, определяются способы достижения выбранной цели, последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.

40. Социально-экономическая сущность финансового планирования.

Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

В условиях рынка объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов, а его результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В своей сущности финансовое планирование направлено на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста. При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, определяется объем денежных средств и их источники, выявляются резервы роста доходов и экономики в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. Показатели финансового плана – исходная база для анализа и оценки финансового положения государства, информационная основа перспективного планирования

 

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления, и управляющей подсистемы, или субъекта управления.

Рисунок 1.1. Общая схема финансового менеджмента

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.

Субъект управления ― это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во-первых, любой объект управления, любой процесс представляют собой систему. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Финансовая система входит в социально-экономическую систему. Главным свойством социально-экономической системы является то, что в ее основе лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов влияет на состояние системы и процесс ее развития. Любая система состоит из элементов. Под элементом системы понимается такая подсистема, которая в условиях данного исследования (наблюдения и его цели) представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие. Следовательно, элемент всегда является структурной частью любой системы. Например, финансовая система в целом в качестве элемента системы включает финансовые фонды (денежные, основные, оборотные фонды, фонды обращения, уставный капитал). Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансы структурного подразделения этого субъекта. Для финансов подразделения хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансовые ресурсы.

Каждому элементу присущи различные свойства. Основными свойствами элемента системы являются следующие.

1. Элемент системы выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами данной системы.

2. Элемент обладает способностью взаимодействовать с другими элементами и интегрировать с ними. Это является признаком целостности системы.

3. Элемент тесно связан с другими элементами своей системы.

Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента: всегда надо стремиться к финансовой устойчивости систем в целом, а не тех или иных ее элементов, подсистем.

Во-вторых, воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

В-третьих, финансовая система является сложной, динамичной и открытой системой.

Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, структурным разнообразием элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Это обеспечивает увеличение и углубление связей финансовой системы с внешней средой и усложняет процесс ее управления. Финансовая система является открытой системой, так как она обменивается информацией с внешней средой.

 

Финансовый анализ: сущность, цели и направления.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - это оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Категории финансового анализа - это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. В их числе: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, опцион, денежный поток, риск, леверидж и др.

Научный инструментарий финансового анализа - это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики. К ним относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОДЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ФИНАНСОВОМ АНАЛИЗЕ

Анализ финансового состояния преследует несколько целей:

- идентификацию финансового положения;

- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

- выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

I. Дескриптивные модели - основные модели для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Данные модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

1.1. Вертикальный анализ - бухгалтерская отчетность в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников ихпокрытия.

1.2. Горизонтальный анализ выявляет тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности.

1.3. Система аналитических коэффициентов — ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы и др. Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа:

1. анализ ликвидности;

2. анализ текущей деятельности;

3. анализ финансовой устойчивости;

4. анализ рентабельности;

5. анализ положения и деятельности на рынке капиталов

II. Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются:

- расчет точки критического объема продаж;

- построение прогностических финансовых отчетов;

- модели динамического анализа;

- модели ситуационного анализа.

III. Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.

Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

 

3. Бюджетирование, как составная часть финансового планирования. Бюджет предприятия: понятие и структура.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.