Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологические процессы на розничных торговых объектах




Оформление схемы технологического процесса в торговом объекте.

Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются условиями поставки, договорами купли – продажи, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности. Порядок формирования договора купли-продажи.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями договоров поставки товаров и правилами перевозки грузов (товарной накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом и счетом-фактурой).

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) скрепляются подписями лиц, получивших ценности, штампами (печатями) с указанием даты приемки, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. По результатам приемки может составляться акт о приемке товаров.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.

Применяются для оформления приемки товарно - материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи.

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации - получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Товарно - материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно - материальным ценностям расхождений нет".

При приемке товарно - материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета - фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

Книга поступления товаров является документом строгой отчётности, выдаётся бухгалтером вышестоящей организации, она пронумерована, прошнурована и скреплена подписью и печатью руководителя организации. Она должна вестись завмагом, по каждому поступившему товару. Состоит из колонок: №, дата поступления, наименование поставщика, наименование товара, объём поставки (расфасовка), отпускная цена, надбавки, розничная цена. При осуществлении проверки вышестоящей организацией эта книга тщательна проверяется.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (нескоропортящиеся товары) хранят при температуре 10…18 °С и относительной влажности воздуха 60…70 %.

За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.).

В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

Действующие нормы естественной убыли установлены на реализуемые вразвес стандартные продовольственные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине, а также при подготовке к продаже и продаже товаров вследствие:

1) усушки;

2) распыла;

3) раскрошки, образующейся при продаже товаров, за исключением обсыпной карамели и сахара-рафинада;

4) утечки (таяние, просачивание);

5) розлива при перекачке и продаже жидких товаров.

Кроме того, в нормы включены масса полимерной пленки, фольги и пергамента, удаляемых при продаже сыров, поступивших упакованными в указанные материалы, а также концы оболочек, шпагат и металлические зажимы, удаляемые при подготовке к продаже колбасного копченого сыра.

В норму естественной убыли не включены:

1) нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей и рыбы, продаваемой после предварительной разделки;

2) зачистки сливочного масла, а также крошка, образующаяся при продаже обсыпной карамели и сахара-рафинада. Зачистки и крошка сдаются на переработку и списываются по накладным, по которым эти отходы были сданы;

3) всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары);

4) фактические дополнительные потери, связанные с реализацией товаров методом самообслуживания, в пределах установленных норм.

Действующие нормы естественной убыли товаров являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача против учетных остатков.

Естественная убыль товаров списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм. Ее списание может производиться только после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.

Товарные потери, возникающие в торговле, классифицируются на два вида - на нормируемые потери и ненормируемые.

Нормируемые товарные потери возникают в результате неизбежных физических и технологических процессов, таких как усушка и выветривание, раструска и распыл, раскрошка, таяние замороженных продуктов, транспортировка и так далее. Так как особенностью таких потерь является невозможность их документального подтверждения, то для определения их величины разрабатываются, так называемые, нормы естественной убыли, в пределах которых торговые организации могут списывать такие товарные потери в состав своих затрат, а также учитывать их в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Следует иметь в виду что нормы естественной убыли товаров являются предельными и применяются только в случае фактического выявления недостачи товаров.

К ненормируемым товарным потерям относятся бой, лом, порча товаров, недостачи, растраты, хищения и тому подобное. Эти потери товаров, возникают вследствие нарушения условий приемки, хранения или продажи товаров, халатных действий торгового персонала и прочее. Наличие такого рода товарных потерь, как правило, является результатом бесхозяйственности, поэтому норм списания по таким потерям не существует, а ущерб взыскивается с виновных лиц. Исключение составляют лишь убытки от хищений, виновники которых не установлены судом, такие потери относятся в состав прочих расходов.

Нужно сказать, что к ненормируемым товарным потерям относятся и все виды аварийных потерь: от пожаров, наводнений и другого рода чрезвычайных ситуаций, от которых не застрахован никто, в том числе и торговая организация.

Потери можно сократить некоторыми методами.

При усушке применяют полиэтиленовую плёнку и вставки из плёнки «Сигма», что способствует сохранению влаги в свежих плодах и овощах. Для предотвращения усушки охлаждённого или мороженого мяса разработано пищевое покрытие в виде эмульсии молочно-белого цвета из животных жиров, крахмала и воды, которое наносится на туши перед охлаждением и замораживанием. Соответствующие упаковочные материалы, оптимальные условия хранения и транспортирования снижают размеры усушки.

При раструске и распыле предварительная расфасовка сыпучих товаров в магазине способствует сокращению этих потерь.

А при утечке применяют полиэтиленовые вкладыши в тару, это сокращает впитывание в тару. Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т. п. Они характерны для отдельных товаров. Количество и трудоемкость операций по подготовке товаров к продаже зависит от того, насколько подготовленными они поступают от поставщиков. При поступлении в магазин товаров, максимально подготовленных к продаже, значительно ускоряется процесс продажи, сокращаются расходы на его организацию, повышается культура обслуживания покупателей. Однако полностью подготовленных к продаже товаров в магазин поступает недостаточно, поэтому необходимо рационально организовать выполнение этих операций непосредственно в магазине. При распаковке товара в магазине он освобождается от внешней транспортной тары, группируется по размерам, фасонам, цветам и другим признакам, очищается от пыли, загрязнений, смазки, утюжится, устраняются мелкие дефекты, проверяется правильность маркировки, оформляются ценники. Затем товары укладывают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.

Некоторые товары требуют специфической подготовки.

Технически сложные товары и товары сложного ассортимента готовятся к продаже с помощью специальных операций и приемов.

Так, перед подачей в торговый зал технически сложных товаров дополнительно проводится проверка наличия инструкций по эксплуатации, паспортов или гарантийных талонов и комплектности изделий. Осуществляется сборка, настройка и регулировка приборов. Каждый образец, направляемый в торговый зал, должен снабжаться четко оформленными ярлыками с указанием краткой технической характеристики и аннотацией.

Эти операции выполняются работниками магазинов или по договорам торгующих организаций специалистами ремонтных предприятий. Рабочие места для подготовки технически сложных товаров к продаже должны быть оборудованы сетевыми электрическими розетками, антеннами и другой, необходимой аппаратурой. Продажа технически сложных товаров, не прошедших предпродажную подготовку, запрещается.

Особо трудоемкими являются специальные операции по подготовке продовольственных товаров для магзинов самообслуживания: нарезка, фасовка, упаковка и т. д.

В связи с недостаточным объемом поставок фасованных продовольственных товаров операции по фасовке выполняются непосредственно в магазинах. Для этого необходимо оборудовать специальные рабочие места в подсобных помещениях магазинов площадью не менее 6 м2. В магазинах, имеющих достаточно большой объем фасовки, целесообразно использовать специальное оборудование. Рабочее место фасовщика должно быть расположено рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу.

Дозирование отвесов производится с учетом спроса населения, норм отпуска товаров одному покупателю, сроков реализации, цены. В зависимости от физико-химических свойств товаров они упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.

На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках указывается наименование и сорт товара, вес нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.

Подготовка товаров к продаже должна выполняться, как правило, до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время в специально отведенных для этого местах.

В процессе подготовки продовольственных товаров к продаже могут возникать отходы. Они подразделяются на ликвидные и неликвидные.

К ликвидным отходам относятся кости окороков, головки, приголовки и т. п. Они подлежат реализации по специально установленным для них ценам. Товары, на которые установлены нормы ликвидных отходов, отпускаются поставщиками и приходуются в магазинах за минусом скидки на отходы. Некоторые ликвидные отходы (штафф от зачистки масла, крошки хлеба, сахара и т. д.) передаются по акту другим организациям для переработки.

Неликвидные отходы (вязки колбасных изделий, плавники рыб, бумажные тампоны и обертки и т. п.) не подлежат дальнейшему использованию и списываются по специальным нормам.

Качественное выполнение операций по подготовке товаров к продаже обеспечивает высокую культуру обслуживания, повышение производительности труда, ускорение оборачиваемости товаров, улучшение технико-экономических показателей работы магазина, сокращает время на приобретение покупки.

Увеличение объемов поставки максимально подготовленных к продаже товаров в таре-оборудовании будет способствовать сокращению затрат на подготовительные операции в розничных торговых предприятиях.

Важная роль в организации технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этих вопросов необходимо учитывать ряд фактов и принципов. Факторы размещения: частота спроса на отдельные товары, размеры продаваемых товаров, психология покупателей. Важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (установочная и экспозиционная) необходимая для размещения. В каждом магазине должна быть определённая частота покупки отдельных товаров с учётом сезонных особенностей спроса. Размеры продаваемых товаров влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары требуют больших площадей для показа.

Соблюдение принципов мерчендайзинга.

Мерчендайзинг (англ. «торговать») - комплекс мер, действий, которые направлены на эффективную продажу товаров в магазине розничной торговли. Принципы:

- создание уникальной атмосферы, торгового зала с помощью освещения, цветовых пятен, музыки, запаха, оптимального размещения оборудования;

- организовать рекламно-информационную поддержку товаров в торговом зале;

- правильно выложить товары;

- детальное знание товаров продавцами;

- овладение продавцами ключевыми аспектами общения с покупателями.

Мерчендайзинг направлен на: совершенствование предложений о товаре, стимулирует выбор покупателей, увеличивает объёмы продаж.

Выкладка - определённые способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина. Способы укладки: Вертикальная выкладка – однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозревательности, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

Горизонтальная выкладка – товар занимает 1-2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах. На нижних полках выкладывают известные товары с устойчивым спросом. В магазинах самообслуживания применяются такие способы выкладки, как навалом, штабелем, расположенными в ряд, стопками, подвешиванием.

Наиболее распространённый способ – навалом на полках, в таре оборудовании, контейнерах, корзинах, витринах. Такой способ удобен для работников магазина, так как сокращает затраты труда на выкладку. Предпочтение этому способу отдают и покупатели, так как они неохотно отбирают товары из аккуратно выложенных товаров в виде пирамид, стопок. Важный вопрос выкладки – определение зоны выкладки товаров. Наиболее удобной зоной выбора являются полки, размещённые на высоте 110-160 см над уровнем пола. В этой зоне предпочтительно разместить товары, реализацию которых магазин желает увеличить, как правило, товары импульсного спроса, товары с замедленной оборачиваемостью. Менее удобной зоной считаются полки на высоте 160-180 см от уровня пола. Неудобная зона – полки на высоте до 80 см и выше 180 см. В этих зонах размещают товары с устойчивым спросом, не требующим больших затрат времени на выбор (мука, крупа, сахар). При выкладке товаров необходимо обеспечить наиболее полное использование экспозиционной площади магазина с тем, чтобы каждый квадратный метр площади обеспечивал бы магазину соответствующий доход.

Приёмка тары по количеству и качеству осуществляется МОЛ. Количество поступившей тары проверяют одновременно с приёмкой товаров на основании сопроводительных документов (счёт-фактура, накладная). При качественной приёмке обращают внимание на

соответствие тары требованиям стандартов и ценам, предусмотренным в договоре поставки товаров. При обнаружении ненадлежащего качества тары или расхождений в количестве получатель составляет акт, который служит основанием для предъявлений штрафных санкций к поставщику. При приёмке тары проверяются правильность её маркировки (товарная маркировка, отправительская, железнодорожная грузовая, специальная, международная). Маркировка деревянной и карточной тары производится несмываемой краской, выжиганием, наклейкой ярлыков в левом верхнем углу головки ящика или на дне бочки. На тканевые мешки наносят штамп или прикрепляется бирка с указанием категории и названия материала: Б – бязевый, Л – льняной. За поставку товаров в немаркированной таре в договорах могут предусматриваться штрафные санкции. Хранение тары: ящики и бочки в готовом для отправки виде хранят на подтоварниках в складских помещениях или под навесом.

Мешки после очистки сортируют по видам, категориям и складывают в кипы, которые хранят в сухих помещениях. Металлические бочки хранят на подтоварниках под навесом. Картонную и бумажную тару хранят в сухих помещениях на деревянных настилках или прокладках. Возврат тары регулируется в основном по согласованию с поставщиками устанавливаются конкретные сроки возврата многооборотной и инвентарной тары.

Оборот стеклотары регулируется Правилами приёма стеклянной тары от населения, утверждёнными приказом Министерства торговли РБ № 67 от 10 октября 1994г. По функциям тара бывает: транспортная – для транспортирования и хранения товаров в процессе добавления их от производства до потребления. Она представляет собой самостоятельную

транспортную единицу или её часть. Потребительская тара – внутренняя упаковка товаров, в которой он продаётся покупателю.

Тара-оборудование – специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов, магазинов при хранении, перемещении и продаже товаров. Наиболее распространенными видами тары являются поддоны и контейнеры, используемые для сквозного продвижения товаров от производства до магазина при пакетно-контейнерной технологии доставки. Поддон – специальное приспособление – площадка, стеллаж, ящик с ножками или двойным дном. Предназначен для пакетирования товаров. Вместимость пакета 1м3. По способу захвата вилочными погрузчиками они бывают двухзаходными, четырёзахватными, по конструкции – плоскими, стоечными, ящичными. Контейнер является транспортным средством с определёнными техническими характеристиками, обеспечивающим перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без расформирования пакета. В таком виде он с товарами поступает в магазин и выполняет роль торгового оборудования. Его ёмкость более 1м3. Внедрение тары-оборудования – одно из главных направлений индустриализации торгово-технологического процесса. Приём стеклянной тары от населения осуществляется в соответствии с Положением «О порядке приёма от населения стандартной возвратной стеклянной тары из-под пищевых продуктов». Приём стеклянной тары от населения производится специализированными приёмными пунктами и магазинами, осуществляющими продажу продовольственных товаров в стеклянной таре. Стеклоприёмные пункты осуществляют приём всех видов стеклотары, на которые установлены залоговые цены. Магазины принимают стеклянную тару из-под той продукции, продажу которой осуществляют, если она не входит в стоимость товара. Посуда должна приниматься в течении всего рабочего дня, независимо от того, где посуда была куплена. Оплата принятой от населения стеклянной тары осуществляется по залоговым ценам, действующим в момент сдачи. Стоимость тары оплачивается сдатчику независимо от того, покупает он товар или нет. В магазинах или стеклоприёмных пунктах на доступном для обозрения месте выставляют образцы принимаемой стеклотары и выписка из действующего прейскуранта.

Не подлежит приёму:

- бутылки, имеющие сквозные щербины в верхней части горла, сколы и посечки на внешней стороне горла, сколы и посечки на внешней стороне горла, трещины на стекле горла или корпуса, щербины на дне, с клеймом на корпусе в виде круга с буквой «Б», с надписью «Техтара» и ободком матового цвета в верхней части корпуса;

- имеющие запас керасина, масла, краски, скипидара, осадка чернил, клея, пасты на внутренних стенках, пробок внутри и других предметов, остаток пластмассовых калпочков, металлических колец на горле бутылок, фольги, а также бутылки, на которые не установлены залоговые цены;

- консервная стеклянная тара, имеющая щербины, сколы на венчике горла и насечки на горле и по корпусу, с остатками продукции, не

полностью снятыми крышками, маркированная несмываемая краска, с матовыми кольцами на горле, матовыми чертами на корпусе, банки коричневого цвета с наличием посторонних запахов (керасина, масел, красок, непищевых жидкостей). Не служит препятствием приёму стеклянной тары наличие в бутылках осадков от вина, ликероводочных изделий, безалкогольных напитков, минеральных вод, пива, а также наличие на корпусе бутылок этикеток, кольереток, а на корпусе банок несмытой этикетки (сигнатурки), банки из-под майонеза принимаются чистыми и без этикеток.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.