Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкетирование




Опрос как метод сбора первичной социологической информации

 

Метод опроса является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Опрос можно определить как метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации.

В современной прикладной социологии опросы классифицируются по различным основаниям. По характеру взаимосвязей социолога и респондента опросы подразделяются на заочные – анкетные и очные – интервью. По степени формализации – на стандартизированные (проводимые по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делят на одноразовые и многоразовые. К достоинствам метода опроса следует отнести: а) его универсальность, позволяющую получать информацию по любому поводу, в любых отраслях деятельности физической культуры (физической рекреации, реабилитации, спорте, физическом воспитании); б) возможность изучения внутреннего мира человека; в) репрезентативность данных; г) более быстрое получение результатов (по сравнению с методом наблюдения).

Применение этого метода более плодотворно, если социолог учитывает личностные особенности, и, прежде всего, социально-психологические характеристики респондентов. Такие свойства человека, как пол, возраст, профессия, мировоззрение опрашиваемого во многом определяют ответы на вопросы, поставленные в анкете. Специфическим видом опроса является экспертный опрос.

 

 

Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование.

Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета (или опросный лист) и респондент.

В практике физической культуры и спорта анкетный опрос применяется в целях выявления интересов и потребностей в занятиях физическими упражнениями, условий, препятствующих и активизирующих эти занятия, определения мнений о значении и роли физической культуры, здорового образа жизни и т.д.

Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным.

Групповой анкетный опрос широко применяется в сфере физической культуры по месту учебы школьников, учащихся и студентов, в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных командах. Анкеты раздаются для заполнения в учебной аудитории или по месту занятий. Обычно анкетер работает с группой из 15-20 человек. Важным положительным моментом при этом является то, что обеспечивается стопроцентный возврат анкет, а также и то, что во время заполнения респонденты могут получить информацию по технике заполнения анкет.

При проведении индивидуального анкетирования производится раздача анкет каждому респонденту по месту жительства, учебы или работы.

При проведении опроса необходимо придерживаться определенной процедуры:

1. Создание необходимых оптимальных условий для проведения опроса (посадочные места, наличие ручек, карандашей и т.д.)

2. Точное и емкое объяснение цели и задач опроса, техники заполнения анкет.

3. Исключение внешних негативных факторов (присутствие посторонних лиц, плохое освещение и т.д.)

Интервьюирование, как разновидность опроса, в современных социологических исследованиях, получило широкое распространение и представляет собой непосредственный контакт субъекта с респондентом. При этом респондент устно отвечает на вопросы, задаваемые интервьюером.

Интервью – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью активно используется в социологии, психологии, педагогике и других сферах деятельности. Не исключением является и физическая культура. В данном случае интервью применяется для получения информации о ценностных ориентациях респондентов относительно физической культуры, их взглядах, интересах отношений этой сферы деятельности. Особую ценность представляет информация о причинах негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Интервью как метод сбора социологической информации имеет ряд преимуществ, основу которых составляет, прежде всего, возможность более глубокого проникновения в социально-психологические механизмы исследуемых процессов путем получения всесторонней информации о мнениях, мотивах поведения, представлений респондентов. Это связано с тем, что в интервью как бы объединяются два метода: опрос и наблюдение. Их сочетание позволяет интервьюеру наблюдать за психологическими реакциями респондента и при необходимости корректировать план беседы.

Указанная выше особенность обуславливает и другие положительные стороны интервью: а) наличие обратной связи между объектом и субъектом, что допускает некоторое разнообразие линии поведения последнего при проведении интервью; б) обеспечение максимальной полноты ответов респондентов (в анкете отдельные вопросы могут быть пропущены); в) получение более конкретной и образной информации; г) возможность создания непринужденной обстановки при беседе; возможность установления большей степени искренности ответов.

По форме интервью делятся на две группы: свободное (нестандартизированное) и стандартизированное (формализованное).

Свободное интервью носит характер непринужденной беседы, когда ни формулировка, последовательность, количество вопросов, ни предлагаемые ответы, способ их записи заранее не определяется. Такие беседы уместны на стадии разведки, уточнения проблемы.

Формализованное интервью предполагает деятельную разработку всей процедуры опроса (определение общего плана беседы, последовательности вопросов, вариантов предлагаемых ответов). Данное интервью в зависимости от цели его проведения и направленности разделяют на: а) клинические – длительные, глубокие по содержанию; б) фокусированные – кратковременные. Цель клинического интервью – получить более полную и достоверную информацию о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого. Цель фокусированного – извлечь информацию о конкретной проблеме, процессе или явлении.

По типу респондентов интервью бывают: а) с официальным лицом; б) с экспертом; в) с рядовым респондентом.

По способу общения между исследователем и респондентом интервью подразделяются на: а) явные (лицом к лицу); б) скрытые (телефоны, по сети «Интернет»).

Интервью подразделяются также по технике регистрации ответов – на протоколируемые и непротоколируемые.

Наряду с положительными характеристиками интервьюирование имеет ряд проблем при сборе социологической информации. Вот некоторые трудности, возникающие при интервьюировании:

1. Поиск психологического контакта с каждым респондентом;

2. Значительные временные затраты;

3. Трудоемкость подготовки интервьюиров;

4. Решение проблемы анонимности.

Характеризуя различные стороны интервью как исследовательского метода, необходимо подчеркнуть, что знания о нем будут далеко не полными, если не будет дана характеристика интервьюира и основные требования к его профессиональным характеристикам. Необходимо учитывать следующие из них:

1) обладание высокой степенью коммуникабельности;

2) достаточная степень эрудированности;

3) умение нравиться окружающим;

4) профессионально разбираться в проблеме интервью;

5) быть психологически устойчивым от влияния интервьюируемого.

Одним из основных условий, влияющих на получение достоверной информации при интервью является наличие качественного составленного вопросника. Под вопросником в социологии понимается документ, в котором соответствующим образцом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В вопроснике указываются имя интервьюира, тема интервью, место проведения, отношение респондента к беседе, длительность беседы, вопросы и ответы на них, некоторые социально-демографические данные о респонденте.

Составление вопросника начинается с изучения проблемы, объекта и предмета исследования. Обычно данный документ представляет собой единство вводной, основной и демографической частей.

Характерной чертой вопросников является наличие блоков вопросов, необходимость которых обусловлена однозначностью понимания ключевого вопроса, детальностью разработки исследуемой проблемы.

Особым видом опроса является экспертный опрос. К этому виду опроса социологи обращаются при необходимости проверки полученной информации, профессиональной оценке исследуемых процессов или явлений, сопоставлении взглядов и представлений на проблему. В сфере физической культуры и спорта экспертами чаще всего выступают учителя физической культуры, тренеры по видам спорта, преподаватели ВУЗов, ученые, практические работники сферы организации, управления и менеджмента физической культуры и спорта.

Одной из главных проблем экспертных опросов является проблема подбора экспертов. Наиболее распространенным методом подбора экспертов являются: документальный (основан на изучении характеристик, рекомендаций), метод тестирования (проведение ряда тестов на профессионализм), метод самооценки, метод взаимооценок.

Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.

Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровни усвоения знаний, общего умственного развития личности. Тесты как стандартизированные методы дают возможность сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессиограммы различных специальностей.

С целью избежания ошибок при использовании тестов как метода психологического исследования их содержание должно соответствовать исследуемому явлению (умственной деятельности, вниманию, памяти, воображении и т.п.) и не требуется для выполнения специальных знаний. Содержание теста и инструкция к его исполнению должны быть максимально четкими и понятными. Результаты тестового исследования нельзя оценивать как абсолютные показатели умственных возможностей личности. Они являются лишь показателями уровня развития определенных качеств на момент исследования по конкретным условиям жизни, обучения и воспитания личности.

В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.

дним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов[22].

Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и степени его достоверности; 2) его проведение определяется инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.

Существуют разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться[23]:

1) по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные;

3) по направленности — на тесты интеллекта и тесты личности;

4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности;

5) тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются компьютерные тесты.

Вербальные тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще всего направлены на измерение способности к пониманию словесной информации, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением, также распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и при оценке специальных способностей (например, тесты творческих способностей, составление рассказов и т.д.)[24].

Практические (невербальные) тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур, дополнение изображения, определенные действия по образцу, составление изображения из кубиков или перерисовывание).

Тесты групповые — предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе — 20—25 человек. Такая форма обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами.

Следующая разновидность тестов — индивидуально-ориентированные; они реализуют индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого.

Тесты интеллекта (лат. intellectus — понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.

Тесты специальных способностей — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение получили комплексные тестовые батареи способностей[25].

Разновидностью тестов способностей можно считать тесты креативности (лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации).

Тесты личностные — группа тестов, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятие собирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальным.

Компьютерные тесты, несмотря на их широкое распространение и на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки, уменьшение эффекта воздействия экспериментатора), недостаточно гибки в интерпретации данных и не могут полностью заменить работу профессионального психолога.

Тесты скорости (англ. speed tests) — тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов).

Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей)[26].

Кроме того, существуют и тесты, ориентированные на социально-психологический норматив или общественно заданный объективный содержательный эталон (например, ШТУР — школьный тест умственного развития).

В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования.
Термин "тест" (по-английски - задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора.

Применяя тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.