Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и соц защита. Экон-ая свобода и экон-ая защищенность. Типы социально-рын-го хоз-ва на примере Германии, Швеции, Франции. Границы регул-я рынка




В экон-ой теор термин «рынок» — это механизм взаимод-я покупателей и продавцов экон-х благ.

Отн-я между покупателями и продавцами, т.е. рын отн-я, начали склад-ся еще в глубокой др-ти, до возн-я денег, кот-е и появ-сь затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отн-я. По мере разложения натур-го хоз-ва и разв-я произв-ва товаров на продажу менялось само представление о рынке. Совр-й рынок, оставаясь механизмом взаимод-я покупателей и продавцов, превратился в сис-му регул-я хоз-ой жизни (эк-ки).

Рынок обслуживает произв-во, обмен, распр-е и потр-е. Для произ-ва рынок поставляет необходимые ресурсы и реал-т его продукцию, а также опр-т спрос на нее. Для обмена рынок явл-ся главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, кот-й опр-т размеры доходов дяя владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потр-я рынок — это тот канал, через кот-й потребителю поступает осн часть необх-х ему потреб-х благ. Наконец, рынок — это то место, где опред-ся цена, являющаяся главным индикатором рын эк-ки.

Соц защита – это политика го-ва по обеспечению социально-экон-х прав и гарантий Ч, независимо от его места проживания, нац-ти, возрасту и другим обст-вам.

С помощью соц защиты гарантируются след права:-Права на труд, жизнь и отдых;-Право на соц обеспечение по старости, болезни и в связи с утерей кормильца;-Право на восп-е детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образ-е, жильё и т.п.

Данные права реал-ся с помощью след-х напр-ий соц защиты:-Обес-е членам об-ва прожиточного минимума, а также предоставление матер-ой помощи отд-м категориям гр-н;-Созд-е усл-й, кот-е дают возм-ть гр-нам зарабатывать на жизнь законным способом;-Созд-е услуг для обесп-я гр-нам образ-я и охраны здоровья;-Обесп-е благоприятных усл-й труда и экол-ой без-ти членов об-ва;-Защита гр-н от преступных посяганий;-Защита гражд-х и полит-х прав и свобод.

Данные напр-я имеют след формы проявления:Индексация доходов населения; Устан-е мин-ой з.п, пенсий и стипендий; Устан-е мин-х стандартов на соц страхование по усл-ям труда; Обязательные соц страхования.

Германская модель экономики.

Это модель соц-го рын хоз-ва, кот-я расширение конкурентных начал увязывает с созд-ем особой соц инфрастр-ры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с форм-ем многослойной институциональной стр-ры субъектов соц политики. В германской экон-ой модели гос-во не устан-т экон-ие цели - это лежит в плоскости индив-х рын-х решений, - а создаст надежные прав-е и соц рамочные усл-я для реализации экон-ой инициативы. Такие рамочные усл-я воплощаются в гражд-м об-ве и соц-м равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возм-тей и прав-й защите). Они состоят из 2 осн-х частей: гражд-го и хоз-го права, с одной стороны, и сис-мы мер по подд-ю конкурентной среды, с другой. Важн задача гос-ва – обесп-ть баланс между рын эфф-тью и соц справ-тью. Трактовка гос-ва как источника и защитника прав-х норм, регул-щих хозяйственную деят-ть, и конкурентных усл-й не выходит за пределы запад экон-ой традиции. Но понимание гос-ва в германской модели и, в целом, в конц-и соц рын эк-ки отл-ся от понимания гос-тва в других рын-х моделях представлением о более активном вмешательстве гос-ва в эк-ку.

Герм модель, сочетающая рынок с высокой степенью государ-го интервенционизма, характ-ся след чертами: - индивидуальная свобода как усл-е функц-я рын-х механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это усл-е обесп-ся активной госуд-ой политикой подд-я конкуренции; - соц равенство – рын-е распр-е доходов обусловлено объемом вложенного капитала или кол-вом индив-х усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной соц политики. Соц политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие гос-ва в предоставлении соц-х благ, напр, в жилищном строительстве; - антициклическое регул-е; - стимул-е технологических и орган-х инноваций; - провед-е струк-ной политики; - защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особ-ти германской модели есть производные от основополагающих принципов соц рын эк-ки, первым из кот-х явл-ся органическое единство рынка и гос-. Другой особ-тью экон-ого пути разв-я Германии явл-ся так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в эк-ке страны. Банки явл-ся в Германии крупными акционерами пром-х компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в эк-ке Германии с учетом их реал-го влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Шведская модель.

В Швеции считается, что политика на рынке труда не должна сводится к тому, что бы содействовать заполнению безработными вакантных раб-х мест, и выплачивать пособия по безработице. В Швеции на рынке труда осущ-ся активная политика, вкл-щая 4 осн-х элемента:

1.Ограниченную фискальную политику. Цель ее – устан-е таких косвенных налогов на товары и услуги, кот-е не позволяли бы спросу и инфляции расти столь быстрыми темпами, что заставило бы менее прибыльные пред-тия прек-ть свою деят-ть. Прибыль следует сдерживать, чтобы не допустить инфляционной конкуренции в повышении з/п между фирмами, получающими очень высокие прибыли.

2.политику солидарности в з/п. Это означает, что все рабочие и служащие должны получать равную оплату за равный труд независимо от финн-го положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы.

3.стимул-е созд-я новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров.

4. селективный (выборочный) экон-й рост.

Речь идет о госуд-ой поддержке занятости в секторах, у кот-х низкие экон-е показатели, но которые обеспечивают социально-необходимые услуги. По расходам на проведение активной политики Швеция значительно опережает ряд европейских стран и США.

Французская модель.

Для борьбы с безработицей исп-ся как активные, так и пассивные меры, однако предпочтение отдается пассивной политике на рынке труда. Безработным длительное время выплачивают пособие. Максимальная продол-ть выплаты такого пособия сост-т 5 лет. При этом доля расходов в бюджете Франции на пассивную политику на рынке труда почти в 2 раза превышает долю расходов на проведение активной соц политики. В области упр-ния трудовыми ресурсами на фран-х пред-тиях в настоящее время осущ-ся политика неполной занятости, рассматриваемая как глобальное ср-во борьбы с безработицей. Однако, предполагается, что в дальнейшем безработица во Франции будет оставаться на ур-не 10-12%, т.е. существенно более высоком, чем во многих других запад-х странах. Все это говорит о том, что пассивная политика на рынке труда гораздо менее эффективна, чем активная.

26). Росс эк-ка с точки зрения соц-и: проблемы прошлого и настоящего.

ПРОБЛЕМЫ ПРОШЛОГО:

- Важным рычагом возд-я на хозяйствующих субъектов, помимо централизации материальных и ден-х ресурсов, становится ограниченный доступ к @. Производители отрезаны от достоверных данных о потребительском спросе и состоянии хоз-ой конъюнктуры в целом.

- Привилегированные неформальные отн-я, складываются сложные сис-мы обмена услуг и неофиц-х торгов.

- Ликвидируется разделение об-ва на экон-ие классы. Социально-экономическая дифференциация по размерам личной собс-ти и уровню получаемых доходов не устраняется. Однако классовые признаки играют второстепенную роль.

- Обозначается властная элита, ключевые позиции в ней занимают полит-ая и военная элита, а хоз-ая и культурная элиты – подчиненное место.

- Высокие возм-ти для вертикальной соц мобильности, здесь выходцы из рядовых рабочих дорастали до генер-х директоров крупных объединений.

- В сфере занятости проводится политика по сдерживанию вторичного рынка труда посредством регул-я вторичной, неполной и самостоятельной занятости. Вводятся ограничения и запреты на совм-во, а также на широкий круг видов индив-ой труд-й деят-ти.

ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО:

- Происх-т восст-е традиционных способов хоз-ния и выживания, основанных на семейных, клановых или соседских связях, опирающихся на домашнее хоз-во и сети родственного обмена продуктами и услугами.

- Колхозы и совхозы на селе все более превращаются в стр-ру, обслуживающие потреб-ти частных подсобных хоз-в.

- Исп-е «силовых методов». К ним прибегают при невыполнении деловых обяз-в, несоблюдение норм деловой этики, дележе рынков и вытеснении конкурентов.

- Возросла дифференциация доходов, имущественного состояния и ур-ня жизни. Одновременно пополняются ряды бедного населения. При чем в них попадают не только безработные и нетрудоспособные, но и часть работающего населения, находящегося в расцвете сил и спос-тей.

- Изм-е статусных ориентиров. Престижным стало то, что связанно с Западом или с бизнесом.

- Образ-е совр-го среднего класса, формируемый группами мелких и средних предпринимателей и менеджеров, дипломированных специалистов и высококвалифицированных рабочих.

-Российские хоз-во и об-во переживают период ускоренной МОБИЛЬНОСТИ. Вертикальное передвижение соц-х и профес-х групп и о горизонтальной миграции труд-х ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.