Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая дифференциация и экономический статус: сущность и факторы влияния




· Экономическая дифференциация представляет собой неравномерное распределение экономических ресурсов среди субъектов экономического взаимодействия. Экономическую дифференциацию мы будем рассматривать в контексте социально-экономического неравенства населения. В данном случае в основу неравномерного распределения ляжет разница в доходах между разными социально-демографическими группами населения. Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства. Однако у абсолютного равенства в доходах тоже есть обратная сторона. Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей. Экономический статус на микро и макроуровнях. Экономический статус - позиция или положение индивида, группы, организации и т.п., определяющиеся с точки зрения размера или источника дохода, величины собственности, стандарта благосостояния. Экономический статус на макроуровне представляет собой экономическое положение населения регионов - субъектов Российской Федерации, а на микроуровне - отдельных индивидов и социальных групп. Статусная иерархия - классификационный порядок неравенства социального престижа в зависимости от различного положения индивидов в социальной системе. Поляризация доходов населения служит основой для статусной иерархии населения, которая в современной России выстраивается по степени материальной обеспеченности граждан. Сущность и причины экономического расслоения общества. Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

· 15. Минимальные государственные социальные гарантии как основа социальной защиты населения.

· Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. Государственные социальные стандарты (ГСС) - социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременноориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства. Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных. Большинство этих норм и нормативов является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться засчет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей. Государственные социальные стандарты устанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.Формирование системы ГСС должно осуществляться на базе следующих принципов:· соблюдение и обеспечение конституционных прав и гарантий граждан;· целевое, адресное и поэтапное внедрение механизмов нормативного метода подушевого финансирования отраслей социальной сферы из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов с учетом социально-экономического положения в стране, региональных и местных факторов и условий;· закрепление доходов и расходов на социальные нужды по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;· гласность, означающая обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении, а также обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений при формировании и применении системы государственных социальных стандартов.В результате установления и применения ГСС становится возможным проведение более эффективных мероприятий по:· удовлетворению важнейших потребностей населения в социальных услугах;· государственной поддержке развития социальной сферы;· выравниванию уровня социального развития на территориях субъектов Российской Федерации;· концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной социальной политики;· планированию и организации предоставления гарантируемых социальных услуг;· оценке и контролю за деятельностью учреждений и организаций, осуществляющих реализацию государственных социальных стандартов.

· 16. Льготы и выплаты в системе социальных гарантий: понятие, нормативная база.

· Причины необходимости существования льгот:1. Потребность в общественной гарантии наиболее полного удовлетворения социальных потребностей нетрудоспособных граждан; 2. Политические причины - необходимость реализации принципа социальной справедливости, наличие групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое развитие страны и потому заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны государства, а также существование таких социально-экономических проблем как проблема выживания, жилищная и другие, решение которых, в частности, для нетрудоспособных, невозможно в современных условиях без наличия такой экономической и правовой категории как льготы. 3. Сложная экономическая ситуация в стране, обнищание населения, ухудшение экологического состояния в результате аварий и катастроф, вызывающих повышенный рост инвалидности и т.д. Вдействующей системе социальных гарантий и льгот используются понятия - “гарантия”, “льгота”, “компенсация”. “Гарантия” - главным образом обеспечение, т.е. активная деятельность по реализации того или иного положения.“Льгота” - это стремление благоприятствовать отдельным субъектам, предоставление кому-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или обеспечение условий их выполнения.“Компенсация” - это возмещение убытков, вызванных причинами, ответственность за которые принимает на себя субъект (государство). Современное состояние предоставления
социальных гарантий и льгот:
В настоящее время социальные гарантии и льготы в Российской Федерации составляют более тысячи, которыми обеспечиваются около 200 категорий получателей, а численность лиц, претендующих на получение различных социальных гарантий, льгот и выплат достигает почти 100 млн. человек (ветераны, инвалиды, дети, учащаяся молодежь, безработные, вынужденные переселенцы и другие категории граждан).По вопросам социальных гарантий и льгот на федеральном уровне действует более 50 нормативных правовых актов. Наиболее крупными являются законы “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”и т.д. Монетизация льгот: В августе 2004 г. был принят закон №122, которым были внесены значительные изменения в большое число других законов. Речь в нем идет о замене льгот денежными выплатами. С 1 января 2005 г. льготники получают одни и те же компенсации, один и тот же соц.пакет. В новом законе во всех его статьях вместо слова «льготы» используются слова «меры социальной поддержки». Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных сумм отдельным категориям граждан возложены на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Документами, дающими право на установление ежемесячной денежной выплаты, являются: удостоверение и (или) справки установленного образца для каждой категории льготников, выданные соответствующим компетентным органом. Соцпакет – это набор социальных услуг. В состав набора социальных услуг, предоставляемого гражданам, включаются: лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и транспортные услуги. Стоимость его составляет 450 руб. Однако от набора социальных услуг можно отказаться (или какой-то его части) до 1 октября текущего года, подав в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующее за­явление, и вместо соцпакета будут производиться ежемесячные денежные выплаты.

· 17. Экономическая функция семьи: понятие и особенности ее реализации в условиях рынка.

· Семья – малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные и родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально психологические, эмоционально этические и правовые отношения. Экономическая функция семьи заключается в том, что вклад в материальное благосостояние семьи вносят оба супруга в соответствии с профессиональным положением и возможностями дополнительного заработка. Распоряжаются совместно. Семейная экономика начинается с момента зарождения семьи, с выработки молодоженами принципов и стратегии благопристойной, как минимум обеспеченной, а может быть, и богатой семейной жизни, с организации и повседневного ведения домашнего хозяйства.В условиях рыночной экономики семья является основным звеном формирования и накопления человеческого капитала. Поэтому систему функций семьи можно рассматривать на трех стадиях: образование, производство и реализация "человеческого капитала". На первой стадии происходит создание материальной базы семьи в процессе осуществления следующих функций: формирования и использования семейного бюджета, ведения домашнего хозяйства. На второй стадии семья выполняет следующие функции: детородную, воспитательную, рекреационную. На этой стадии производится физическая основа "человеческого капитала", который развивается, и одновременно происходит адаптация этого капитала к социально- экономической системе жизнедеятельности. Для производства человеческого капитала необходимы следующие факторы производства: материальные ресурсы, товары и услуги, а также сами производители - члены семьи. На третьей стадии реализуются следующие функции посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства: индивидуальное участие членов семьи в рыночном хозяйстве, организация семейного бизнеса, корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве, ведение домашнего хозяйства, получение и распределение доходов. Функции семьи на всех стадиях формирования и функционирования "человеческого капитала" взаимосвязаны. Например, снижение детородной функции уменьшает трудовой потенциал семьи, ослабляет ее производственные функции и может отрицательно сказаться на воспитательной функции.

·

·

· 18. Социально-экономический потенциал семьи, его сущность и значение.

· Жизнь семьи характеризуется различными материальными и духовными процессами. Она отражает силу и слабость социального благополучия общества, ибо это есть осознанно организованная группа для реализации социально-экономических и духовных интересов. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности, прежде всего, отражаются на семье. В условиях рыночных отношений, когда в основе государственной концепции социальной защиты населения на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным основным гарантом выживания, так как нигде, как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. В период кризиса экономики семья становится микроэкономической ячейкой общества. Происходит ее экономическое обособление, возрастает и трансформируется экономическая функция семьи в направлении приобретения и создания собственных, накопление и передача по наследству богатства семьи. Таким образом, социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, в огромной степени повышают роль экономической функции семьи. В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить 2 больших блока:1. участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки, несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов;2. это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления. В системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения – эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.В качестве критерия бедности выступает не просто среднедушевой доход, а сочетание уровня доходов семьи и их имущественной обеспеченности, то есть социально-экономический потенциал семьи, определяемый уровнем доходов от всех видов деятельности, наличием собственности (в том числе жилья) с учетом социально-демографических характеристик членов семьи. Бюджет любой семьи складывается из ее доходов и расходов. Источником данных о семейном бюджете служат выборочные обследования семей по разным социальным группам населения.

· На основе исследований выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:1. семьи первого уровня бедности (уровень нищеты),душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;2.семьи второго уровня бедности (малообеспеченные), душевой доход, в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;3.семьи обеспеченные, совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе; 4.состоятельные семьи, совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе. В целях активизации экономической функции семьи в территориальных центрах помощи семьи и детям создаются в соответствии с Примерным положением отделения социально-экономической помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются:консультирование по вопросам самообеспечения семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов; содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки; социальный патронаж м6ногодетных, неполных, малообеспеченных семей.Основным экономическим средством социальной защиты семьи должна стать реализация семейной, налоговой и кредитной политики государства.Государство призвано поддерживать и поощрять любые формы экономической активности семьи (кроме криминальной), которые укрепляют автономность и самостоятельность семей как экономических агентов в области формирования доходов государства и богатства общества.Государство вместе с другими субъектами социальной политики должно создавать условия для возрождения «однодоходной семьи», такого положения, когда доход одного взрослого члена семьи обеспечивает условия ее нормальной жизнедеятельности, включая рождение и социализацию детей. Создание этих условий позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, ее эффективное функционирование, как в собственных интересах, так и в интересах всего общества.

· 19. Экономические основы социального обеспечения на современном этапе.

· Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.

· К основным видам социального обеспечения относятся:

· • пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

· • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице

· • содержание и обслуживание детей, престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;

· • медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

· социальное обеспечение - система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

· Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения.

· В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речь идет об одной из форм социального обеспечения - о социальном страховании. Социальное страхование — это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным.

· Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование.

· Организационно-экономическими основами социального обеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры.Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения.Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, отличающиеся по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, которые образуются за счет отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.. Организационно-экономические основы пенсионного обеспечения Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями.

· Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд.Известно две модели пенсионного обеспечения. Первая, когда пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений - работающих граждан и нетрудоспособной части населения. Система пенсионного обеспечения, которая характеризуется зависимостью демографической и экономической ситуациями в стране, является распределительной. Другая модель основывается на накопительном принципе: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную пенсионную компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Такая модель является накопительной.

· Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, был сделан в 1991 году, когда был создан Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации. ПФ является государственным социальным внебюджетным фондом.

· Пенсионный фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система ПФ включает центральный аппарат, региональные отделения и пункты уполномоченных.

· Первоочередной задачей ПФ является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Это означает создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого ПФ выполняет следующие функции:

· 1. собирает страховые взносы от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами;

· 2. взыскивает с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· 3. капитализирует свои средства;

· 4. контролирует с налоговыми органами своевременное и полное поступление страховых взносов;

· 5. проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников;

· 6. финансирует выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца.

· В настоящее время средства ПФ формируются за счет следующих источников:

· 1. страховые взносы (например, работодатели - 28%);

· 2. средства ФБ, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий (например, пенсии военнослужащим);

· 3. средства государственного фонда социального страхования.

· Страховые взносы поступают от плательщиков: работодателей и самозанятого населения. Федеральный бюджет направляет средства на выплату пенсий военнослужащим, гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий, социальных пенсий, надбавок к пенсиям участников ВОВ, на покрытие расходов по доставке и пересылке пенсий. Фонд социального страхования перечисляет средства на выплату пенсий вследствие трудового увечья. Государственные службы занятости населения направляют средства на выплату пенсий тем безработным гражданам, которые имеют право оформить пенсию по старости раньше установленного возраста.

· Назначением пенсий до недавнего времени занимались органы социальной защиты населения, а в настоящее время - отделы назначения и выплаты пенсий входят в структуру региональных отделений ПФ.

· 21. Особенности формирования негосударственных фондов пенсионного обеспечения.

· Негосударственный пенсионный фонд - является некоммерческой организацией, основным направлением деятельности которого является негосударственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование. Основной целью деятельности НПФ является накопление, рациональное размещение (не менее 4 % годовых) и обеспечение выплат в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами. Достаточно сложным аспектом при формировании системы негосударственного пенсионного обеспечения представляется процесс ее государственного регулирования и воздействия государства на деятельность негосударственных пенсионных фондов, где предполагается решение ряда социально-экономических задач. К основным задачам, которые предполагается решать при функционировании негосударственных пенсионных фондов, относятся повышение уровня жизни пенсионеров -участников НПФ, формирование инвестиционных ресурсов долгосрочного характера и ряд других. Имеют место серьезные проблемы, которые не разрешены до настоящего времени, а именно: отсутствие доверия у населения к негосударственным пенсионным фондам, ограниченное количество инвестиционных инструментов, предназначенных для размещения пенсионных резервов, отсутствие адекватного законодательного обеспечения новой пенсионной системы и ряд других. В настоящее время складывающаяся российская пенсионная система структурирована в три уровня: первый уровень представлен государственной базовой пенсией, рассчитанный всем застрахованным лицам в одинаковом размере, призван обеспечить минимальные потребности застрахованных лиц; второй уровень - государственная трудовая (страховая) пенсия, состоящая из двух составляющих: распределительной и накопительной части, и учитывающая в полной мере трудовой вклад человека на протяжении всей его трудовой деятельности; третий уровень - добровольное пенсионное обеспечение, т.е. формирование накопительной негосударственной пенсионной системы. Необходимо отметить, что третий уровень пенсионной обеспечения находится в стадии формирования. Поэтому, действующая пенсионная система нуждается в ее дальнейшем совершенствовании

·

· 22. Организационно-экономические основы социального страхования.

· В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п. Основными признаками социального страхования являют­ся:

· предварительный учет или прогнозирование риска; кол­лективная ответственность за индивидуальный риск; опреде­ление внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (ме­стное и частное страхование); всеобщее страхование, охваты­вающее всю территорию страны и значительное число граж­дан;международное страхование. Принципы организации социального страхования: Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; Источники финансирования страховых выплат
и страховых возмещений
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются: страховые взносы и (или) налоги; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Структура государственного социального страхования
и его особенности в РФ
В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:• пенсионным;• обязательного медицинского страхования;• социального страхования;

· Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев. Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию

· 23. Сущность, принципы, основные источники финансирования системы соц. защиты населения.

· Основные функции финансирования социальной работы: распределительная, стимулирующая, контролирующая. Принципы финансирования социальной сферы:1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов; 2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения;3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий;4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология);6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов. Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников: I. Государственный бюджет, в том числе:федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);муниципальные бюджеты. II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:пенсионный фонд;фонд социального страхования;фонд обязательного медицинского страхования; фонд занятости; республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения. III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.). Негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:взносов учредителей благотворительных организаций членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;труда добровольцев;иных, не запрещенных законом источников. Основные методы финансирования системы социальной защиты Существует два основных способа: Первый способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы). Второй способ – косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги

· 24. Виды финансирования в сфере социальной работы.

· Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

· Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда - обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения. Средства фонда расходуются на: 1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;3. оплату коммунальных услуг;4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;6. создание дополнительных рабочих мест.7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам. Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов. Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) - на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения. Существует два основных способа финансирования социальной работы.

· Первый способ - прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

· Второй способ — косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

· Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

· Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;3. негосударственные, профессиональные системы - размер выплат зависит от страхового вклада граждан. Недостатки финансирования социальной сферы:1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно

· 25. Негосударственные источники финансирования системы социальной защиты.

· Финансирование мероприятий по социальной защите на­селения осуществляется из различных источников: I. Государственный бюджет, в том числе:1.федеральный бюджет 2.бюджеты субъектов федерации (республик, краев, авто­номных областей и др.);3.муниципальные бюджеты. II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: пенсионный фонд; фонд социального страхования;фонд обязательного медицинского страхования;фонд занятости;республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения. III. Негосударственные источники финансирования (част­ные и общественные благотворительные фонды и др.). Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет: взносов учредителей благотворительных организаций;членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;труда добровольцев;иных, не запрещенных законом источников. Одним из источников финансирования социальной защиты являются общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты. «Третьим сектором» принято называть организации, которые занимаются общественной деятельностью отдельно от государства и не ставят своей целью получение прибыли. В него входят общественные организации, различные ассоциации, клубы по интересам, благотворительные фонды и др. Формы государственной поддержки организаций «третьего сектора»:- предоставление льгот коммерческим организациям, тесно сотрудничающим и поддерживающим работу различных объединений граждан;-предоставление негосударственным некоммерческим организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений, оплате коммунальных услуг и т.п.);- размещение заказов «третьему сектору» на выполнение услуг;- стимулирование развития различного рода инициатив, исходящих от простых жителей (по созданию ими различных клубов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.