КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность технологического подхода к обучению
Основные вопросы ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕМА 2 Глоссарий Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система учреждения образования — целенаправленная, самоорганизующаяся система, подсистемами которой являются практико-образовательная (дидактическая и воспитательная), научно-педагогическая (исследовательская), управленческая системы. Авторская педагогическая система (авторская школа) — педагогическая система (школа), в основе которой лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, концепции, технологии, проектируемые автором (ученым, директором школы, педагогическим коллективом и другими). Технологический подход к обучению и воспитанию — конструирование в самом общем виде процессов обучения и воспитания, представление их в форме алгоритмов, без учета специфики отдельных шагов. Технологический подход к обучению — точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей. Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата. Методики обучения и воспитания — совокупность содержания, методов, форм и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания.
1. Сущность технологического подхода к обучению. Классификация педагогических технологий. 2. Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий. 3. Принципы отбора педагогических технологий. Понятие о моделировании системы педагогических технологий.
Классификация педагогических технологий Так же как технологический подход в производственной сфере (представление производственных процессов как технологий) стал неотъемлемой частью современного материального производства и показателем внедрения научно-технических достижений в практику, так и технологический подход к обучению является важнейшим конкретно-научным методологическим подходом в современной педагогической науке и практике. Он выступает концентрированным выражением достигнутого уровня развития образовательных процессов в современном обществе, внедрения достижений педагогической науки в практику, обобщения и систематизации большого опыта педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результатов психолого-педагогических исследований, важнейшим показателем высокого профессионализма в педагогической деятельности. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов педагогической, образовательной, социальной действительности (рис. 9).
Отечественные ученые-педагоги (А. И. Жук, Н. И. Запрудский и другие) осуществили сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения (табл. 3).
Таблица 3 Существуют разные основания для классификации педагогических технологий: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г. К. Селевко, Г. Д. Левитес и другие); по степени обобщенности; по степени проявления учащимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития (С. С. Кашлев); по типу организации и управления познавательной деятельностью (В. П. Беспалько). Приведем примеры наиболее значимых для педагога-практика классификаций. По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии (рис. 10).
По степени обобщенности выделяют макротехнологии и микротехнологии (рис. 11). По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, политехнологии (комплексные) и проникающие технологии (рис. 12).
По степени проявления учащимися субъектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития педагогические технологии можно классифицировать на репродуктивные (личностно отчужденные, предметно-ориентированные) и продуктивные (личностно ориентированные) (рис. 13).
В целом, спектр задач, которые решаются с позиции технологического подхода, вариативен: это задачи, связанные не только с формированием знаний, опыта, компетентности, но и с проектированием и организацией педагогического взаимодействия, управлением качеством педагогического процесса [9]. При всем многообразии педагогических технологий в каждой из них можно выделить определенные классификационные характеристики (по Г. К. Селевко) (рис. 15).
Анализируя педагогическую технологию, следует также обратить внимание на ее программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения; диагностический инструментарий.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 14410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |