Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды наблюдений




Алгоритм и пример расчета трубчатого теплообменника

Порядок выполнения расчета:

1. Исходя из ограничения на Δtв определяем минимально необходимую массу трубок.

2. Рассчитываем длину (высоту) насадки из условия получения необходимой, средней за период, температуры подогрева воздуха на выходе из насадки при различной скорости теплоносителя и определяем массу трубной насадки и ее аэродинамическое сопротивление.

Скорость теплоносителя изменялась в соответствии с изменением размеров поперечного сечения камеры минирегенератора. На рис. 2 представлена зависимость массы и аэродинамического сопротивления насадки от скорости теплоносителя.

На рис. 3 представлена зависимость длины труб и площади поперечного сечения насадки от скорости теплоносителя.

Если потери давления при движении теплоносителя через насадку или длина трубок превышают принятые ограничения, то следует уменьшить скорость теплоносителя.

Непосредственное Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. И Опосредованное Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.
Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. И Скрытое Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. И Не включенное (непричастное) Исследователь ведет наблюдение извне.
Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка: • дневники родителей; • дневники педагогов. И Несистематическое (выборочное) Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: • навыки общения воспитателя с ребенком; • речь ребенка.
Долговременное Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет. И Кратковременное Разные варианты: 1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; 2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.
Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком). И Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.
Внешнее (наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны. И Внутреннее (самонаблюдение) Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.
Достоинства Недостатки
1. доступность, дешевизна средств. 2. не искажает естественного протекания психических процессов. 3. богатство собираемых сведений. 1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недоступны наблюдателю. 2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов. 3. Трудность установления причины явления: • слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями; • много не учитываемых условий; • возможность субъективизма. 4. Трудность статистической обработки.

Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.

Стандартизированная техника наблюдения предполагает:

наличие предварительно детально раз­работанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать;

определение условий и ситуаций наблюдения; наличие инструкции для наблюдателей;

единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

Вторая разновидность методики наблюдения - неструктурированное, или не стандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества, используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Социально не одобряемое, отклоняющееся поведение, религиозное поведение и т.п. требуют активного привлечения метода наблюдения. Одним из классических, примеров является изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсеном. Одним из недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М.Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на различных заводах.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографичес­ком исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (например, землетрясение), сильное нагнетание страстей в обществе (например, межнациональные конфликты), наблюдение становится чуть ли не единственно возможным подходом к изучению социальной реальности.

Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).

Виды наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник; полностью наблюдатель.

Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Примером этой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения.

Ситуация “ участник как наблюдатель” характеризуется включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.

Программа наблюдения предполагает в данном случае не регистрацию частоты проявления отдельных событий, а экспертный анализ наблюдаемой целостной ситуации, интуитивное обобщение и формирование оценок и выводов. Ситуация открытого наблюдения по сравнению с методикой скрытого наблюдения имеет свои преимущества: наблюдатель легче входит в исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать новую, непривычную ролевую позицию; наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследователя начинает активно помогать ему в сборе материала, т.е. устанавливаются отношения делового сотрудничества. В то же время и этот вид включенного наблюдения сохраняет в себе конфликт между задачами исследовательской деятельности наблюдателя и задачами непосредственной производственной деятельности, в которую включен социолог. Эта особенность проявляется, например, тогда, когда наблюдатель вынужден отвлекаться от своих рабочих занятий для сбора данных в управленческих организациях.

Кроме того, включенное наблюдение ставит серьезные проблемы, связанные с воздействием включенности наблюдателя в изучаемую ситуацию на его восприятие и анализ этой ситуации. Будучи участником той или иной ситуации, исследователь серьезно рискует утратить необходимую нейтраль­ность, объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов. Наконец, включенное наблюдение - очень трудоемкий и организационно сложный метод, требующий значительных затрат времени по сравнению с другими методами сбора данных. Этими особенностями и объясняется его сравнительно небольшая распространенность.

Ситуация “ наблюдатель как участник” означает, что наблюдатель -прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. Примерами этой разновидности метода наблюдения могут служить хронометраж затрат времени, моментные наблюдения.

И, наконец, в позиции полного наблюдения исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем.

Процедура наблюдения. Процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов: формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач; определение единиц наблюдения и индика­торов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений; подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов; кодировочные бланки и т. п.); запись результатов наблюдений; анализ и интерпретация данных; подготовка отчета и выводов по итогам исследования.

Основные достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу.

Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые, в основном, можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

НАБЛЮДЕНИЕ - метод научного исследования, заключающийся вактивном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, входе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н.включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н., объект Н. и средства Н. В качествепоследних в развитых формах Н. используются различные специально созданные приборы, выступающиекак продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействияна объект (что превращает Н. в составную часть экспериментальной деятельности). Основныеметодологические требования к Н. следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксацияинтересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должнофиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следованиеопределенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе длямногократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах).Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля заходом и результатами Н., а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н. Важными факторами в Н.являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, атакже фактор его (не) предубежденности, «заданности» на получение определенного результата. Полностьюотвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н.субъективных напластований. Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) ифлюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н. Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеетдело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не саминтересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное(осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное(приборное) Н.. Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательнойдеятельности вообще, Н. дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию обобъекте. Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н. в широком смысле слова) какпроблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может бытьредуцирована научная теория для своей верификации. Лингвистически ориентированный позитивизм ввел внауку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации. В современнойметодологии науки Н. редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже всамом простейшем варианте Н. всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оновыступает как необходимый, но но все же служебный метод. Особую тему задает применение метода Н. всоциальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология). Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также можетвыступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н., изменять поведение в силу наличия факта Н.,демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя). Таким образом, в этомслучае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения. Социологиявпервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н., когда наблюдатель включен вжизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное(участвующее) Н., в разных вариантах предполагающее разную степень «включения»); антропологияиспользовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализированнаблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существеннораздвинуло границы и возможности метода Н. в целом. Кроме того, в порядке подходов (этнометодология идр.) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н. как научной практикойи Н. как обычной процедурой повседневной жизни.

Методы научного познания (наблюдение и эксперимент)

Наблюдение - это целенаправленное изучение и фиксирование данных об объекте, взятом в его естественном окружении; данных, опирающихся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущения, восприятия и представления.

Результатами наблюдения являются опытные данные, а возможно, - с учетом первичной (автоматической) обработки первичной информации - схемы, графики, диаграммы и т.п. Структурные компоненты наблюдения: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты, а также специальная терминология в дополнение к естественному языку).

На первый взгляд может показаться, что исследователь в акте наблюдения пассивен и занят только созерцанием, пусть даже добросовестным. Но это не так. Активность наблюдателя проявляется в целенаправленности и избирательности наблюдения, в наличии у него определенной целевой установки: что наблюдать, на какие явления обращать внимание в первую очередь.

Разумеется, квалифицированный исследователь не игнорирует и явления, не входящие в его установку в качестве собственных целей данного наблюдения: они им тоже фиксируются и вполне могут оказаться полезными для познания изучаемых им вещей.

Активность исследователя в акте наблюдения связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении участвует не только чувственная, но и рациональная способность в форме теоретических установок и научных стандартов. Как говорится, "ученый смотрит глазами, но видит головой".

Активность наблюдения проявляется также в отборе и конструировании средств наблюдения.

Наконец, обратим внимание на то, что наблюдение направлено на невнесение возмущений в естественные условия существования изучаемого объекта. Но деяние, связанное с ограничением субъектом самого себя и с контролированием им своих действий, очевидно, есть активность, пусть и особого рода. Так, например, исследователю, проводящему социологический опрос, приходится очень тщательно (активно!) продумывать комплекс вопросов и манеру их подачи, с тем чтобы обеспечить адекватность собираемого материала в отношении отсутствия возможных возмущений в естественном протекании изучаемого общественного явления.

Существуют два главных вида наблюдения: качественное и количественное. Качественное наблюдение было известно людям и использовалось ими с древнейших времен - задолго до появления науки в ее нынешнем понимании. Использование количественных наблюдений совпадает с самим становлением науки в Новое время. Количественные наблюдения связаны, естественно, с успехами в развитии теории измерений и измерительной техники. Переход к измерениям и появление количественных наблюдений означали и подготовку математизации науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.