Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектурная композиция и ее элементы. Виды композиций. Композиционные средства




Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-техно­логическим требованиям.

Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на:

Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблю­дается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие разме­ров и форм фасадов и интерьеров.

В инженерных сооруже­ниях взаимо­связи объемной формы и внутреннего пространства часто нет.

Внутреннее пространство является той основной функциональной сре­дой, для создания которой возводится здание. Композиция внутреннего пространства исходит из соответствия формы, размеров и взаиморасположе­ния помещений функциональному процессу и требованиям художествен­ного единства. В соответствии с назначением здания его внутреннее прост­ранство может быть: единым (крытый рынок), частично расчлененным не доходящими до потолка барьерами (зал банка); расчлененным прерывистыми ограждениями в виде колонн (под­земный зал станции метрополитена); разграниченным глухими вертикальными (стены, перегородки) и горизонтальными (перекрытия) преградами на отдельные замкнутые пространства (жилые здания).

Композиция внешних объемов здания может строиться на основе двух различных методов. Первый (функциональный) базируется на выявлении внутренней функциональной структуры пространства; согласно этой струк­туре, объемная форма может сохранять монолитность или члениться на отдельные части; второй (универсальный) - на создании обобщенной объем­но-пространственной формы простых очертаний, пригодной для многофунк­ционального использования.

Виды композиций.

Любая простая или сложная композиция внешних объемов может быть сведена к одной из четырех основных - объемной, фронтальной, глубинной, высотной - или их сочетаниям.

Объёмная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем трем координатам. Присуща зда­ниям цирков, театров, крытых рынков.

Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высо­те и протяженности здания над размерами по глубинной координате. Прису­щи большинству дворцовых, учебных, жилых и административных зданий.

Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты соору­жения над его размерами в плане. Присущи высотным административным зданиям, гостиницам, телевизионным, радиобашням.

Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается раз­витием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров, имеющих продольно-осевое построе­ние.

Композиционные средства.

При разработке композиции внеш­них объемов и интерьеров здания ак­тивно используются такие средства гармонизации архитектурных форм, как симметрия и асимметрия, кон­траст и нюанс, метр и ритм, масштаб и масштабность.

Симметрия - одинаковое располо­жение равных частей композиции от­носительно оси или плоскости, прохо­дящей через ее центр.

Построению симметричной объемно-пространственной формы в архи­тектуре способствует также примене­ние конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола).

Ритм -закономерное чередование одинаковых (однохарактерных) элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по верти­кали и горизонтали либо по обоим направлениям.

Метр -простейшая форма ритма - точ­ное повторение форм и интервалов между ними.

Пропорции - закономерные соотношения геометрических размеров зда­ния, его отдельных элементов (проемов, простен­ков и пр.) - имеют существенное значение в построении архитектурной композиции.

Свойствами архитектурной композиции являются ее масштабность и масштаб. Под масштабностью понимается взаимосвязь членений архи­тектурной формы с габаритами человека, а также с элементами городской застройки и ландшафта.

Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки.

В архитектурной композиции существенная роль принадлежит текто­нике - художественному выражению работы конструкций и материала. Тектоничной является такая модификация конструктивной формы, которая приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.