Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для проведения 3 страница




Сумма постоянных и переменных издержек на выпуск продукции образует валовые издержки. Величина валовых издержек, приходяща­яся на единицу продукции, составляет средние валовые издержки. Ана­логично можно определить средние постоянные и средние переменные издержки. Предельные издержки определяются как отношение приро­ста переменных издержек к приросту объема выпуска продукции.

Все текущие затраты организации (предприятия) классифицируют­ся по следующим признакам: природа затрат (затраты прошлого ове­ществленного и живого труда); объект затрат (товар, работа, услуга, за­каз); место возникновения затрат (цех, производство, бригада); способ отнесения затрат на единицу продукции (прямые и косвенные затра­ты); характер зависимости затрат от объема производства (условно-пе­ременные и условно-постоянные затраты); экономическое содержание (статьи калькуляции и экономические элементы); состав затрат (про­стые, содержащие затраты одного вида, и комплексные, содержащие зат­раты различных видов), степень участия в процессе производства (ос­новные, связанные с выполнением технологических процессов изготов­ления продукции, и накладные, обеспечивающие управление и органи­зацию производства).

К прямым относятся затраты, величина которых может быть не­посредственно рассчитана на единицу продукции на основе техничес­кой документации, экономических норм и нормативов, К косвенным относятся затраты общие для нескольких видов продукции, отдельных подразделений или организации (предприятия) в целом. Условно-пере­менные затраты — это затраты, величина которых на единицу продук­ции практически не зависят от объема производства; в расчете на объем производства их величина прямо пропорциональна этому объему. К условно-постоянным относят затраты, величина которых в целом по подразделению или организации (предприятию) практически не зави­сит от объема производства; в расчете же на единицу продукции обрат­но пропорциональна объему. По статьям калькуляции производится расчет себестоимости, по экономическим элементам определяется сме­та затрат на производство.


Смета затрат на производство характеризует объем затрат, необхо­димых для выполнения годового выпуска продукции. Расчет сметы затрат производится по экономически однородным элементам незави­симо от места возникновения и назначения затрат. В настоящее время при расчете сметы затрат на производство выделяют следующие эле­менты затрат: материалы, затраты на оплату труда, отчисления на со­циальные нужды, амортизационные отчисления и прочие затраты. Смета затрат на производство может определяться одним из следующих ме­тодов: методом прямого расчета затрат по элементам, методом сумми­рования смет затрат по всем подразделениям, калькуляционным мето­дом, укрупненным методом.

Себестоимость — это совокупные текущие затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции.

Целью определения себестоимости продукции является получение объективной информации о совокупных затратах для правильного фор­мирования цены продукции. Расчет себестоимости единицы продук­ции производится по статьям калькуляции. В зависимости от способа отнесения затрат на единицу продукции они подразделяются на пря­мые и косвенные. К прямым затратам обычно относят такие статьи калькуляции, как «Сырье и материалы», «Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты», «Основная заработная плата производствен­ных рабочих», «Дополнительная заработная плата производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на содержа­ние и эксплуатацию оборудования».

Статья калькуляции «Сырье и материалы» включает затраты на сырье и основные материалы, непосредственно входящие в продукции, составляющие ее материальную основу, а также вспомогательные мате­риалы технологического назначения, технологическое топливо и энер­гия.

К «Покупным комплектующим изделиям и полуфабрикатам» от­носят готовые изделия, узлы, блоки и полуфабрикаты, требующие даль­нейшей обработки, изготовленные на других фирмах.

Следующие три статьи калькуляции относятся только к тем произ­водственным рабочим, которые принимают непосредственное участие в изготовлении данной продукции. «Основная заработная плата произ­водственных рабочих» включает заработную плату по тарифу и допла­ты по действующим в организации премиальным системам. «Допол­нительная заработная плата производственных рабочих» включает оп­лату очередных и дополнительных отпусков, доплаты за работу в ночное время, доплаты подросткам, учащимся, выплаты за выслугу лет (там, где они имеют место). «Отчисления на социальные нужды» включает от­числения в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обя-25


зательного медицинского страхования. «Расходы на содержание и экс­плуатацию оборудования» включают амортизационные отчисления по оборудованию, затраты на ремонт оборудования (стоимость запасных частей и заработную плату ремонтных рабочих с отчислениями на со­циальные нужды), заработную плату наладчиков оборудования с отчис­лениями на социальные нужды, расходы на вспомогательные материа­лы, используемые на поддержание оборудования в работоспособном состоянии и чистоте (смазочные материалы, охлаждающие жидкости, ветошь и т. п.).

Для расчета прямых затрат на практике в качестве исходной ин­формации используется: спецификации к чертежам и схемам, карты технологических процессов, экономические нормы и нормативы.

Косвенные затраты — это общие для нескольких видов продукции, для цеха или организации (предприятия) в целом затраты. К косвен­ным статьям калькуляции относят: «Общепроизводственные расхо­ды», «Общехозяйственные расходы» и «Коммерческие расходы». В со­став «Общепроизводственных расходов» обычно включают: амортиза­ционные отчисления по основным средствам, используемым для производства нескольких видов продукции, арендную плату за основ­ные средства, расходы на отопление, освещение и содержание производ­ственных помещений, заработную плату с отчислениями на социальные нужды сотрудников, занятых управлением и обслуживанием произ­водства, расходы на ремонт производственных зданий, помещений, об­щего оборудования и т. п.

К «Общехозяйственным (управленческим) расходам» относят: ко­мандировочные, представительские, хозяйственные расходы; оплату информационно-консультационных услуг, расходы на содержание по­жарной и сторожевой охраны, расходы на содержание административ­но-хозяйственного персонала и другие расходы, связанные с управлени­ем организации (предприятия) в целом.

«Коммерческие расходы» — это расходы, связанные со сбытом (ре­ализацией) продукции. Они включают: расходы на тару, упаковку, рек­ламу, расходы, связанные с участием в выставках, ярмарках, презента­циях, затраты на доставку продукции на станцию-отправитель.

На практике могут выделять технологическую, цеховую, производ­ственную. и полную себестоимость. Технологическая себестоимость включает все затраты, связанные с технологией производства продук­ции. При необходимости она может определяться отдельно по конкрет­ному технологическому процессу. Такая необходимость обычно возни­кает при освоении новых технологий и оценке экономической целесо­образности их разработки и использования на производстве. Цеховая себестоимость включает все затраты, имеющие место в конкретном цехе. Производственная себестоимость включает все затраты на производ­ство продукции, в ее состав не входят только «Коммерческие расходы».


Сумма всех статей калькуляции дает полную себестоимость единицы продукции.

Цеховая себестоимость рассчитывается в организациях (предприя­тиях), в которых действует внутренний коммерческий расчет. Цеховая себестоимость рассчитывается дифференцированно по каждому цеху. При этом все прямые затраты включают только затраты данного цеха. Это относится так же к расчету «Расходов на содержание и эксплуата­цию оборудования» и «Общепроизводственным расходам», а также пря­мым составляющим «Коммерческих расходов» (тара, упаковка, и т. д.).

С учетом характера зависимости затрат от объема производства они делятся на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-пе­ременным относят затраты, величина которых на единицу продукции остается практически неизменной, а в расчете на объем производства изменяется прямо пропорционально этому объему. К условно-перемен­ным затратам относятся: «Сырье и материалы», «Покупные комплек­тующие изделия и полуфабрикаты», «Основная заработная плата про­изводственных рабочих», «Дополнительная заработная плата производ­ственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды производствен­ных рабочих», «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования». Остальные статьи калькуляции относят к условно-постоянным расхо­дам. Условно-постоянные затраты — это общие для организации (пред­приятия) затраты, величина которых в целом по организации практи­чески не зависит от объема производства, в расчете же на единицу про­дукции они обратно пропорциональны объему производства.

При делении затрат на условно-переменные и условно-постоянные следует помнить, что это деление является действительно условным. Если проанализировать состав такой статьи калькуляции как «Обще­производственные расходы», то в ней можно выделить такие затраты как амортизационные отчисления основных средств, используемых для производства нескольких видов продукции, которые можно считать и переменными, и постоянными. В «Коммерческих расходах» также можно выделить и переменные, и постоянные затраты.

Себестоимость продукции в настоящее время определяется двумя принципиально отличающимися друг от друга точными методами:

□ в первом методе себестоимость определяется как сумма прямых затрат, связанных с производством данного вида продукции, плюс соответствующая доля «Общепроизводственных расходов», «Обще­хозяйственных расходов» и «Коммерческих расходов»;

□ во втором методе себестоимость определяется как сумма прямых затрат и доля «Общепроизводственных расходов». «Общехозяйствен­ные расходы» и «Коммерческие расходы» в себестоимость не вклю­чается и списывается в полном объеме на уменьшение выручки от реализации продукции.


Не занимаясь детальным анализом используемых методов, следует сделать два важных замечания:

□ оба метода требует выбора наиболее точного метода распределения косвенных затрат между выпускаемой продукцией;

□ второй метод целесообразно использовать при однономенклатурном производстве, когда метод расчета себестоимости не оказывает су­щественного влияния на цену продукции.

Способ распределения косвенных затрат на практике выбирается самой организацией (предприятием). Наиболее часто применяются сле­дующие способы распределения косвенных затрат:

□ пропорционально основной заработной плате (заработной плате) производственных рабочих;

□ пропорционально сумме прямых затрат на производство отдельных видов продукции;

□ пропорционально выручке от реализации отдельных видов продук­ции. Этот метод обязателен, если прибыль организация (предприя­тие) получает от разных видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль по разным ставкам.

Учитывая право выбора самой организацией (предприятием) спосо­ба распределения косвенных затрат, а так же жесткой зависимостью величины общепроизводственных и общехозяйственных расходов от чис­ленности основных производственных рабочих и их заработной платы, а так же количества, сложности оборудования, а, значит, расходов на его содержание и эксплуатацию, предлагается распределять «Общепроиз­водственные расходы» и «Общехозяйственные расходы», пропорциональ­но сумме «Заработной платы (основной и дополнительной) производ­ственных рабочих» и «Расходов на содержание и эксплуатацию обору­дования». «Коммерческие расходы» распределяются пропорционально производственной себестоимости.

Расчет затрат по статьям калькуляции предполагает использова­ние следующих алгоритмов:

Величина затрат по статьям «Сырье и материалы», «Покупные ком­плектующие изделия и полуфабрикаты» определяется с учетом норм расхода конкретного вида сырья или материала или количества комп­лектующих изделий или полуфабрикатов на единицу продукции; цены приобретения; величины транспортно-заготовительных расходов. При определении затрат на сырье и материалы исключается величина воз­вратных отходов.

«Основная заработная плата производственных рабочих» рассчи­тывается с учетом трудоемкости изготовления по каждой технологи­ческой операции, часовой тарифной ставки по соответствующему та­рифному разряду и доплат по действующей в организации (предприя­тии) премиальной системе.


«Дополнительная заработная плата производственных рабочих» определяется в процентах от основной заработной платы. Процент до­полнительной заработной платы определяется как отношение годового фонда дополнительной заработной платы в целом по организации (пред­приятию) к годовому фонду основной заработной платы.

«Отчисления на социальные нужды» определяются в процентах от суммы основной и дополнительной заработной платы. Процент отчис­лений устанавливается правительством РФ.

Величина «Расходов на содержание и эксплуатацию оборудования» определяется методом машино-коэффициентов на основе данных о зат­ратах машинного времени по каждой технологической операции, сто­имости машино-часа базовой группы оборудования и величины маши-но-коэффициентов.

«Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расхо­ды» определяются в процентах от суммы заработной платы производ­ственных рабочих (основной и дополнительной) и расходов на содержа­ние и эксплуатацию оборудования. Проценты общепроизводственных и общехозяйственных расходов определяются как отношение годовой сметы общепроизводственных (общехозяйственных) расходов к сумме годового фонда заработной платы производственных рабочих и годовой сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

«Коммерческие расходы» определяются в процентах от производ­ственной себестоимости. Процент коммерческих расходов определяет­ся как отношение годовой сметы коммерческих расходов к годовому объему товарной продукции, исчисленному по производственной себес­тоимости.

При определении экономической эффективности инженерных ре­шений на ранних стадиях проектирования применяются укрупненные (приближенные) методы определения себестоимости проектируемых изделий. Наиболее часто используемыми приближенными методами яв­ляются: метод удельных весов, метод базового узла, метод агрегирова­ния, корреляционный метод.

5 Выбор путей снижения себестоимости продукции требует знания факторов, обуславливающих величину затрат по каждой статье кальку­ляции на конкретный вид продукции. Все факторы, влияющие на вели­чину себестоимости можно разделить на две группы. Первая группа включает факторы, зависящие от выпускаемой продукции: функцио­нальное назначение, сложность, технологичность конструкции. Эти фак­торы зависят от самой организации (предприятия) в малой степени и определяются только правильным выбором разработчика продукции и наличием полной информации о нем.

Вторая группа факторов полностью зависит от самой организации (предприятия) и определяется совершенством и физическим состояни-29


ем его технической базы, прогрессивностью используемых технологий, профессиональным составом и уровнем квалификации персонала, со­вершенством организации производства, труда и управления, уровнем проводимых маркетинговых исследований, умением рационального подбора поставщиков сырьевых, материальных, топливных и энергети­ческих ресурсов, технологической и трудовой дисциплиной персонала, уровнем автоматизации и компьютеризации производства и управле­ния.

Основными путями снижения себестоимости продукции следует считать:

□ выбор высоко технологичных изделий;

□ повышение технического и организационного уровня производства;

□ повышение уровня автоматизации производства;

□ повышение уровня производительности труда;

□ использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий про­изводства;

□ применение совершенных форм и методов организации управле­ния с целью сокращения управленческих расходов;

□ применение прогрессивных методов формообразования деталей и раскроя материалов;

□ выбор надежных и дешевых поставщиков материальных ресурсов;

□ сокращение транспортно-заготовительных расходов.

Снижение себестоимости продукции может быть обеспечено на ос­нове применения следующих методов: метода планирования и контро­ля затрат на всех этапах их производства, метода функционально-сто­имостного анализа, метода маркетинговых исследований и ряда других методов.

Рассмотрение факторов, обуславливающих величину себестоимости продукции, позволяет сделать вывод о прямом влиянии на себестои­мость качества разработки как новой продукции, так и качеством раз­работки нового производственного оборудования, новых технологий и новых материалов.

Затраты на научно-исследовательские, конструкторские и техноло­гические разработки — смета затрат (себестоимость) включают следую­щие статьи расходов: материалы, спецоборудование, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, затраты по работам, выполня­емым сторонними организациями, командировочные расходы, прочие прямые расходы и накладные расходы.

В статье «Материалы» учитывается стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, используемых в процессе выполнения разработки. На


статью «Спецоборудование» относят затраты на приобретение или из­готовление специальных приборов, аппаратуры, стендов, другого специ­ального оборудования, используемого при выполнении научно-исследо­вательских, конструкторских или технологических разработок. «Рас­ходы на оплату труда» включают основную и дополнительную заработ­ную плату научных работников, инженеров и прочего научно-техничес­кого персонала, непосредственно занятых в процессе разработки. «Отчисления на социальные нужды» (единый социальный налог) вклю­чают предусмотренные законодательством отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинс­кого страхования. На статью «Затраты по работам, выполняемым сто­ронними организациями» относят затраты на оплату всех работ, выпол­няемых непосредственно для конкретной разработки сторонними орга­низациями по изготовлению опытных образцов, макетов, аренду обору­дования и средств вычислительной техники. Расходы на все виды слу­жебных командировок работников, выполняющих задания по конкретной разработке, включают в статью «Командировочные расходы». Статья «Прочие прямые расходы» включает затраты на получение специаль­ной научно-технической информации, платежи за использование средств связи и коммуникаций, а также другие виды расходов по разработке. Расходы на управление и хозяйственное обслуживание разработки вклю­чают в статью «Накладные расходы».

Тема 5. Цена продукции и ценовая политика предприятия.

1. Теоретические основы ценообразования.

2. Функции цен в рыночных условиях.

3. Формирования цены конкретной продукции на рынке.

4. Виды цен.

5. Ценовая политика предприятия.

1 В основе ценообразования лежат три теории: затратная, маржиналь­ная и концепция выявленных предпочтений. Затратная теория ценооб­разования, основоположниками которой являются Адам Смит, Давид Рикардо и Карл Маркс, представляет стоимость товара как овеществ­ленный в нем труд товаропроизводителей и определяется количеством труда, необходимого для его производства. Количество труда измеряет­ся затратами рабочего времени, требующимися для изготовления конк­ретного товара. Рыночная цена при этом должна формироваться исхо­дя из средних затрат производителей данного товара. Предполагалось также, что стоимостью обладает продукт труда, который способен обме­ниваться на другой продукт. Процесс обмена трансформирует продукт


в товар, а его потребительскую стоимость в меновую. Товар представля­ет свою стоимость как определенное количество другого товара. Чаще всего средством обмена между различными товарами выступают день­ги. Исходя из этого цена показывает определенное количество денег, которое предоставляется за право использования данного товара как собственности.

Адам Смит ввел понятие переменных затрат труда в качестве фак­тора ценообразования на товарных рынках. Ценообразующими он по­лагал затраты на рабочую силу, формируя товарную цену за счет ренты, заработной платы и прибыли. Давид Рикардо рассматривал модель формирования цены как сумму затрат труда, определяемых по принци­пу добавленной стоимости в рамках вертикально интегрированного производства товаров. Карл Маркс ввел понятие «общественно необхо­димых затрат труда», которые он рассматривал как основной стержень ценообразования, понимая под ними затраты, необходимые для изготов­ления товара при наличии общественно нормальных условий произ­водства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсив­ности труда. Затраты состоят из затрат прошлого овеществленного и живого труда.

Согласно затратной теории следует определять общественно необ­ходимый спрос на все товары, устанавливать централизованно пропор­циональности в общественном производстве и определять цены на ос­нове расчета нормативных затрат труда, что полностью игнорирует зна­чение рыночного спроса.

Маржинальная теория ценообразования предполагает установление цены товара на основе учета его полезности. Полезность квалифициру­ется как мера предпочтения, отдаваемого потребителями конкретному товару в рамках предлагаемых рынком товаров. Базовой ценой при таком подходе являются не затраты труда производителя товара, а его предельная полезность для покупателя. Размеры такой полезности оп­ределяются необходимостью дополнительного выпуска данного товара в результате увеличения спроса на него. Практической учет и количе­ственное измерение полезности оказались очень затруднительными; поэтому маржинальная теория не нашла применения.

Концепция выявленных предпочтений, предложенная американс­ким экономистом П. Самуэльсоном и его последователями, предпола­гает установление цены на основе учета индивидуального выбора по­требителя, реализуемого путем наблюдения за процессом продаж. По­требитель в рамках своего бюджета предпочитает конкретный набор товаров из предлагаемых рынком при одинаковых соотношениях цен. Самуэльсон предложил индексную функцию полезности всей массы товарных наборов, определение количественной величины полезности одних товарных наборов по сравнению с другими, практическая сторо­на ценообразования не была решена.


Английский экономист А. Маршалл и его последователи Дж. Ро­бинсон, Э. Чемберлин, А. Пигу и другие предложили рассматривать в качестве основных факторов ценообразования спрос и предложение, их соотношение, необходимость достижения равновесия на рынке. Анализ показал, что масса товарного предложения и цены находятся в обратно пропорциональной зависимости. Данный подход ориентирует участни­ков рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связа­но с оценкой альтернативных затрат в связи с изменением спроса, а также индивидуализацию ценообразования, обусловленную сменой оп­тимальных положений рыночных переменных.

В рыночных условиях цена выполняет следующие функции: учета и измерения, рационального размещения производства, регулирования, стимулирования, распределения и перераспределения.

Функция учета и измерения предполагает отражение в цене издер­жек производства и обращения, стадии жизненного цикла товара, изме­нений коньюктуры рынка. Цена как средство рационального размеще­ния производства предполагает перелив капитала в те сектора эконо­мики, те производства, которые обеспечивают более высокую норму прибыли под воздействием конкуренции и изменения спроса. Регули­рующая функция цены заключается в непосредственном и опосредо­ванном влиянии на величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы. Стимулирующая функция цены обес­печивает воздействие как на производителя через величину прибыли, так и на потребителя товара через уровень цены. Последняя функция цены заключается в распределении и перераспределении национально­го дохода между отраслями хозяйства, его секторами, различными фор­мами собственности, фондами накопления и фондами потребления.

Формирование цены на рынке осуществляется в несколько этапов:

□ определение рыночных целей организации (предприятия) на опре­деленный период времени;

□ определение ценообразующих факторов;

□ комплексное исследование рынков сбыта, сегментирование рынка и анализ потребителей;

□ выбор метода ценообразования;

□ определение системы скидок и приплат.

Организация (предприятие) в конкретный период времени может ставить различные цели. Например, получение максимальной прибыли, освоение новых рынков сбыта, стабилизация цен на выпускаемые това­ры, формирование определенной номенклатуры продукции на рынке и т. д. При формировании цены всегда следует учитывать, факторы ко-


торые могут оказывать на нее влияние в рыночных условиях. Обычно эти факторы делятся на ряд групп: особенности отрасли и отраслевые позиции организации (предприятия), характеристика товара и его по­ложение на рынке, рыночная политика организации (предприятия), из­держки производства и обращения, прочие факторы. Комплексное ис­следование рынка предполагает изучение спроса и предложения, изуче­ние конкурентов, анализ их товарной, ценовой и рекламной политики, изучение потребителей, сегментацию рынка и т. п.

В рыночных условиях могут использоваться следующие методы ценообразования:

□ метод полных затрат, при использовании которого цена определяет­ся как сумма всех затрат на производство и реализацию продукции и прибыль, определяемая в соответствии с установленной нормой. Этот метод применим для расчета цен на традиционные товары и товары пониженной конкурентоспособности;

□ метод, основанный на определении точки безубыточности, предпо­лагающий определение выпуска такого количества товара, при ко­тором может быть обеспечена целевая величина прибыли;

□ метод маржинальных издержек, при котором цена определяется как сумма переменных затрат и дополнительная сумма, покрываю­щая остальные затраты и обеспечивающая определенную прибыль. Этот метод обеспечивает максимизацию прибыли;

□ метод прямых затрат, близкий к методу маржинальных издержек, в котором цена не рассчитывается, а выбирается из возможных цен продажи устанавливаемых в ходе исследования рынков сбыта. Сущ­ность метода заключается в нахождении маржинальной прибыли, определяемой как разница между ценой и переменными затратами, маржинального дохода с учетом маржинальной прибыли на едини­цу продукции и объема продаж в зависимости от используемой цены. Затем рассчитывается реализованная прибыль как разница мар­жинального дохода и постоянных затрат. Выбирается цена, при ко­торой обеспечивается максимальная реализованная прибыль. Дан­ный метод полностью ориентирован на рынок;

□ метод рентабельности инвестиций, при котором в цене учитывают­ся затраты на производство и реализацию товара и прибыль, вели­чина которой зависит от процентов, выплачиваемых инвесторам, и других финансовых расходов. Этот метод отвечает как интересам инвесторов, так и интересам производителя;

□ методы маркетинговых оценок, к которым относятся: метод сход­ной цены, направленный на повышение конкурентоспособности то­вара; метод оценки реакции покупателей, при использовании кото­рого продавец стремится выяснить цену, по которой будет поку­паться товар; метод «предложения втемную», в котором при анонимном опросе покупателей в конкурсе предложений (тенде-


ров) выигрывает тот, чья цена обеспечивает максимальную прибыль продавцу.

Рассмотренные методы применяются при формировании цены фир­мы. Для определения оптовой цены к цене фирмы добавляется сумма сбытовой наценки и транспортных расходов. Цена продажи может от­личаться от оптовой цены на величину скидок и приплат. Наиболее часто встречаются скидки на объем закупок, скидки постоянному по­купателю, дилерские скидки, скидки на экспортные поставки. Припла­ты вводятся в тех случаях, когда выполняются особые требования за­казчика или покупателя по комплектности товара, его особой отделке, виду материала и т. п.

На практике в рыночных условиях применяются различные виды цен: дифференцированные (продажа одного товара по разным ценам); долговременные, действующие без изменения в течение длительного времени; гибкие или эластичные цены, быстро реагирующие на измене­ние соотношения спроса и предложения на рынке; договорные, уста­навливаемые по согласованию между производителем и потребителем; престижные (завышенные), устанавливаемые на товары очень высокого качества; цена «потолка», т. е. искусственно заниженная цена в резуль­тате политики государства, направленной на ограничение роста цен. При установлении цен на новую продукцию в мировой практике наибо­лее известными является следующие виды цен:

□ высокая цена или цена «снятия сливок», которая устанавливается при наличии у новой продукции уникальных свойств, выполнении ею новых функций, обеспечении высокой технологической и патен­тной защиты, наличии первоначального неэластичного (элитного) спроса. Целью установления высоких цен может быть желание быст­рого возмещения расходов на освоение выпуска новой продукции, быстрая окупаемость инвестиций или повышение престижа фир­мы;

□ низкая цена (цена проникновения или цена прорыва) обычно при­меняется в случае, если продукция строится на простых техничес­ких решениях, отсутствует уникальность, есть опасность быстрого появления конкурентов, существует большой спрос и фирма имеет прочное финансовое положение. Целью применения низких цен может быть желание расширить рынки сбыта и увеличить объем выпуска продукции;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.