Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии




Современные дидактика и теория воспитания пытаются ответить на вопросы: «Как обучать результативно?», «При каких условиях педагогический процесс приобретает черты педагогической технологии?». Технология (от греческих слов techne — «искусство», «мастерство», «умение» и logos — «учение», «наука») — учение об умении, мастерстве что-то делать. Понятие технологии широко используется в производстве, строительстве, различных видах научно-производственной деятельности. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, технология — это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов ведет их к технологизации производственных процессов. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.

Указанные преимущества технологий привели к тому, что они стали активно проникать в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Впервые понятие «технология» появляется в педагогике в середине XX века в связи с попытками «технологизировать» педагогический процесс с помощью технических средств, а затем реализовать идеи программированного обучения. В 70-е годы XX века педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. Затем широкому применению термина «технология» в педагогике способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые начали широко использоваться в сфере образования.

В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций (по Г. К. Селевко) (табл. 1).

В целом понятие «педагогическая технология» представлено научным, процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) и процессуально-действенным (непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами. Научная отрасль «педагогическая технология» изучает закономерности технологизации системы образования в целом и ее отдельных подсистем (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко), занимается исследованием наиболее рациональных путей обучения и воспитания, проектированием и конструированием педагогических процессов.

В педагогике термин «технология» интерпретируется по-разному в зависимости от научно-педагогического контекста. Исследователями рассматриваются понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология проектирования педагогического процесса», «технология осуществления педагогического процесса» и др. Первые два из вышеназванных терминов употребляются большинством педагогов как синонимы. Вместе с тем, существует подход к интерпретации этих понятий, при котором они соотносятся как род и вид (С. Н. Северин). При использовании терминов «технология обучения» и «технология воспитания» подчеркивается специфика процессов обучения и воспитания.

Исследователи оперируют также понятиями «технологический подход к обучению», «технологический подход к воспитанию», обозначающими конструирование в самом общем виде соответственно процессов обучения и воспитания, представление их в форме алгоритмов, без учета специфики отдельных шагов. В другом контексте технологический подход к обучению есть точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Для иллюстрации разнообразия подходов к определению понятия «технология» в педагогике приведем его трактовки отдельными исследователями данной проблемы (рис. 6).

Общепринятым является следующее определение: педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата. В соответствии с этим определяются (И. И. Прокопьев и другие) характерные черты или признаки педагогических технологий (рис. 7).

 

Один полный цикл педагогической технологии (педагогического взаимодействия) включает: педагогическое диагностирование; постановку диагностируемых целей и задач; проектирование, конструирование педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания; реализацию спроектированного педагогического взаимодействия; управление (анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование).

Все эти процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии.

Ученые-педагоги изучают состав и структуру педагогической технологии (В. В. Гузеев, И. А. Колесникова, Г. Н. Петровский и другие). В самом общем виде структура педагогической технологии может быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов (рис. 8) [4].

 

Для педагога-практика представляет интерес структурная схема описания педагогических технологий, предлагаемая отечественным ученым Г. Н. Петровским (табл. 2).

 

Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Вот почему некоторые исследователи указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, причем в большей степени предметно ориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные технологии. В случае личностно ориентированных технологий более сложно осуществить диагностику (контроль) достижения целей, так как они относятся к сфере психического развития, универсальных способностей учащихся.

Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении понятия «технология воспитания». Оно применяется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных особенностей (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата и др.).

5. Соотношение понятий «педагогическая технология» и

«методики обучения и воспитания»

Понятия «педагогическая технология» и «методики обучения и воспитания» различаются. Под методикой обычно понимают совокупность содержания, методов, форм и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания. Методика — это и педагогическая дисциплина, изучающая 1) принципы, содержание, методы, формы и средства обучения определенному учебному предмету (методика преподавания или частная дидактика); 2) принципы, содержание, методы, средства, особенности организации и осуществления воспитательного процесса в различных учреждениях образования (методика воспитания).

Следует подчеркнуть, что методика изучает разнообразные методы (приемы), формы и средства педагогического процесса, не выстраивая их при этом в определенной логике, по определенному алгоритму. Технология же отличается от методики именно своей алгоритмичностью и нацеленностью на определенный диагностируемый результат. При этом педагогическая технология учитывает и допускает в определенных пределах творчество педагогов и воспитанников.

Есть и другие подходы к различению рассматриваемых понятий. Методика в большей степени раскрывает систему деятельности педагога на уроке или во внеклассной воспитательной работе (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, как организовать различные этапы урока и т. п.). Технология наряду с деятельностью педагога описывает деятельность самих учащихся, при этом акцентируется внимание на ее активизации. Кроме того, методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии более жестко предписывают определенную последовательность действий учащихся и педагога, отступление от которой может препятствовать достижению запланированных результатов. Методика дает вполне конкретные рекомендации, технология отражает процессуальный динамичный характер обучения или воспитания.

Технологии предоставляют возможность их воспроизводить, методики же воспроизвести намного труднее. Они в большей степени основаны на интуиции, традиции, личностных качествах педагога. Технология всегда научно обоснована, базируется на определенных философских, психологических или педагогических теориях, которые не зависят от личности педагога. Методика обычно предназначена для обучения определенному предмету или для решения определенных воспитательных задач, технология же направлена на универсализацию подходов к обучению, имеет, как правило, надпредметный характер.

Остается дискуссионным вопрос о том, какое из рассматриваемых понятий шире по объему. Существует, по крайней мере, три точки зрения. Ряд исследователей (Н. И. Запрудский и другие) подчеркивают, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. В рамках технологии учитель может использовать локальные авторские методики и, наоборот, в рамках авторской методики может использовать элементы известных технологий.

Другие исследователи утверждают, что понятие методики шире понятия педагогической технологии. При этом они полагают, что любая методическая система, которую изучает методика, наряду с целями и задачам, содержанием образования включает технологический компонент (методы, формы, средства образования). С этой позиции методика отвечает на вопросы: зачем, чему и как учить? Технология — только на вопрос: как учить?

Сторонники противоположной точки зрения — педагогическая технология более широкое понятие, чем методика — рассматривают педагогическую технологию как проект педагогической системы. Это дает им основание включить в структуру педагогической технологии все компоненты педагогической системы, в том числе те, которые изучаются методикой (методы, приемы, формы, средства). Кроме того, по их мнению, методика ограничивается содержанием основ наук (учебных предметов), а педагогическая технология включает также в содержание обучения и воспитания рефлексивно-действенный компонент.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Раскройте сущность системного подхода как общенаучного методологического принципа.

2. Определите понятие «педагогическая система». Каковы ее сущностные характеристики?

3. Назовите компоненты педагогической системы. Приведите примеры разных видов педагогических систем.

4. Охарактеризуйте общие тенденции развития современных систем образования в ведущих странах мира. Какие из этих тенденций проявляются в развитии системы образования Республики Беларусь?

5. Докажите, что технологизация педагогического процесса является объективной тенденцией развития современного образования.

6. Раскройте исторический аспект использования понятия «технология» в педагогике.

7. Сравните подходы исследователей к определению понятия «педагогическая технология», выделив общее и особенное в различных трактовках этого понятия (рис. 6).

8. Определите понятие «педагогическая технология». Установите его соотношение с понятиями «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технологический подход к обучению и воспитанию».

9. Каковы основные признаки и структура педагогических технологий?

10. Охарактеризуйте подходы исследователей к решению проблемы о соотношении понятий «педагогическая технология» и «методики обучения и воспитания». Какую позицию вы займете в дискуссии по вопросу о том, какое из этих понятий по объему шире? Ответ аргументируйте.

 

Рекомендуемая литература

1. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — С. 9—48.

2. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. — Минск: «Сэр-Вит», 2004. — С. 5—20. 3. Капранова В. А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учеб. пособие. — Минск: Новое знание, 2004. — Гл. 2.

4. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой]. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С. 270—274.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — Гл. 12.

6. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / [под общей ред. В. С. Кукушина]. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. — С. 9—31.

7. Петровский Г. Н. О содержании понятий педагогической и образовательной технологий // Адукацыя і выхаванне. — 2002. — № 1. — С. 20—26.

8. Прокопьев И. И., Михалкович Н. В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 189—205.

9. Снопкова Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. — С. 5—22.

10. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб.-метод. пособие / Л. В. Пенкрат, А. Р. Борисевич, Л. М. Волкова [и др.]; под ред. Л. В. Пенкрат. — Минск: БГПУ, 2009. — С. 6—27.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.