Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы 2 страница




В зависимости от значения коэффициента Ed различают:

-совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).

-неэластичный спрос (коэффициент |Ed| < 1);

-спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент |Ed| = 1).

-эластичный спрос (коэффициент |Ed| > 1);

-совершенно эластичный спрос (коэффициент |Ed| = бесконечности).

Факторы, влияющие на эластичность:

-Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

-Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

-Размер дохода.

-Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.

-Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

-Ожидания потребителя.

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

-Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей.

-Незаметное для покупателя изменение уровня цен.

-Консерватизм покупателей во вкусах.

 

Эластичность спроса по доходу (греческая буква ц «мю») — это процентное изменение

объема спроса (Q), поделенное на процентное изменение дохода потребителя

(/).

В данном случае объем запрашиваемой продукции по-прежнему является зависимой

переменной, однако вместо цены независимой переменной становится

доход. Что касается цены, то она переходит на положение одного из условий

ceteris paribus спроса.

Запишем формулу эластичности спроса по доходу:

Эластичность спроса по доходу (demand elasticity of income): E = (dQ/Q)/(dI/I)

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

Она зависит от следующих факторов: Значимость товара для бюджета семьи. Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости. Консерватизм во вкусах.

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<1). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>1).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

 

 

13. Прямая и перекрестная эластичность. Классификация товаров в зависимости от значений коэффициентов эластичности.

 

Прямая эластичность по цене играет важную роль при выработке ценовой политики фирмы.

Правила прямой эластичности спроса по цене:

№ 1. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Другими словами, товар настолько необходим покупателю, что он согласен купить его практически по любой цене. Посмотрим на табл. представляющую ценовую эластичность спроса на некоторые товары. Как видно из табл., наименьшей эластичностью спроса (в краткосрочном

периоде) для американцев обладало электричество и международные путешествия (г) = 0,1). Это значит, что повышение цен на эти блага мало сократят объем спроса. На втором месте — посещение театра, оперы и услуги междугороднего автобуса (г| = 0,3). Эластичность спроса картофеля находится на третьем месте (г\ = 0,3). Самая высокая эластичность у свежих помидоров. Поэтому снижение цен на них приведет к существенному увеличению объема продаж и выручки, а повышение цен, напротив, к снижению выручки. Безусловно, если бы мы имели соответствующие данные по современной России, то они резко контрастировали бы с американскими. Во всяком случае, можно сказать, что международные путешествия и междугородний транспорт обладали бы более высоким коэффициентом эластичности по спросу.

Практически нулевой эластичностью обладает, к примеру, инсулин — лекарство для больных диабетом, а также наркотики.

№ 2. Спрос становится более эластичным на долгосрочных отрезках времени. Например, как видно из табл. 3.2, эластичность в длительном периоде на междугородный транспорт в 11 раз превышает тот же показатель в краткосрочном периоде, а по электричеству этот разрыв составляет 18 раз. Чем это объяснить? При изменении цены частному потребителю требуется некоторое время, чтобы перестроить свой обычный объем спроса. То же самое относится и к фирмам: им требуется время для перестройки своих традиционных технологий и поисков новых решений

при изменившейся ситуации на рынках факторов производства.

№ 3. Эластичность спроса падает при увеличении насыщенности потребностив том или ином благе. Сейчас трудно поверить в то, что в конце 1980-х гг. в российских газетах довольно часто встречались объявления о желании обменять однокомнатную квартиру на видеомагнитофон, и наоборот. Зато теперь, когда видеоаппаратурой никого не удивишь, встречаются семьи, в которых два и более видеомагнитофона. Но если, к примеру, семья состоит из трех человек и у

каждого члена семьи имеется «видеодвойка», то семья приобретет четвертый видеомагнитофон,

вероятно, только в случае очень существенного снижения цены. Разновидностью этого правила является ситуация дефицита. Здесь приводился пример с видеомагнитофоном, однако в прежней советской экономике было немало товаров, доступ к которым был ограниченным в той или иной степени. Эластичность спроса тем ниже, чем большими запасами данного товара располагает потребитель.

№ 4. Эластичность спроса на товар увеличивается по мере роста числа товаров-заменителей. В этом случае поле выбора потребителя расширяется. Потребитель более не привязан к одному виду товара. При отсутствии заменителей спрос обычно неэластичен.

№ 5. Агрегированность товарной продукции снижает эластичность спроса (агрегированной группы в целом). В данном случае экономисты трактуют агрегированность (на микроуровне) как возможность объединения товара с аналогичной продукцией. В агрегированные группы мы можем объединить всю хлебобулочную, молочную, пивную и подобную продукцию. В данном случае эластичность спроса распространяют на всю группу в целом.

№ 6. Эластичность спроса тем выше, чем больший удельный вестовара в расходах потребителя при условии высокой значимости данного товара для потребителя. Заядлый курильщик вряд ли решится бросить курить лишь по причине повышения цены на сигареты (хотя ценовой произвол на табачном рынке способен в некоторой мере внести сумятицу и в ряды курильщиков, и некоторые из них могут даже покончить со своей вредной привычкой в знак протеста). Но гораздо в более серьезной ситуации окажется семья, если повысятся цены на мясо. Многие семьи принялись вести вегетарианский образ жизни во время «шоковой терапии» в 1992 г., но мало кто бросил курить.

№ 7. Эластичность спроса зависит от универсальности использования данного товара. Это должна учитывать фирма при определении своей специализации. Так, определенный риск берет на себя магазин, торгующий, к примеру, духовыми инструментами. Его бизнес может оказаться под угрозой, если, к примеру, в обществе снизился интерес к духовой музыке.

№ 8. Эластичность спроса зависит от психологии потребителя. И это учитывают в своей деятельности фирмы. К примеру, считается, что объем спроса снижается при ценах, выраженных круглыми цифрами. Именно поэтому мы часто видим, как туристическая фирма предлагает поездку за рубеж за $399, а не за $400. Ну и конечно, здесь следует упомянуть о моде. Ценовая эластичность спроса на особо модные товары резко снижается

 

Перекрестная эластичность спроса по цене определяется как процентное изменение

количества запрашиваемого продукта 1, поделенное на процентное изменение цены продукта 2. При этом цена продукта 1 становится условием ceteris paribus.

В математическом виде перекрестную эластичность спроса по цене можно

выразить так:

степень, с которой различные продукты связаны между собой, а также определяются

границы отрасли (группы фирм, которые производят подобную продукцию).

Например, если цена продуктау увеличилась и это привело к росту спроса на

продукт г, то коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене положителен

(г\. > 0). В таком случае рассматриваемые блага являются субститутами

(взаимозаменяемыми) и могут при этом производиться в одной отрасли экономики.

Высокая перекрестная эластичность по спросу обычно указывает на то, что

фирмы, производящие данную продукцию, принадлежат к одной отрасли.

 

Если цена продукта./ снижается, а объем спроса на продукт i возрастает (г|; < 0),

то данные виды продукции являются комплементарными (взаимодополняющими).

Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной. Это значит, что встречаются ситуации, когда, к примеру, увеличение цены товарау приведет к снижению спроса товара г, но, с другой стороны, увеличение цены товара i может не изменить спроса на товару или величина изменения оказывается совершенно иной.

 

14. Эффект масштаба (отдача от масштаба) производства. Факторы производства и коэффициенты (технического) замещения факторов производства. Понятие производственной функции и возможности ее использования для принятия экономических решений.

Эффект масштаба производства:

В долгосрочном периоде все издержки считаются переменными.

Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства:

а) Положительный эффект или увеличение эффекта от масштаба производства среднесрочные и долгосрочные издержки убывают, и предприятию следует наращивать свои производственные мощности. Это позволит снизить издержки на единицу продукции. Это связано с:

-Специализацией труда работников.

-Повышением эффективности управленческого труда.

-Применением технологий и технических средств повышения производительности труда.

-Возможностью производства побочных продуктов из отходов.

б) Постоянный эффект от масштаба производства. При повышении объема производства, издержки на единицу продукции не меняются.

в) Среднесрочные издержки на единицу продукции повышаются. Здесь имеет место убывающий или отрицательный эффект от масштабов производства. При повышении объема производства, ср издержки возрастают. Это связано с:

-Трудностями управления крупным предприятием.

-Столкновением противоречивых интересов в структуре подразделений предприятия.

-Снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде.

Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

-трудовые ресурсы, или труд;

-инвестиционные ресурсы, или капитал;

-природные ресурсы, или земля;

-сырьевые ресурсы;

-предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

-информация; специфической формой информации является технология;

знания, или управленческие способности.

 

Производственная функция, также функция производства — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, (затраты ресурсов, уровень технологий и др.) может выражаться как множество изоквант

Агрегированная производственная функция может описывать объёмы выпуска народного хозяйства в целом.

В зависимости от анализа влияния факторов производства на объём выпуска в определённый момент времени или в разные промежутки времени производственные функции делятся на статические: P = f(x1,x2,...,xn) и динамические: P = f(x1(t),...,xk(t),...,xn).

Бывает:

-линейная:

- мультипликативно-степенная:

Это функции вида

Такие производственные функции при отсутствии одного из факторов обращаются в ноль.

а) Функция Кобба-Дугласа:

б) Модель Солоу

-другая:

Функция CES:

 

15. Постоянные, переменные, предельные, средние затраты. Условия максимизации прибыли предприятия в конкурентной («рыночной») экономике.

 

Постоянные затраты (англ. total fixed costs) — элемент модели точки безубыточности, представляющий из себя затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска, противопоставляемые переменным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Увеличение объёмов производства приводит к уменьшению постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции, что повышает прибыль с единицы продукции за счёт положительного эффекта масштаба.

На практике используется понятие условно-постоянные затраты, так как, хотя данный вид расходов присутствует даже во время простоя предприятия, их величина может быть изменена в зависимости от величины выбранного периода времени.

Данный тип затрат во многом пересекается с накладными, или косвенными затратами, сопутствующими основному производству, но не связанными с ним напрямую.

Примеры постоянных затрат:

а) Проценты по обязательствам во время нормальной деятельности предприятия и сохранения объёма заёмных средств за их использование должна уплачиваться определённая сумма вне зависимости от объёмов производства, однако, если объём производства так низок, что предприятие готовится к банкротству, данными затратами можно пренебречь и прекратить выплаты по процентам

б) Налоги на имущество предприятия, так как его величина достаточно стабильна, также являются в основном постоянными расходами, однако можно продать имущество другой компании и брать его у неё в аренду (форма лизинга), уменьшив таким образом выплаты налога на имущество

в) Амортизационные отчисления при линейном способе их начисления (равномерно на весь срок использования имущества) согласно выбраной учётной политике, которую, однако, можно менять

г) Оплата охраны, сторожей, при том, что может быть сокращена при уменьшении количества работающих и снижения нагрузки на контрольно-пропускные пункты, остаётся даже при простое предприятия, если оно хочет сохранить свою собственность

д) Оплата аренды в зависимости от типа производства, длительности контракта и возможности заключить договор субаренды может выступать как переменная зарплата

Зарплата управленческого персонала в условиях нормального функционирования предприятия является не зависящей от объёмов производства, однако при сопутствующих реструктуризации предприятия увольнениях неэффективных управленцев также может быть снижена.

 

Переменные затраты — виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции. Противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства.

Примеры переменных затрат:

В соответствии со стандартами МСФО существует две группы переменных затрат: производственные переменные прямые затраты и производственные переменные косвенные затраты. Производственные переменные прямые затраты — это расходы, которые можно на основе данных первичного учёта отнести непосредственно на себестоимость конкретных изделий. Производственные переменные косвенные затраты — это расходы, которые находятся в прямой зависимости или почти в прямой зависимости от изменения объёма деятельности, однако в силу технологических особенностей производства их нельзя или экономически нецелесообразно прямо отнести на изготовляемые продукты.

Примерами переменных затрат первой группы являются:

-Расходы на сырьё и основные материалы;

-Затраты на энергию, топливо;

-Заработная плата рабочих, осуществляющих производство продукции с начислениями на неё.

Примерами переменных затрат второй группы являются затраты сырья в комплексных производствах. Например, при обработке сырья – каменного угля – производится кокс, газ, бензол, каменноугольная смола, аммиак. При сепарации молока получают обезжиренное молоко и сливки. Разделить затраты исходного сырья по видам выпускаемой продукции в этих примерах можно только косвенным путём.

 

В процессе производства издержки (затраты) делятся на общие, постоянные, переменные, средние, предельные. Постоянные издержки – это издержки, величина которых прямо не зависит от изменения объема производства (амортизация, зарплата администрации и т.д). Переменные издержки – это издержки, величина которых прямо зависит от изменения объема производства (затраты сырья, материалов, зарплата производственных рабочих). Общие издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Средние издержки – это общие издержки, которые приходятся на производство одной единицы продукции. Предельные издержки (МС) – это издержки, которые приходятся на производство дополнительной единицы продукции.

 

Правило минимизации издержек: Предельные издержки равны средним издержкам, если средние издержки достигают своего минимума. Чтобы минимизировать издержки, объем производства нужно увеличивать до тех пор, пока предельные издержки не станут равны средним издержкам

При производстве продукции затрачивается живой и прошлый (овеществленный) труд. Совокупность затрат живого и пошлого труда, овеществленного в средствах производства, на создание продукции образует издержки производства. Различают общественные и индивидуальные издержки или издержки конкретного предприятия. Общественные издержки производства представляют собой сумму овеществленного и живого труда, затраченного обществом на производство данной продукции. Они необходимы для создания продукции при любом способе производства и измеряются рабочим временем. В условиях товарного производства общественные издержки выступают как стоимость продукции. Стоимость (Сп) можно выразить формулой: Сп = с +v+м, (с- стоимость затраченных средств производства, созданная живым трудом, v+м –стоимость, вновь созданная живым трудом, в т.ч. v – трудом, необходимым для воспроизводства рабочей силы (стоимость продукта созданного для себя), м- прибавочным трудом (стоимость продукта созданного для общества).

 

  1. Основные типы рыночных структур и их краткая характеристика.

Рыночные структуры:

а) Совершенная конкуренция (Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров). В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.)

б) Монополистическая конкуренция (Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция — распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на неценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены. Характеристики рынка монополистической конкуренции практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияние не ценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами))

в) Монополия (Монополия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

Виды монополий: Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). Конгломерат (Концерн) (в юридической практике - группа лиц) - несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО "Газметалл"))

г) Монопсония (Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях: на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда; данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии; этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической азобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.); фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

В условиях монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных. Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда, при высокой цене большинство покупателей не включается в торги.)

д) Олигополия (Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Слово образовано от др. греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω— продаю, торгую. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %.)

-Олигопсония (Олигопсония (от др. греч. ὀλίγος — малочисленный и ὀψωνία — закупка продовольствия) в экономике — ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.)

-Двусторонние рынки (Двусторонние рынки (двусторонние сети) – сетевые рынки, которые имеют две группы пользователей с возникновением сетевых эффектов между ними. В двусторонней сети присутствует две категории ее пользователей, для которых цели пользования сетью и их роли в сети четко различаются. Представители разных групп предъявляют различные требования к функциональности двусторонней сети. Но при этом они являются взаимозависимыми друг от друга, и именно их взаимодействие и определяет ценность использования ими общей сети.

Сетевой эффект в экономике уже достаточно хорошо изучен и активно применяется в теории и практике различных областей бизнеса. Однако, сетевой эффект обычно рассматривается как односторонний, что является допустимым в том случае, когда состав пользователей сети однороден. Начиная с 2001 года, в научной литературе стал встречаться термин «двусторонние сети», который рассматривает сетевые эффекты более широко, во взаимодействии нескольких категорий пользователей и делает ряд интересных и полезных для практического применения выводов.)

 

  1. Функция государства в экономике.

 

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

-создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

-стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.