Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воздействие макроэкономической политики на динамику равновесного реального валютного курса. Сравнительная эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курса. 1 страница




Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платёжного баланса. Торговый баланс. Баланс движения капитала. Колебания валютного курса как инструмент автоматического регулирования платёжного баланса. Дефицит и кризис платёжного баланса.

Таким образом, модель Р.Солоу показывает, что норма сбережения (накопления) — ключевой фактор, определяющий уровень устойчивой капиталовооруженности. Более высокая норма сбережения обеспечивает больший запас капитала и более высокий уровень производства.

Вместе с тем очевидно, что процесс накопления как результат повышения нормы сбережения не объясняет механизма экономического роста, а лишь показывает переход от одного равновесного состояния к другому. Поэтому дальнейшее развитие модели Р. Солоу предполагает изменение численности населения (занятых работников) и ускорения технического прогресса. Сначала введем фактор роста населения.

Равновесный уровень капиталовооруженности при росте населения.

Предположим, население растет с постоянным темпом п. Очевидно, что увеличение численности работников при прочих равных условиях приведет к сокращению капиталовооруженности труда. В результате уравнение, показывающее изменение запаса капитала на одного работника, будет выглядеть следующим образом:

Δk = i-dk-nk → Δk = i-(d+n)k.

Поскольку капиталовооруженность труда снижается (так как запас капитала распределяется между возросшим числом занятых), то для поддержания его на прежнем уровне необходим такой объем инвестиций, который не только покрывал бы выбытие капитала, но и обеспечивал бы капиталом новых работников в том же объеме, что и старых.

Рис. 16-6. Рост населения в модели Р. Солоу

Математически это требование, характеризующее устойчивое равновесие в экономике при неизменной капиталовооруженности к*, примет вид: Δk =sf(k)-(d+n)k = 0 или sf(k) = (d+n)k.

Составляющая (d+n)k в уравнении характеризует критическую величину инвестиций — такой их объем, который необходим для поддержания капитала, приходящегося на одного работника, на постоянном(неизменном) уровне.

Чтобы изобразить графически модель Р. Солоу с учетом роста населения, обозначим устойчивый уровень капиталовооруженности труда k*. Как мы только что установили, экономика будет находиться в равновесном состоянии, если капитал на одного работника k = const. Если k1 < k*, то фактические инвестиции больше их критической величины и k1 растет. Если k2 > k*, инвестиции меньше их критического уровня и k2 падает (рис. 16-6).

Модель показывает, что для того чтобы экономика находилась в устойчивом состоянии, инвестиции sk(f) должны компенсировать последствия выбытия капитала и роста населения (d+n)k, что изображает на рис. 16-6 точка Е. В этом случае капиталовооруженность k и производительность труда у остаются неизменными. Но постоянство капиталовооруженности при росте населения означает, что капитал должен возрастать с тем же темпом, что и население, т. е. ΔY/Y = ΔL/L = ΔK/K = n.

Рис. 16-7. Последствия роста населения при неизменных запасах капитала

Отсюда следует вывод: рост населения — одна из причин непрерывного экономического роста в условиях устойчивого состояния экономики.

Однако если рост населения не сопровождается увеличением инвестиций, то это ведет к уменьшению запаса капитала на одного работника. На рис. 16-7 показано, что рост населения с п до я, сдвигает линию (d + n)k вверх, в положение (d1 + n1)k что сокращает капиталовооруженность с k* до k1*. Таким образом, модель Р. Солоу объясняет, что страны с более высокими темпами роста населения имеют меньшую капиталовооруженность, а значит — более низкие доходы.

Учет в модели Р. Солоу технического прогресса. Третьим источником экономического роста после инвестиций и увеличения численности занятых является технический прогресс. В неоклассической теории под техническим (технологическим)прогрессом понимается не машинизация производства (замена живого труда машинами), а качественные изменения в производстве (повышение образовательного уровня работников, улучшение организации, рост масштабов производства и т. п.).

Включение в модель технического прогресса изменит исходную производственную функцию, и она примет вид: Y = f(K,L,ε), где ε— эффективность труда одного работника (зависит от здоровья, образования и квалификации рабочей силы); Lε — численность эффективных единиц рабочей силы.

Рис. 16-8. Учет технического прогресса в модели Р. Солоу

Технический прогресс вызывает прирост эффективности ε с постоянным темпом g. Поэтому если g = 2%, то отдача от каждой единицы труда увеличится на 2% в год, а это равносильно тому, что объем производства возрастет так, как если бы рабочая сила за год выросла на 2%. Такая форма технического прогресса называется трудосберегающей, a gтемпом трудосберегающего технического прогресса.

Теперь можно определить устойчивый уровень капиталовооруженности при техническом прогрессе. Если численность занятых L растет с темпом п, а эффективность s растет с темпом g, то будет увеличиваться с темпом п + g. Капитал на единицу труда с постоянной (начальной) эффективностью составит k1 + [K/(Lε) ],а объем производства на единицу труда с постоянной эффективностью y1 = Y/(Lε). Состояние устойчивого равновесия в этом случае будет достигаться при условии: sf(k1) = (d+n+g)k1.

Равенство показывает, что существует лишь один уровень капиталовооруженности k1*, при котором капитал и выпуск, приходящиеся на единицу труда с неизменной эффективностью, постоянны. Это устойчивое состояние представляет собой долгосрочное равновесие экономики (рис. 16-8).

В устойчивом состоянии k1* при наличии технического прогресса общий объем капитала К и выпуск У будут расти с темпом п +g. В расчете на одного работника капиталовооруженность K/L и выпуск Y/L будут расти с темпом g. Это говорит о том, что технический прогресс в модели Р. Солоу — единственное условие непрерывного роста уровня жизни.

Таким образом, модель Р. Солоу позволяет раскрыть взаимосвязь трех источников экономического роста — инвестиций, численности рабочей силы и технического прогресса. Воздействие государства на экономический рост возможно через его влияние на норму сбережения (накопления) и на скорость технического прогресса.

Какой должна быть норма сбережения? Как мы выяснили, равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения, поэтому оптимальной будет считаться норма, обеспечивающая экономический рост с максимальным уровнем потребления. Такая норма соответствует "золотому правилу". Устойчивый уровень капиталовооруженности, соответствующий этой норме накопления, обозначим к*', а потребления — с".

Ранее мы отмечали, что произведенная продукция расходуется на потребление и инвестиции: y = c + i, откуда следует: с = y-i.

Подставляя значение данных параметров, которые они имели в устойчивом состоянии, получим: c* = f(k*) – dk*, где с* — потребление в состоянии устойчивого роста.

Устойчивый уровень капиталовооруженности, при котором максимизируется объем потребления, соответствует "'золотому правилу". Капиталовооруженность по "золотому правилу" обозначена к*', а потребление по "золотому правилу" — с" (рис. 16-9).

При капиталовооруженности, соответствующей уровню "золотого правила", производственная функция /(к*) и линия dk' имеют одинаковый наклон и потребление достигает максимального уровня.

При уровне капиталовооруженности к'* увеличение запаса капитала на единицу дает прирост выпуска, равный предельному продукту капитала МРК, и увеличивает выбытие капитала на величину d. Таким образом, при уровне капиталовооруженности к**, соответствующем "золотому правилу", выполняется условие а с учетом роста населения и технического прогресса: MPK = d+n+g.

Рис. 16-9. Устойчивый уровень потребления по "золотому правилу"

Если экономика развивается с запасом капитала, большим, чем она могла бы иметь по "золотому правилу", то в этом случае необходимо проводить политику, направленную на снижение нормы сбережений. Уменьшение нормы сбережения ведет к увеличению потребления и соответствующему снижению инвестиций, а значит, и уменьшению устойчивого уровня запаса капитала.

Если экономика начинает развиваться с меньшей капиталовооруженностью, чем при устойчивом состоянии по "золотому правилу", необходимо увеличить норму сбережений. Это повысит инвестиции и снизит потребление, но по мере накопления капитала с некоторого момента потребление снова начнет расти. В результате экономика достигнет нового равновесного состояния, но уже в соответствии с "'золотым правилом", где потребление будет иметь более высокий уровень по сравнению с начальным.

31. Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика. Модель общественного выбора.

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:

а) временные лаги фискальной и монетарной политики;

б) несовершенство экономической информации;

в) изменчивость экономических ожиданий;

г) неоднозначность исторических аналогий.

Внутренний лаг - промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

Внешний лаг - промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной политики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.

Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами заблаговременно, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества - требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их прсимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1—2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Автоматические стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.

Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.

Когда в политике правительства и ЦБ происходят изменения, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того, чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономическиемодели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.

Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и "просчитать". Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин — "критика Лукаса". В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего, уровень инфляции двухгодичной давности, л-з "" уровень инфляции трехлетней давности и т.д. Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия "совокупный спрос — совокупное предложение.

Внешними переменными модели являются госрасходы С, налоги Тп) денежное предложение Л-, ценовой шок е. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, которые могут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.

При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых "ошибок" при выработке своих решений. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе исчезает. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, в том числе и в России, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.

Однако различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопроса о выборе модели стабилизационной политики.

32. Политика твёрдого курса и произвольная макроэкономическая политика. Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации БНП и КДП.

Последовательная макроэкономическая политика ("политика твердого курса", или "игра по правилам") предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального Банка. "Твердый курс" означает, что меры правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных "правил игры".

Непоследовательная макроэкономическая политика (политика "свободы действий", или "свободы инициативы") означает, что правительство и ЦБ дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной. «Свобода действий» означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможное правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.

1) Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решении.

2) Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.

3) "Игра по правилам" способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.

В каждом из этих случаев экономические агенты знают, что правительство может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от "обмана" - не инвестируют и не делают изобретений. В результате такой непоследовательной политики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются заблокированными пессимистическими ожиданиями.

Отдавая себе отчет в непоследовательности макроэкономической политики, экономические агенты перестают доверять заявлениям правительства и ЦБ, и экономика, в конечном счете, может оказаться мало управляемой. Так, например, согласно кривой Филипса, взаимосвязь между инфляцией и безработицей

Для уменьшения инфляционных ожиданий руководство ЦБ заявляет, что главной целью проводимой им денежной политики является снижение темпов роста цен. Однако после того, как ожидания уже сложились, у ЦБ появляется стимул к отказу от прежних намерений ради борьбы с безработицей. Если маневры ЦБ не ограничены рамками «твердого курса», то экономические агенты не поверят его заявлениям о решительной антиинфляционной политике и не будут осуществлять инвестиций. В итоге экономический рост окажется «заблокированным» этим недоверием.

Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.

Некоторые возможные "твердые курсы" бюджетно-налоговой политики правительства:

а) государственный бюджет, балансируемый ежегодно;

б) государственный бюджет, балансируемый в более долгом периоде: на циклической основе; на функциональной основе.

Курс правительства на ежегодно балансируемый государственный бюджет:

а) снижает степень "встроенной" стабильности экономики;

б) вызывает частые колебания налоговых ставок, которые снижают инвестиционную активность;

в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения в пользу будущего.

Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства стран балансируются в более долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики, ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать следующие: снижение общего объема государственного долга; стабилизация соотношения долг/ВВП; выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП; равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.

Указанные целевые ориентиры сдерживают "аппетиты" расходующих государственных ведомств, которые вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с этими ограничениями, без которых динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудно управляемой.

Некоторые возможные "твердые курсы" кредитно-денежной политики Центрального Банка:

1) поддержание стабильного темпа изменения денежной массы;

2) стабилизация рыночной ставки процента;

3) стабилизация номинального ВВП;

4) стабилизация номинального валютного курса.

При стабилизации темпа изменения денежной массы ЦБ устанавливает на каждый год определенный уровень ее прироста и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильное денежное предложение. При стабилизации процентной ставки ЦБ изменяет денежное предложение с помощью указанных инструментов таким образом, чтобы фактическая среднерыночная ставка процента приблизилась к избранному целевому ориентиру.

Антиинфляционный потенциал курса на стабилизацию темпов изменения денежной массы более высокий, чем курса на стабилизацию рыночной ставки процента, однако в первом случае не удается избежать эффекта вытеснения.

Курс на стабилизацию номинального ВВП обладает наибольшим антиинфляционным потенциалом, хотя практическая реализация такой политики осложняется тем, что ВВП изменяется со значительным временным лагом к любым мерам. Если фактический номинальный ВВП оказывается выше заданного, то ЦБ с помощью мер кредитно-денежной политики снижает денежное предложение, что сопровождается снижением занятости и выпуска. Если фактический ВВП ниже заданного уровня, то ЦБ проводит кредитно-денежную экспансию. Колебания уровня занятости при такой политике могут оказаться значительными, хотя в более долгом периоде стабилизация выпуска предполагает и стабилизацию уровня безработицы.

Описанный курс политики оказывается наиболее эффективным в ситуациях, когда снижение уровня инфляции становится первоочередной целью макроэкономического регулирования.

Опыт многих стран свидетельствует, что заслуживает доверия политика ЦБ, которая обеспечивает низкий стабильный темп роста денежной массы. Однако такая политика несовместима с фискальной политикой правительства, ориентированной на значительный дефицит госбюджета. Эта несовместимость объясняется ограниченными возможностями долгового финансирования бюджетного дефицита и неизбежным усилением инфляционною давления даже в случае стабилизации темпа роста денежной массы. В условиях быстрого роста государственного долга экономические агенты не поверят обещанию ЦБ придерживаться низкого темпа роста денежной массы, а недоверие неизбежно дестабилизирует общую макроэкономическую ситуацию. Поэтому систематический контроль правительства за динамикой бюджетного дефицита является необходимым условием успешного проведения Центральным Банком антиинфляционной денежной политики.

В переходных экономиках, в том числе и в российской, выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств. Во-первых, нередко отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования вообще и опыт координации действий правительства и ЦБ - в частности. Во-вторых, объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и ЦБ еще более усложняется в ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным лицам. В-третьих, нередко отсутствуют необходимые социальные условия для обеспечения успешного антиинфляционного сдерживания ценой увеличения безработицы.

Платежный баланс - систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительством) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).

Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.

Экономические сделки представляют собой любой обмен стоимости, то есть акт, в котором передается право собственности на товар, оказывается экономическая услуга или право собственности на активы переходит от резидента данной страны к резиденту другой страны.

Любая сделка имеет две стороны, и поэтому в платежном балансе реализуется принцип двойной записи. Основными статьями платежного баланса являются кредит и дебет.

Кредит - отток стоимостей, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. В кредите отражается отток ценностей из страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.

Дебет - приток стоимостей в данную страну, за который ее резиденты должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, то есть расходовать иностранную валюту.

Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета платежного баланса по определению. При этом внутри платежного баланса могут быть выделены несколько частей.

Платежный баланс включает в себя три составных элемента:

1) счет текущих операций;

2) счет движения капитала и финансовых операций;

3) изменение официальных резервов.

Обобщенная структура платежного баланса

I. Счет текущих операций

1. Товарный экспорт 2. Товарный импорт. Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс)

3. Экспорт услуг (доходы от иностранного туризма и т.д., исключая кредитные услуги).

4. Импорт услуг (платежи за туризм за рубежом и т.д., исключая кредитные услуги). 5. Чистые факторные доходы из-за рубежа. 6. Чистые текущие трансферты. Сальдо баланса по текущим операциям

II. Счет движения капитала и финансовых операций

7. Приток капитала 8. Отток капитала. Сальдо баланса движения капитала и финансовых операций. Сальдо баланса по текущим, капитальным и финансовым операциям

III. Изменение официальных резервов

Счет текущих операций включает в себя экспорт товаров и услуг (со знаком "плюс"), импорт (со знаком "минус"), чистые доходы от инвестиций и чистые текущие трансферты. Разница между товарным экспортом и товарным импортом образует собственно торговый баланс. В целом счет текущих операций выступает как расширенный торговый баланс.

Товарный экспорт учитывается со знаком «плюс» и выступают как кредит, потому что создают запасы иностранной валюты в национальных банках. Импорт учитывается в графе «дебет» со знаком "минус", потому что они сокращают запасы иностранной валюты в стране. Чистые факторные доходы из-за рубежа образуются в результате экспорто- и импортоподобных операций, которые включают в себя чистую оплату труда временных работников и чистые доходы от кредитных услуг, которые связаны с «экспортом» услуг вкладываемого за рубежом национального денежного капитала. Если национальный капитал, вложенный за рубежом, приносит больший объем процентов и дивидендов, чем иностранный капитал, инвестированный в данной стране, то чистые доходы от инвестиций окажутся положительными; в противном случае - отрицательными. Чистые текущие трансферты включают переводы частных и государственных средств в другие страны (пенсии, подарки, денежные переводы за границу или безвозмездная гуманитарная помощь иностранным государствам).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.