КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интервью как специальный вид общения
Интервью – разновидность метода опроса как специального вида целенаправленного общения с человеком с целью выявления мнений, взглядов, оценок. Интервью проводится по определенной теме, определенному плану, предполагает прямой контакт с респондентом. Бывает свободное интервью – длинная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (путеводителю интервью). Оно проводится на предварительном этапе исследования. Формализованное интервью или стандартизованное предполагает разработку всей процедуры: план, последовательность вопросов и конструкцию беседы, варианты возможных ответов. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на глубокое, клиническое, длящееся часами, или фокусированное, кратковременное. Первое нацелено на выявление склонностей, мотивов, внутренних побуждений опрашиваемого. Кратковременное имеет цель выяснить реакцию респондента на заданное воздействие (при изучении эффективности пропаганды, рекламы, лекции, программы передач радио и телевидения и пр.). Текст информации предварительно отрабатывают контент-анализом. Какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии, что вовсе осталось вне поля внимания? По характеру организации разделяют групповые и индивидуальные интервью. Первые применяются редко, используются для того, чтобы вызвать дискуссию в группе. Идеальное интервью напоминает оживленную беседу и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Но это все-таки псевдобеседа, так как интервьюер имитирует роль равноправного собеседника. Главная задача – свести до минимума «возмущающее влияние личности интервьюера». Влияние сказывается в самых разных направлениях: 1.Действует эффект стереотипности восприятия исследователем респондента; образ опрашиваемого подгоняется под какой-то эталон, и исследователь придерживается этой версии до конца интервью. Респондент тоже способен стереотипизировать исследователя. Надо стараться максимально непредвзято относиться к опрашиваемому, ставить вопросы тактично, проявлять находчивость, быстро реагировать на изменение ситуации. 2.Ни одеждой, ни манерой поведения не нужно подстраиваться под опрашиваемого, держаться спокойно и естественно. Темп речи влияет на ход опроса. Если респондент говорит быстро, а интервьюер – медленно или наоборот, то это может повлиять на ход разговора. Лучше придерживаться среднего темпа речи. 3.Влияет соотношение пола и возраста. Один и тот же возраст и разный пол дают лучший результат. Теснота контакта зависит от образования. Менее предвзятое восприятие у людей, имеющих более высокий уровень образования. 4.Обстановка, в которой проходит интервью. Плохо, если помещение людное, есть посторонние лица, официальный кабинет. Лучше брать интервью в каком-нибудь уединенном месте, пустом помещении. На дому проводить опрос не следует, так как респондент может рассматривать опрашивающего как гостя и будет стараться делать и говорить ему приятное. Надо научиться вести интервью спокойно, не демонстрируя свою заинтересованность, стремиться сохранить сходство ситуаций для разных респондентов. Достоинства метода интервью: 1. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, предпочтениях респондентов. 2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки и повышению искренности ответов. 3. Возможность вести наблюдение за психологической реакцией респондента, ситуацией интервью и в случае необходимости вводить коррекцию. 4. Личный контакт обеспечивает максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника. 5. Общение, обладающее подчеркнуто личным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу. 6. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного, незапланированного восприятия вопросов интервьюера с респондентом. Запись производится интервьюером, его ассистентом или на пленку. В качестве основного недостатка этого метода следует выделить большие временные и материальные затраты, большую трудоемкость работы при незначительном количестве опрошенных респондентов. Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым. Типы опросов: Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц. Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях: Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования. Анкетирование используется при: Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов. Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |