Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Животноводство




В составе животноводства выделяют несколь­ко отраслей. Скотоводство (разведение крупно­го рогатого скота) имеет наибольшую числен­ность поголовья и дает самый большой объем продукции. Основная продукция скотоводст­ва - молоко и мясо. По их соотношению в ско­товодстве выделяют два основных направления.

Свинья практически всеядное животное. Она не нуждается в пастбищах. Поэтому разво­дить свиней можно повсеместно. Но все-таки свиноводство наиболее развито в районах выра­щивaния зерна и картофеля, а также вблизи крупных городов и центров пищевой промыш­ленности. Здесь оно ориентировано на исполь­зование отходов.

Большое хозяйственное значение имеет ов­цеводство. Оно дает мясо, шерсть, овчину. Овцы очень неприхотливы. Они поедают низкие и су­хие растения, хорошо переносят длинные пере­ходы, круглогодичное содержание на пастби­щах, выпас на горных склонах. Поэтому для их разведения используют земли, непригодные для других отраслей сельского хозяйства. Главное направление российского овцеводства - тонко­рунное (юг европейской части и Сибири). В цен­тральных районах и на севере европейской час­ти доминирует овчинно-шубное овцеводство. В последние годы поголовье овец уменьшилось в 3 раза (16 млн голов).

Домашнюю птицу разводят главным образом в зерновых районах, вблизи крупных городов..

Коневодство развито на юге европейской час­ти и Урала. Основные районы оленеводства ­ Крайний Север Сибири и Далънего Востока. В более южных районах разводят пушного зв


30.Общая характеристика транспортного комплекса России. Уровень развития транспортной системы в России.

Транспортный комплекс обеспечивает связи между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в угольной и лесной отраслях, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет большое значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и, основных производственных фондов.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Транспортная система - это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров - железнодорожный. Однако эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т. п.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Волго-Вятский экономические районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Северный.

В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но и всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта природную среду и человека.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны, по которым идут основные грузопотоки страны и тесно взаимодействуют все виды транспорта:

1. Широтное магистральное направление "восток-запад". Оно включает железнодорожные и трубопроводные пути;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север-юг" по р.р. Волге и Каме, железнодорожными трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

31. Развитие и размещение отраслей транспорта России.

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, определивших его преимущественное развитие в стране. Железная дорога дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов, и пассажиров, что укрепляет ее преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транс- порта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Основные черты географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. Густой и разветвлённой железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвлённостью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Транссибирская железная дорога: Москва-Владивосток, длиной 9332 км. Построена, но пока слабо используется Байкало-Амурская магистраль. Начато строительство Амуро-Якутской магистрали. В меридиональном направлении в Западной Сибири действует участок Тюмень-Сургут-Коротчаево.

Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономичёских связях страны благодаря географическому положению России. Он является одним из основных источников получения валютных средств. Но средний возраст российских судов превышает 20 лет, поэтому многие суда не могут заходить в иностранные порты.

Речной транспорт. Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р.р. Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В 1990 годы в связи с экономическим кризисом произошло сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, количества причалов.

Автомобильный транспорт в основном используется перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояний. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развит транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пуни не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.
Почти 40 % достигла доля отечественных автомобильных перевозчиков в освоении внешнеторговых грузопотоков нашей страны. Номенклатура грузов, перевозимых автотранспортом, за последние годы не претерпела существенных изменений. Предприятия автомобильного транспорта все активнее конкурируют с железнодорожным транспортом в секторе дальних международных перевозок. К концу XX века парк автомобилей, эксплуатируемых в России, достиг 23,4 млн. единиц, из которых 19,7 млн. ед. составляют легковые автомобили, 3,2 млн. ед. - грузовые и 0,5 млн. ед. приходится на автобусы. Реализуется "Государственная концепция создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации", рассчитанная на период до 2010 г.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью перевозок и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам не более 30 %. Износ основных фондов оценивается в 70%. В 2001 г. в нашей стране работали около 300 авиакомпаний, из которых 34 выполняют 94 % общего объема воздушных перевозок. Российские авиакомпании эксплуатируют 6,5 тыс. самолетов. Темпы их списания из-за высокой изношенности и старения почти в 80 раз превышают темпы приобретения новых самолетов (6-8 единиц в год). В России действуют 533 аэропорта. Из них 63 аэропорта имеют федеральное значение, а 69 носят статус международных.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем зависят от решения основных проблем транспортного комплекса.

 

32. Региональная экономика и региональная политика России.

В условиях развития рыночных отношений, суверенизации субъектов Российской Федерации особую роль играет изучение региональных особенностей развития экономики страны, так недооценка территориального (регионального) фактора оказала
отрицательное влияние на темпы перехода к рынку. Медленно идет децентрализация, с другой стороны, в ряде случаев наблюдается сепаратизм. Необходимо придерживаться "золотой середины" в отношениях федерального центра и регионов при обязательном сохранений единого экономического пространства. Формирование региональных рынков, развитие местного самоуправления требует глубокого изучения социально-экономических региональных комплексов.

Федерализм и регионализм как форма территориально-политической организации общества является предметом изучения многих наук. Изучением региона как сложного социально-экономического и политического образования занимаются региональная экономика, региональная социология, география. В последние годы формируется комплексная социально-экономическая научная дисциплина "Регионалистика" (регионоведение), изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом природных, исторических, демографических, политических, экономических и экологических особенностей.

В экономической литературе часто встречаются понятия "регион" и "район" как равноправные. В последнее время большинство исследователей, политиков сходятся во мнении, что регионами в России следует считать субъекты Федерации. Регион -это территория в административных границах субъекта РФ, характеризующаяся следующими чертами: комплексностью, целостностью и управляемостью. Целостность означает формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственно-технологических связей, наличие сообщества людей с определенными традициями и образом жизни. Комплексность - это пропорциональное развитие производительных сил, Способность региона осуществлять расширенное воспроизводство на основе собственных ресурсов. Управляемость - это наличие органов управления.

Наиболее существенный показатель определения отраслевой специализации региона - это индекс уровня специализации, рассчитываемый как отношение удельного веса региона в РФ в производстве продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране в производстве всей промышленной продукции.
Региональная политика - это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами, особый вид государственной политики до регулированию экономического, социального, политического, экологического развития страны в региональном аспекте.

Различают:

1) государственную региональную политику, проводимую Федеральным центром

2) региональную политику, проводимую субъектами РФ в отношении территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Основной целью региональной политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России на мировой арене и ее роли в международном разделении труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

 

- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ;

- содействие развитию и углублению экономической рефор-1мы, формирование во всех регионах многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров)труда и капитала;

- сокращение глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;

- достижение экономически и социально оправданно уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов;

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем,

- стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом - "полюса роста" хозяйства субъектов РФ;

- оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, депрессивным регионам, субъектам с высоким уровнем безработицы и демографических проблем

- разработка и реализация соответствующей политики отношении регионов со сложными условиями хозяйствования (Север, Арктика, Дальний Восток).

 

Вследствие совокупного действия исторической региональной дифференциации и факторов переходного периода в настоящее время большая часть территории России - это проблемные регионы.

Основные типы проблемных регионов:

1. Слаборазвитые (традиционно отсталые) - регионы, хронически отстающие от среднероссийского уровня (больше половины всех республик - Тыва, Мордовия, Марий Эл, Алтай, северокавказские республики), ряд областей европейской части;

2. Депрессивные - характеризуются наиболее глубоким спадом производства. Сюда относятся, в частности, регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие госзаказ и инвестиционный спрос;

3. Экологически опасные - регионы, испытывающие последствия различных природных и техногенных катастроф: Мурманск, Кемеровская область, Челябинская область и др.;

4. Приграничные (новые) - регионы, в которых необходимо создать пограничную и таможенную инфрастуктуру (субъекты РФ, граничащие со странами СНГ, а также свободные экономические зоны).

 

 

33.Экономическое районирование

Экономическое районирование - это установление территориальной структуры производительных сил, выявление специализированных частей народного хозяйства и взаимосвязей между ними.

Экономическое районообразование - результат территориального (географического) разделения труда (ТРТ), которое выступает его методологической основой. Отдельные части страны, имея свою природную, историческую, социально-экономическую специфику, специализируются на производстве одного или нескольких видов продукции или услуг. Каждая территория обеспечивает своей продукцией другие части страны, получая взамен недостающую продукцию.

В результате районообразования формируются экономические районы. Под экономическими районами следует понимать части страны, в пределах которых в условиях ТРТ формируется специализированное хозяйство. Экономические районы - это территориальные специализированные части народного хозяйства с тесными внутренними и внешними связями на основе обмени производимых товаров, и других экономических отношений.
Экономическое районирование России имеет свою историю. В ее развитии можно выделить два периода: дореволюционный и советский.

Выделяются следующие основные принципы районирования:
1. Экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого народного хозяйства страны с определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств.
2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, исторически сложившиеся особенности его труда, культуры и быта и условий их дальнейшего преобразования.
3. Административный, определяющий единство экономического районирования и территориально-административного устройства страны, создающий условия для эффективного самостоятельного развития районов 'И укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими и для современной теории и практики экономического районирования России. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, но они, проводятся по границам субъектов РФ.
В настоящее время выделяю так называемые макрорегионы (экономические зоны), которые отличаются общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Существует две зоны - Западная (европейская часть страны) и Восточная (азиатская часть страны).

В Западной макрозоне выделяют три укрупненных района - Север, Центр и Урало-Поволжье.

В Восточной - два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.
На территории РФ выделяют экономических районов.
В Западной зоне это: Северный, Северо-Западный (Север), Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский (Центр), Поволжский, Уральский (Урало-Поволжье), Северо-Кавказский.
В Восточной зоне: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский (Сибирь) и Дальневосточный.
Экономическое районирование было сформировано в условиях административно-командной советской экономики (централизованно-плановой). В настоящее время в связи с крахом этой системы и переходом к рынку формируется новая территориальная структура экономики, в т. ч. и под воздействием субъективных: факторов. Районирование должно отражать существующую территориальную структуру экономики и ее изменения, поэтому сетка экономических районов должна совершенствоваться.

В настоящее время практическое использование получила трехчленная таксономия экономических районов. Современное экономическое районирование России включает три основных звена: крупные экономические районы; районы среднего звена- национальные и административные экономические районы; низовые - административно-хозяйственные- районы, городские и сельские районы.ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа


34. Внешнеэкономические связи России и ее регионов.

 

 

Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. (см приложение 3) Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.Провозглашение Россией независимости и распад Союза ССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на перерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои потребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет завоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнего зарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю ибартерные операции. На настоящий момент, наиболее важными остаются экономические связи России со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.

 

 

Приложение №

 

 

Приложение №

 

 

 

Приложение №

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.