Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия овладения педагогическим тактом




Педагогический такт на уроке

Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что одна из причин их – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей учеников.

Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушивать ответ ученика, быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьника затруднениях. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком. Комментарии, прерывающие ответ, нежелательны.

Важен также момент выставления оценки. Исследование психологии педагогической оценки показало, что отсутствие мотивированной оценки слабых ответов школьников может привести к тому, что очень скоро школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности приобретает привычку переспрашивать, молчать при повторных вопросах. Отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспективный характер.

Самостоятельная работа требует от учителя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учениками, контролируя каждое их движение. Его отношение к ученику основано на доверии.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И конечно же, необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в следующие умения:

- любить детей. Показывать свою любовь

- наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей

- ориентироваться по обстановке

- избирать целесообразный способ воздействия

- беседовать с детьми

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.

Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиций учителя и ученика – частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, надо учитывать уж апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке сложившихся сложных условий в соответствии с педагогическим замыслом.

Правила:

1. Следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать лишнее физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика. Поза, жесты. Как мы знаем. Не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

2. Своим поведением повлиять на партнера (ученика. Коллегу). Снять аффективность помогает молчаливое рассматривание лица соучастника конфликта, что дает возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

3. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

4. Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником, увидеть общую точку отсчета взаимодействия, продемонстрировать ее, выходя на позицию «мы».

5. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, по разрешении конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.

Литература

1. Балашов М., Лукьянова М. Аттестация учащихся: цели, функции, метод. // ДШ №6, 1998

2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение, 1987

3. Гордон Д.И. Экзамены в средней школе. М., Просвещение, 1986

4. Зеленова Л. О чем говорит школьная отметка? // ДШ №5, 1998

5. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства // М., Просвещение, 1989

6. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки; цели, компоненты, типы // ДШ №2, 2001

7. Лебедев О.Е. Образовательные результаты. СПб, Специальная литература, 1999

8. Олендзская И., Меерсон С. Приемы достижения успеха // ДШ №9, 1998

9. Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений

учащихся // ДШ №1, 2000

10. Телешов С. И словом, и цифрой. Несколько страничек из истории российской школы // ДШ

№4, 2000

11. Тюрина Н. Безоценочный метод: две точки зрения // ДШ №6. 1998

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.