Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для проведения 4 страница




□ экспериментальные цены, которые применяются при создании то­вара принципиально нового функционального назначения, когда полностью отсутствует информация о спросе, возможных рынках сбыта и цене.


При переходе к рыночной экономике важно точно определить сте­пень вмешательства государства в установление цен. Мировая практи­ка показывает, что в большинстве развитых капиталистических стран (за исключением США) цены в той или другой мере регулируются. Регулирование цен может осуществляться на различных уровнях: на межгосударственном уровне, уровне государства, уровне местных орга­нов власти. На межгосударственном уровне регулирование цен может осуществляться или в рамках отдельных товарных союзов (например, ОПЕК), или в рамках интеграционных союзов стран (например, Северо­американского союза США и Канады). На государственном уровне пра­вительство может вмешиваться в установление цен на товары, которые являются государственной монополией, на товары государственного сек­тора, на отдельные виды товаров, имеющих большое социальное значе­ние. Кроме того, правительства многих стран ежегодно заключают со­глашения с союзами предпринимателей, в которых устанавливается на отдельные виды товаров или максимально допустимая цена, или макси­мально допустимая прибыль. Регулирование цен местными органами власти обычно производится на товары и услуги регионального значе­ния (водоснабжение, канализация, мусоросбор, местные транспортные услуги и т. д.). Такая система регулирования цен характерна для та­ких европейских стран, как Франция и Швеция.

Результатом деятельности научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро является техническая документация на новые виды продукции или новые технологии. Это особый вид продукции, которая во многих странах рассматривается как интеллектуальная соб­ственность. Эта собственность тоже имеет свою стоимость или цену и может продаваться как в данной стране, так и в другие страны на осно­ве лицензионных соглашений. Оплата лицензий может осуществлять­ся на основе паушальных платеже и роялти. При использовании пау­шальных платежей выплата производится единовременно (иногда по частям в заранее оговариваемые сроки). При этом сумма платежа ус­танавливается до начала использования лицензии и не может быть из­менена. При оплате лицензии в форме роялти выплаты производятся постоянно, распределяются на весь период лицензионного платежа до истечения срока действия последнего патента, защищающего лицензи­онное нововведение. Величина общей суммы роялти зависит от: дли­тельности периода выплат, суммы годовых платежей, объема использо­вания, эффекта от применения нововведения. В ряде случаев использу­ется комбинированная форма оплаты.

5 Ценовая политика организации (предприятия) — это создание сис­темы ценообразования, охватывающей весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающей различия в издержках производства и сбы­та для отдельных категорий потребителей, для разных регионов, специ-36


фику в уровнях спроса, сезонность потребления товара, постоянно меня­ющееся конкурентное окружение и многие другие факторы. Ценовая политика организации (предприятия) включает следующие модули: цели, принципы, формы реализации, методы реализации и факторы, опреде­ляющие ценовую политику.

Целями ценовой политики организации (предприятия) могут быть: сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей но­менклатуре товара, максимальное увеличение сбыта продукции, завое­вание лидерства на рынке. Ценовая политика должна осуществляется на основе следующих принципов: достижение заданной величины при­были на единицу вложенного капитала; обеспечение стабильного поло­жения на рынке; активизация покупательского спроса; соблюдение го­сударственных правовых актов. Формами реализации ценовой полити­ки являются: сохранение стабильности цен, изменение цен, установление единых цен, применение гибких цен. К методам реализации ценовой политики относятся: обеспечение заданной цены массовой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажиотажного спро­са, «снятие сливок» путем кратковременного повышения цен на новые виды товаров. Факторами, определяющими ценовую политику, являют­ся: спрос, предложение, фискальная политика государства, конкуренты и инфляция.

Тема 6. Доход и прибыль предприятия.

1. Понятия дохода, его виды и расчет.

2. Понятие прибыли, ее виды и расчет.

3. Факторы, определяющие величину дохода и прибыли.

4. Анализ зависимости «затраты – объем производства – при­быль».

Доход — это средства, получаемые в результате всех видов деятель­ности организации (предприятия), использования авансированного ка­питала и рабочей силы. Основными видами доходов организации (пред­приятия) являются:

□ чистая выручка от реализации товаров, работ, услуг (в дальнейшем — продукции) и материальных ценностей, определяемая как разница выручки от реализации продукции и материальных ценностей и налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей;

□ валовой доход, определяемый как разница чистой выручки от реа­лизации продукции и материальных ценностей плюс доходы от вне­реализационной деятельности и полной себестоимости реализован­ной продукции без средств на оплату труда;


□ маржинальный доход, определяемый как разница чистой выручки от реализации продукции и суммы переменных затрат на реализо­ванную продукцию;

□ прочий доход, в состав которого включаются: проценты к получе­нию, доход от участия в других организаций, доходы от прочей опе­рационной деятельности и доход от внереализационной деятель­ности.

Прибыль — это основной показатель результата финансовой дея­тельности организации (предприятия), определяемый как разница между полученным доходом и затратами, необходимыми для получения этого дохода Роль прибыли в рыночных условиях чрезвычайно велика. Она обусловлена следующими соображениями: во-первых, прибыль являет­ся основной целью деятельности всех коммерческих организаций; во-вторых, прибыль является одним из главных источников формирова­ния государственного бюджета страны; в-третьих, за счет прибыли со­здаются в организации (предприятии) резервные фонды; в-четвертых, прибыль является источников устойчивого роста организации (пред­приятия).

В экономической деятельности организаций (предприятий) чаще всего используется два показателя прибыли: прибыль от реализации и чистая прибыль. Прибыль от реализации определяется как разница между чистой выручкой от реализации продукции и полной себестои­мостью реализованной продукции. Чистая прибыль рассчитывается исключение из прибыли от реализации налога на прибыль и резервных фондов организации (предприятия).

В практике бухгалтерского учета с 2004 года различают следующие показатели прибыли:

□ валовая прибыль, исчисляемая как разница чистой выручки от реа­лизации продукции и материальных ценностей и полной себестои­мости реализованной продукции без управленческих и коммерчес­ких расходов;

□ прибыль от продаж, определяемая как разница между валовой при­былью и суммой управленческих и коммерческих расходов;

□ прибыль до налогообложения,рассчитываемая как разница между прибылью от продаж и результатом прочей деятельности, опреде­ляемым как разница суммы процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и внереализационных доходов и суммы процентов к уплате, прочих операционных расходов и внереализационных расходов;

□ чистая прибыль, определяемая как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

В условиях рыночной экономики чистая прибыль рассматривается как важнейший показатель деятельности организации (предприятия)


и находится в центре внимания как руководства, та и финансовых рын­ков. От величины и динамики чистой прибыли зависит развитие орга­низации (предприятия), а также величина дивидендов и прибыль инве­сторов.

Наряду с показателями прибыли в практике развитых капиталис­тических стран используются еще два показателя: брутто-результат эксплуатации инвестиций и нетто-результат эксплуатации инвестиций. Брутто-результат эксплуатации инвестиций определяется путем исклю­чения из объема товарной продукции, исчисленной по добавленной сто­имости, всех расходов по оплате труда, отчислений на социальные нуж­ды и всех налогов и налоговых платежей организации (предприятия) за исключением налога на прибыль. Брутто-результат эксплуатации инвестиций используется как промежуточный результат финансово-хозяйственной деятельности, характеризующий достаточность средств на покрытие амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. Удельный вес брутто-резуль-тата эксплуатации инвестиций в добавленной стоимости определяет эффективность управления организацией (предприятием) и дает пред­ставление о потенциальной рентабельности и гибкости организации (предприятия).

Нетто-результат эксплуатации инвестиций или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль определяется как разность брутто-результата эксплуатации инвестиций и всех затрат на восста­новление основных средств (амортизационных отчислений). По суще­ству, нетто-результат эксплуатации инвестиций — это экономический эффект, получаемый организацией (предприятием) от затрат. Практи­чески он равен балансовой прибыли плюс проценты за кредит, относи­мые на себестоимость продукции.

3 Роль, выполняемая показателями прибыли в рыночных условиях, определяет необходимость знания факторов, влияющих на их величи­ну. Поскольку в России в настоящее время основной вклад в прибыль вносит прибыль от реализации продукции, следует рассмотреть факто­ры, оказывающие на нее наибольшее влияние. Эти факторы можно раз­делить на две группы: внешние факторы, не зависящие от самой орга­низации (предприятия), и внутренние факторы, зависящие от организа­ции предприятия. К внешним относят факторы, определяющие выручку от реализации и величину затрат на производство и реализацию про­дукции. К первой группе относятся такие факторы как: законодатель­ная база предпринимательской деятельности, система налогообложения, наличие и виды конкуренции, степень вмешательства государства в ре­гулирование системы ценообразования, действенность антимонопольной политики и другие факторы. К внутренним относят такие факторы


как: конкурентоспособность выпускаемой продукции, рациональность проводимой товарной и ценовой политики, совершенство технической и технологической базы, уровень совершенства организации производства, труда и управления, совершенство систем оплаты труда, качество про­водимых маркетинговых исследований, учет возможных действий кон­курентов, правильность формирования ассортимента выпускаемой про­дукции, своевременность обновления выпуска продукции, правильность выбора поставщиков материальных ресурсов и т. п.

Целью анализа зависимости «затраты – объем выпуска – прибыль» является установление количества продукции, ниже которого органи­зации (предприятию) невыгодно заниматься производством. Анализ данного соотношения позволяет учесть действие операционного рычага, которое проявляется в том, что любое изменение выручки от реализа­ции продукции приводит к еще большему изменению прибыли. Это количество продукции называется пороговым. Сила воздействия опе­рационного рычага определяется как отношение, так называемой, вало­вой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и общей суммой переменных затрат. Сила воздействия операционного рычага возрастает при снижении вы­ручки от реализации и наоборот. Практика показывает, что чем выше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательс­кий риск. Поэтому при решении проблемы увеличения прибыли следу­ет учитывать эту зависимость.

В процессе анализа зависимости «затраты – объем выпуска – при­быль» необходимо ввести ряд новых понятий: порог рентабельности и пороговое количество товара. Порог рентабельности — это такая вы­ручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Порог рентабельности определяется как отношение постоянных затрат к доле валовой маржи в выручке от реа­лизации.

Пороговое (критическое) количество товара при выпуске одного вида товара определяется как отношение суммарных постоянных затрат, необходимых для деятельности организации (предприятия), к раз­ности цены единицы товара и переменных затрат на единицу продук­ции или как отношение порога рентабельности к цене реализации то­вара.

При производстве нескольких видов продукции пороговое количе­ство товара определенного вида рассчитывается как отношение произ­ведения всех постоянных затрат организации (предприятия) на удель­ный вес данного товара в общей выручке от реализации продукции к разности цены и переменных затрат по данному товару. Пороговому количеству товара соответствует пороговая выручка от реализации. 40


На практике пороговое количество товара и пороговая выручка от реализации часто определяются графическим методом путем построе­ния графика и нахождения точки безубыточности.

Тема 7. Оценка экономической эффективности научных, конструкторских, технологических и организационных решений

1. Понятия экономического эффекта и экономической эффек­тивности.

2. Объекты оценки экономической эффективности и их харак­теристика.

3. Методы оценки эффективности инновационных и инвести­ционных проектов.

4. Общая и сравнительная экономическая эффективность зат­рат (капитальных вложений).

5. Рентабельность как отражение экономической эффективно­сти производства.

Ограниченность всех видов существующих ресурсов вынуждает за­ботиться об их рациональном использовании. Для оценки рациональ­ности использования ресурсов в экономике введены понятия экономи­ческого эффекта и экономической эффективности. Под экономическим эффектом понимается экономический (финансовый) результат прове­дения любых мероприятий (результатов научных, конструкторских, тех­нологических, инженерных, организационных решений), который мо­жет быть выражен показателями абсолютного роста (национального дохода, прибыли) или показателем снижения затрат.

Экономическая эффективность — это относительный показатель, характеризующий результат сравнения экономического эффекта и зат­рат, необходимых для его достижения.

Следует помнить, что при оценке любых мероприятий необходимо учитывать не только экономические последствия их проведения, но и их социальную и экологическую значимость, степень обеспечения безо­пасности обслуживания и использования, а также влияние на здоровье населения.

2 Объектами оценки экономической эффективности могут быть: на­родное хозяйство страны в целом, народнохозяйственные комплексы, отдельные отрасли хозяйства и отрасли промышленности, отдельные формы воспроизводства основных фондов (новое строительство, техни­ческое перевооружение производства, реконструкция и расширение орга­низаций и предприятий), нововведения (новая технические средства,


новые технологии, новые методы управления, новые формы организа­ции производства, обладающие лучшими технико-экономическими по­казателями, чем существующие), капитальные вложения и инвестиции.

Нововведения — это результат проведения научно-исследовательс­ких, конструкторских и технологических работ, направленных на ис­пользование последних достижений науки, и обеспечивающий решение соответствующих производственных, хозяйственных или социальных задач.

Капитальные вложения — это единовременные затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевоору­жение действующих организаций и предприятий. Особенностью капи­тальных вложений является их единовременный или ограниченный во времени характер и долгое использование результатов. При решении вопроса о целесообразности направления капитала на капитальные вло­жения необходимо учитывать их особенности:

□ большие первоначальные затраты с целью получения дополнитель­ных доходов;

□ обесценивание стоимости капитала под воздействием инфляции;

□ существенные сроки возмещения первоначальной стоимости капи­тала.

Инвестиции — это вложение капитала с целью получения дохода в будущем. Признаки инвестиций является их возвратность, платность и рискованность. Риски инвесторов связаны с невозможностью использо­вания капитала до момента его возврата, вероятностным характером сроков реализации проектов, в которые вкладываются инвестиции, обес­ценивание капитала под воздействием инфляции, а также вероятност­ным характером получаемых результатов реализации проектов. По­этому получатель должен обеспечивать такую эффективность исполь­зования инвестиций, которая позволит выплатить желаемую прибыль инвестору и собственную прибыль. Различают реальные инвестиции, связанные с реализацией конкретных инновационных проектов или проектов производственного назначения, и финансовые инвестиции, свя­занные с вложениями в ценные бумаги. Достаточно часто объектом инвестиций являются инвестиционные или инновационные проекты.

Целью оценки экономической эффективности инновационных и инвестиционных проектов (в дальнейшем, проектов) является опреде­ление целесообразности их реализации, а также оценка тех экономи­ческих выгод, которые будут получены в результате их реализации. Оценка экономической эффективности проектов осуществляется в на­стоящее время с использованием зарубежного опыта и в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвести­ционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными


постановлением Госстроя РФ, Министерства экономики РФ, Министер­ства финансов РФ и Госкомпром РФ от 31.03.1994 г. № 7–12/47.

Оценка эффективности производится на основе методов, которые делятся на две группы: методы, основанные на дисконтированных став­ках, и методы, основанные на учетных ставках. Приведенная классифи­кация методов требует введения понятия дисконтирования, которое трактуется в экономической литературе неоднозначно. Чаще всего дис­контирование предполагает учет снижения экономической ценности (покупательной способности) капитала по мере удаления времени от момента его вложения. Для учета этого фактора в расчеты вводится коэффициент дисконтирования, определяемый как отношение единицы к сумме единицы и нормы дисконта (ставки дисконтирования) в степе­ни t, который является индексом временного периода (шага), на кото­ром имеют место затраты, доходы или эффект. Расчет доходов с учетом коэффициента дисконтирования приводит к их уменьшению по сравне­нию с фактическими по мере удаления от момента вложения капитала, и ростом самого коэффициента дисконтирования. Величина коэффи­циента дисконтирования зависит от нормы дисконта, за которую часто принимается норма прибыли, которую хочет получить инвестор на свой капитал. При различной эффективности проекта в разных отраслях может использоваться дифференцированная норма дисконта.

К первой группе методов относят: метод чистой настоящей стоимо­сти проекта (Net present value method); метод индекса рентабельности; дисконтированный метод окупаемости инвестиций, модифицированный метод внутренней нормы рентабельности. Ко второй группе относят: метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли и простой метод окупа­емости инвестиций.

Метод чистой настоящей стоимости проекта основан на сопоставле­нии величины общей суммы дисконтированных чистых денежных по­ступлений за весь срок жизни проекта с величиной исходных инвести­ций. Общая сумма чистых денежных поступлений определяется как произведение фактических чистых поступлений в определенном году на соответствующий коэффициент дисконтирования. При осуществле­нии инвестиций в течении ряда лет их величина должна определяться с учетом их обесценивания под воздействием инфляции. При исполь­зовании чистой настоящей стоимости проект принимается к реализа­ции, если ее величина больше нуля. При величине чистой настоящей стоимости меньше нуля проект отвергается, при нулевом значении тре­буется учет дополнительных факторов. Преимущество данного метода заключается в ориентации на достижение главной цели — увеличении достояния инвесторов и владельцев организации (предприятия), воз­можности ранжирования проектов по величине дохода, а также воз­можности оценки доходов в стоимостной форме. Недостатками метода является невозможность определения порога рентабельности, невозмож-43


ность учесть влияние изменения стоимости недвижимости и матери­альных ресурсов на чистую настоящую стоимость, трудность точного определения нормы дисконта, отсутствие учета величины исходных инвестиций при равной чистой настоящей стоимости проекта и невоз­можность выбора лучшего проекта при разной величине чистой насто­ящей стоимости и разных сроках окупаемости.

Индекс рентабельности инвестиций определяется как отношение общей суммы чистых дисконтированных поступлений к величине ис­ходных инвестиций. Метод индекса рентабельности инвестиций на прак­тике используется как дополнение к первому методу и позволяет при равной величине чистой настоящей стоимости проекта выбрать проект, который обеспечивает большую рентабельность инвестиций. При этом рентабельность должна быть больше единицы. Если рентабельность меньше единицы проект должен быть отвергнут.

Дисконтированный метод окупаемости инвестиций относится к наи­более часто применяемым методам в силу своей простоты. Срок оку­паемости определяется как количество лет, за которые суммарные чис­тые денежные поступления сравниваются или начинают превышать ис­ходные инвестиции. Достоинствами метода является возможность судить о ликвидности и рискованности проекта и определение длительности иммобилизации средств. Недостатками метода является игнорирова­ние денежных потоков после истечения срока окупаемости проекта и сложность определения нормы дисконта, уровня инфляции и распреде­ления денежного потока по годам.

Модифицированный метод внутренней нормы (ставки) рентабель­ности инвестиций основан на ее определении. Под внутренней нормой рентабельности понимается такое значение нормы дисконта, при кото­ром чистая настоящая стоимость проекта принимает значение равное нулю. Смысл внутренней нормы заключается в том, что она показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Если проект финанси­руется за счет кредита банка, то внутренняя норма прибыли показыва­ет верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки.

Экономический смысл нормы прибыли заключается в следующем: организация (предприятие) может принимать любые инвестиционные решения, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения средневзвешенной стоимости капитала. При реализации данного мето­да используется способ последовательных итераций для определения значения внутренней нормы прибыли. Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала соседних значений нормы дисконта, а наилучшая аппроксимация достигается в случае, когда длина интер­вала минимальна, т. е. равна одному проценту.

Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли, который в ряде случаев называется методом коэффициента эффективности инвестиций, 44


основан на расчете этой нормы как отношение среднегодовой чистой прибыли к одной второй разницы исходных инвестиций и ликвидаци­онной стоимости проекта. Проект принимается к реализации, если нор­ма больше средневзвешенной стоимости авансированного капитала и отвергается, если меньше. Достоинством метода является простота рас­чета и понимания. Недостатками метода является игнорирование неде­нежного характера некоторых затрат и связанная с этим экономия на­логовых затрат, различий между проектами с одинаковой величиной среднегодовой стоимости чистой прибыли, но различной ее величиной по годам; различий в величине инвестиций при одинаковой величине нормы прибыли.

Простой метод окупаемости инвестиций основан на определении срока окупаемости. При равномерном распределении ожидаемых чис­тых денежных поступлений по годам срок окупаемости рассчитывает­ся как отношение единовременных затрат (исходных инвестиций) к средним годовым чистым денежным поступлениям. При неравномер­ном распределении этих поступлений по годам срок окупаемости оп­ределяется аналогично дисконтированному методу окупаемости инвес­тиций, но при этом учитываются не дисконтированные, а фактические чистые денежные поступления.

Каждый из рассмотренных методов имеет свою область применения:

□ для быстрой отбраковки проектов используются обычно метод про­стой (бухгалтерской) нормы прибыли и методы дисконтированного и простого срока окупаемости;

□ при одобрении или отказе от единственного проекта, выборе между независимыми или взаимозаменяемыми проектами, проектами с неравномерным распределением денежных потоков применяются метод чистой настоящей стоимости проекта и модифицированный метод внутренней нормы (ставки) рентабельности инвестиций.

При возникновении необходимости учета дополнительных факто­ров при принятии решений о реализации проектов можно использо­вать экспертные методы для оценки следующих факторов:

□ общественная значимость проекта;

□ влияние результатов реализации проекта на имидж инвестора;

□ соответствие целей и задач проекта интересам инвестора и его фи­нансовым возможностям;

□ экологичность и безопасность проекта;

□ влияние результатов реализации проекта на улучшение техничес­кой, технологической и материальной базы производства и ряд дру­гих факторов.

При оценке экономической эффективности инвестиционных проек­тов в ряде случаев кроме коммерческой эффективности, рассматривае-


мой с точки зрения непосредственных участников, следует определять бюджетную эффективность, если в финансировании принимают учас­тие федеральные или региональные бюджеты, а также экономическую эффективность, если результаты реализации проекта оказывают суще­ственное влияние на экономику хозяйства страны в целом, экономики регионов, городов или населенных пунктов.

Для полного представления об эффективности затрат используются показатели общей и сравнительной экономической эффективности. Общая экономическая эффективность определяется как отношение по­лученного эффекта к капитальным вложениям. По народному хозяй­ству в целом общая экономическая эффективность определяется как отношение прироста произведенного национального дохода за конкрет­ный период времени к капитальным вложениям, вызвавшим этот при­рост. По народнохозяйственным комплексам, отдельным отраслям, а также формам воспроизводства основных фондов общая экономичес­кая эффективность рассчитывается как отношение прироста прибыли к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям. По вновь строя­щимся организациям (предприятиям) или их подразделениям общая экономическая эффективность определяется как отношение планируе­мой прибыли к полной сметной стоимости строящегося объекта.

Сравнительная экономическая эффективность определяется при сопоставлении вариантов технических, организационных или хозяйствен­ных решений, размещении организаций или их комплексов, выборе вза­имозаменяемой продукции, освоении выпуска новой техники и т. п. Основным показателем сравнительной экономической эффективности является минимум приведенных затрат. Приведенные затраты опреде­ляются как сумма текущих затрат по варианту и произведения капи­тальных вложений по этому же варианту на нормативный коэффици­ент сравнительной экономической эффективности, который устанавли­вается на конкретный период времени и может колебаться по отдельным отраслям.

Для характеристики экономической эффективности производства используются показатели рентабельности. В отличии от показателей прибыли они учитывают не только получаемый организацией (пред­приятием) абсолютный результат деятельности, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимые для получения прибыли. Срав­нение различных производств по показателям рентабельности дает бо­лее объективные оценки, чем их сравнение по величине прибыли. При­нято показатели рентабельности определять в процентах.

Наиболее часто рассчитываемыми показателями рентабельности являются:


 

□ рентабельность активов (экономическая рентабельность), определя­емая как отношение чистой прибыли к общей величине активов (общей стоимости имущества);

□ рентабельность реализации (продаж) или рентабельность производ­ственной деятельности, определяемая как отношение чистой при­были к чистой выручке от реализации продукции;

□ рентабельность собственных средств, исчисляемая как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность активов характеризует насколько правильно и эф­фективно организация (предприятие) использует имеющиеся в ее рас­поряжении внеоборотные и оборотные активы, прежде всего, основные и оборотные средства. Рост величины активов обоснован только в том случае, если он сопровождается опережающим ростом выручки и при­были. Рентабельность реализации характеризует как рентабельность производства, так и рентабельность сбыта продукции и конкурентоспо­собность и рентабельность самой продукции. Одним из важнейших показателей рентабельности в условиях рынка и частной собственнос­ти является рентабельность собственного капитала. В повышении этого показателя заинтересованы как собственники, так и акционеры и инве­сторы. В зарубежной практике кроме показателя рентабельности соб­ственного капитала рассчитывается также и показатель устойчивого роста, определяемый как отношение нераспределенной прибыли к сред­негодовой стоимости собственного капитала. В последнее время при расчете рентабельности активов и рентабельности собственных средств наряду с чистой прибылью достаточно часто используют нетто-резуль-тат эксплуатации инвестиций. Это обеспечивает сопоставимость с ана­логичными показателями зарубежных фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.