КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицины и обучение ее основам 1 страница
Применение принципов доказательной •ЛЕЧЕНИЕ И РИСК: ПРИЧИНЫ НЕДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ — СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ Ш СЛУЧАЙНЫЕ ОШИБКИ •ЛЕЧЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ •ЛЕЧЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ •ЛЕЧЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ; ИЗМЕРЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ 270 В печатном варианте второй части книги более детально обсуждают- ся основные положения, изложенные в первой части. Специально для тех, кто хотел бы полнее понять методы статистической обработки дан- ных, мы подробно остановимся на некоторых понятиях, таких как сис- тематическая и случайная ошибка, проверка исходной гипотезы, дове- рительные интервалы и оценка взаимосвязи между явлениями. В электронном варианте книги каждая глава второй части имеет пря- мую ссылку на соответствующий раздел первой части и наоборот. Во второй части представлены рекомендуемые подходы к изложению наи- более сложных концепций доказательной медицины; они могут оказать- ся особенно полезными для преподавателей. Вторая часть книги на компакт-диске начинается с раздела, в кото- ром продолжено обсуждение вопросов, рассматриваемых в главе 1 пер- вой части Введение: философская концепция доказательной медицины, в том числе о критических замечаниях в адрес доказательной медицины. Следующая глава посвящена проблеме, которая нередко служит причи- ной получения недостоверных результатов; речь идет о наличии систе- матических и случайных ошибок. Мы сочли необходимым подчеркнуть тесную связь между исследованиями, посвященными оценке эффектив- ности и безопасности лечения. Данная глава включена и в печатный ва- риант книги. В самой большой главе второй части книги рассматриваются спосо- бы наиболее эффективного использования результатов исследований при лечении конкретных больных. Обсуждаются случаи, когда резуль- таты рандомизированных контролируемых испытаний отличаются от прогнозируемых или противоречат данным, полученным в ходе обсер- вационных исследований. Кроме того, для целого ряда медицинских вмешательств приводятся значения такого показателя, как ЧБНЛ (т.е. число больных, которых необходимо лечить определенным методом в течение определенного времени, чтобы достичь благоприятного исхода у одного больного или предотвратить один неблагоприятный клиниче- ский исход); особое внимание уделено зависимости данного показателя от величины исходного риска. В этом разделе книги рассматриваются также различные аспекты ста- тистической обработки данных, в частности анализ, проводимый исхо- дя из допущения, что все больные получили предписанное лечение; про- верка исходной гипотезы; доверительные интервалы и выбор самого наглядного способа представления размера эффекта (глава 4 Лечение и понимание результатов исследования: измерение корреляции). Некоторые из этих глав вошли и в печатный вариант книги. Мы приводим реко- 271 мендации по практическому использованию результатов рандомизиро- ванных контролируемых испытаний при лечении конкретных больных и выборе наилучшего метода лечения в клинических испытаниях с уча- стием отдельно взятого больного (испытания N=1). Особое внимание уделено случаям, когда вмешательство явно влия- ет на биологические параметры, но не влияет на клинические исходы, имеющие значение для больного (≪Использование косвенных критери- ев оценки≫). Подробно рассмотрены клинические исходы, которыми авторы рандомизированных испытаний нередко пренебрегают (напри- мер, качество жизни). Предложен подход, позволяющий либо судить о применимости результатов, полученных при изучении какого-либо од- ного препарата определенного фармакологического класса, ко всем пре- паратам этого класса, либо сделать вывод о большей эффективности одного из препаратов по сравнению с остальными. Наконец, рассмат- риваются исследования двух конкретных типов: посвященные оценке эффективности компьютерных систем, облегчающих принятие клини- ческих решений, а также исследования с использованием качественных критериев оценки, в которых особое внимание уделяется мнению боль- ных о качестве жизни и медицинской помощи. Во второй части книги более детально рассматриваются исследова- ния, посвященные диагностике (в частности, те из них, в которых опи- сываются клинические проявления заболеваний, разрабатываются или проходят проверку правила клинического прогнозирования). Читатель узнает о том, что совпадение мнений (например, мнений врачей, оце- нивающих определенный результат обследования конкретного боль- ного) может быть обусловлено влиянием случайных факторов, а так- же о методах, позволяющих нивелировать это влияние. Далее приво- дятся примеры расчета отношения правдоподобия —показателя, ко- торый служит для представления результатов исследований диагно- стических тестов. В главе 4 Лечение и понимание результатов исследо- вания: измерение корреляции, обсуждаются разные методы статисти- ческого анализа. В следующем разделе второй части на компакт-диске более детально Осуждаются вопросы использования систематических обзоров. Поче- му результаты оригинальных исследований по одному и тому же вопро- су могут противоречить друг другу? Когда можно доверять данным, сви- детельствующим о том, что лечение тем или иным препаратом оказыва- ет положительный эффект в одной группе больных, но неэффективно в РУгой? Достоверны ли данные о том, что применение разных доз пре- аРата по-разному влияет на клинический исход? Кроме того, в этом 272 разделе обсуждаются трудности, возникающие при включении в систе- матические обзоры неопубликованных материалов, а также выбор оп- тимальных методов статистического анализа. Во второй части более подробно рассматривается применение имею- щихся данных при лечении конкретного больного или группы больных со схожими характеристиками. Изучение этого раздела поможет оценить достоверность клинических рекомендаций и понимать результаты ис- следований, посвященных сравнительной экономической оценке эф- фективности разных лечебных вмешательств. Детально обсуждаются исследования, посвященные оценке эффективности скрининговых об- следований и качества медицинской помощи. Рассматривается также одна из важнейших проблем доказательной медицины: каким образом следует в полной мере учитывать предпочтения конкретного больного при принятии клинического решения, которое может повлиять на всю дальнейшую жизнь этого больного. ЛЕЧЕНИЕ И РИСК: ПРИЧИНЫ НЕДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ — СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ И СЛУЧАЙНЫЕ ОШИБКИ Г. Гайятт В подготовке данной главы принимали также участие члены рабочей группы по разработке и внедрению принципов доказательной медицины Ш. Строе, Д. Кук и П. Уайер В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ Случайная ошибка Систематическая ошибка Оценка влияния систематической и случайной ошибки Методы снижения вероятности возникновения систематической ошибки в исследованиях, посвященных эффективности лечения и риску СЛУЧАЙНАЯ ОШИБКА На каждый клинический вопрос есть правильный ответ, который со- ответствует истине. Например, применение [3-блокаторов определенным образом влияет на уровень смертности при сердечной недостаточности, ингаляции кортикостероидных препаратов —на частоту обострений бронхиальной астмы, а каротидная эндартерэктомия —на риск разви- тия инсульта у больных с преходящими нарушениями мозгового крово- обращения. К сожалению, нам никогда не известно, насколько выраже- ны эти влияния. Почему? Представьте, что подбрасываете идеально сбалансированную моне- ту. Каждый раз вероятность выпадения орла или решки составляет 50%. Допустим, что вы исследователь и не знаете о том, что монета идеально сбалансирована, а точнее не имеете представления о том, насколько хо- рошо она сбалансирована и хотели бы это выяснить. Сформулировав вопрос —какова истинная вероятность выпадения орла или решки — вы подбрасываете монету 10 раз подряд. Допустим, что орел выпал 8 раз, а решка два. Какой вывод можно сделать? Если подойти к результатам эксперимента формально, может сложиться впечатление, что монета сбалансирована плохо (так как орел выпадает намного чаще, чем реш- ка), и что вероятность выпадения орла при каждом подбрасывании со- ставляет 80%. Подобное заключение удовлетворит немногих, так как мы знаем, что на самом деле даже у идеально сбалансированной монеты орел и решка не всегда выпадают одинаково часто, т.е. результат зависит от случая. Иными словами, в любом эксперименте возможна случайная ошибка. При подбрасывании хорошо сбалансированной монеты орел иногда выпа- дает 8, реже —9 и совсем редко —10 из 10 раз. А что, если орел и решка выпадали одинаково часто (т.е. по 5 из 10 Раз)? Поскольку при проведении данного теста большую роль играет случай, мы усомнимся в том, что полученные результаты достоверны. Нам известно, что, во-первых, орел может выпасть 8, а решка 2 раза в тех случаях, когда истинная вероятность выпадения орла составляет 0,5, а, во-вторых, обе стороны даже плохо сбалансированной монеты могут вьтасть одинаково часто (например, когда истинная вероятность выпа- Дения орла составляет 0,8). Допустим, что наш маленький эксперимент заинтересовал СПОНСО- РОВ, которые выделили средства для проведения более крупного иссле- Вания. Это позволило значительно увеличить размеры выборки (мо- етУ подбрасывали 1000 раз). После того как орел и решка выпали по 500 раз, можно ли будет утверждать, что полученные данные отражают истину? Нет. Мы знаем, что даже в тех случаях, когда истинная вероят- ность выпадения орла составляет 51%, подбросив монету 1000 раз, мож- но получить результаты, аналогичные описанным. Влияние случайных факторов в медицинских исследованиях. Логические рассуждения, изложенные выше, можно применять при оценке резуль- татов медицинских исследований. Так, данные, полученные в рандоми- зированном контролируемом испытании (РКИ), свидетельствуют о том, что в группе лечения умирают 10 из 100, а в группе контроля —20 из 100 больных. Значит ли это, что проводимая терапия действительно снижа- ет уровень смертности на 50%? Возможно, но нельзя быть в этом уве- ренным, так как достоверно неизвестно, насколько эффективно лече- ние (если оно вообще эффективно). Приведем реальный пример: в 1 плацебо-контролируемом исследовании эффективности бисопролола при умеренно тяжелой и тяжелой сердечной недостаточности в группе контроля умерли 228 (17%) из 1320 больных, в группе лечения —156 (12%) из 1327 больных [1]. Несмотря на то что истинное снижение отно- сительного риска (ОР) смерти, скорее всего, близко к величине, получен- ной в исследовании (34%), полученные данные могут оказаться и ошибоч- ными. В начале главы мы задали вопрос "Почему никогда нельзя быть аб- солютно уверенными в размере эффекта лечения, независимо от статисти- ческой мощности исследования и того, насколько хорошо оно было спла- нировано?" Потому что всегда возможна случайная ошибка. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА Что имеют в виду, когда говорят о достоверности или обоснованно- сти результатов исследования? Под достоверностью подразумевается степень, в которой результат исследования позволяет правильно отве- тить на поставленный вопрос или измерить тот или иной показатель. В данной книге достоверность используется в качестве технического тер- мина, с помощью которого описывают вероятность возникновения сис- тематической ошибки. В отличие от случайной систематическая ошиб- ка приводит к появлению систематического отклонения от истинного значения в определенную сторону. В исследованиях, посвященных оцен- ке эффективности и безопасности лечения, наличие систематической ошибки сопровождается недооценкой или переоценкой его преимуществ или недостатков. Систематическая ошибка может быть обусловлена тем, что группы лечения и контроля изначально различались по влиянию факторов, не имеющих отношения к изучаемому вмешательству. В то же время она может стать следствием различий, возникших в ходе исследования. Кли- нические исходы у больных, не получающих терапию, могут быть бла- гоприятными или неблагоприятными. Под неблагоприятными клини- ческими исходами подразумевают осложнения, которые развиваются в процессе исследования (например, инсульт). Именно они часто явля- ются объектами изучения или оцениваемыми клиническими исходами. Вероятность развития оцениваемого (неблагоприятного) клиническо- го исхода зависит от множества факторов. Например, риск развития инсульта будет выше у больных пожилого возраста, мужчин, при нали- чии выраженных патологических изменений сосудов (атеросклероз) и артериальной гипертонии [2]. Каждая из перечисленных характеристик участников исследования называется прогностическим фактором, или фактором, определяющим клинический исход. Именно эти факторы опре- деляют вероятность развития у конкретного больного оцениваемого кли- нического исхода. В отличие от перечисленных другие характеристики участников, та- кие как цвет глаз или размер обуви, едва ли способны повлиять на риск развития инсульта. У голубоглазых людей или лиц, носящих 12-й раз- мер обуви, риск развития данного осложнения не выше и не ниже, чем у кареглазых или тех, кто носит 8-й размер. Различия между группами лечения и контроля, влияющие на прогноз. Систематическая ошибка появляется в том случае, если группы лече- ния и контроля изначально различаются по какому-либо фактору, спо- собному предопределить развитие оцениваемого клинического исхода. В отличие от различий по цвету глаз и размеру обуви такие факторы риска могут привести к появлению систематической ошибки. Напри- мер, если в группе лечения атеросклероз более выраженный, или воз- раст участников старше, в ней будет выше частота развития неблаго- приятных клинических исходов, чем в группе контроля. В данном слу- чае возникнет систематическая ошибка, приводящая к занижению эф- фективность лечения, а полученные результаты будут неистинными (недостоверными). Если в контрольную группу будет включено больше мужчин или боль- ных с более высокими средними показателями артериального давле- Ния, чем в группу вмешательства, возникнет систематическая ошиб- ка, ведущая к переоценке эффективности лечения. Таким образом, одна из причин появления систематической ошибки заключается в Исходных различиях между группами лечения и контроля, влияющих На прогноз. Эффект плацебо. Даже в том случае, когда факторы риска в основной и контрольной группах не различаются, эффективность вмешательства может быть оценена неверно. Так, больные, уверенные в получении ак- тивного лечения, могут ожидать наступления улучшения, и само это ожидание приведет к положительным переменам в их самочувствии и даже функциональном статусе. Таким образом, эффект плацебо может приводить к завышению реальной эффективности лечения. Дифференцированный подход к проведению вмешательств. Другой причиной появления систематической ошибки может стать дифферен- цированный подход к проведению дополнительных вмешательств, от- личных от тех, которые изучаются в данном исследовании, в группах лечения и контроля. Например, если при проведении испытания ново- го препарата, снижающего риск развития инсульта, в основную группу будет включено больше больных, которые получают аспирин или кло- пидогрел, чем в группу контроля, оценка эффективности изучаемого лечения будет завышена. Однако, если в основной группе большая доля больных будет также применять изотонический раствор натрия хлорида в виде глазных капель или антацидные препараты, то это никак не отра- зится на вероятности появления систематической ошибки, поскольку прием аспирина и клопидогрела снижает риск развития инсульта, а при- менение таких глазных капель или антацидных препаратов —нет. Со- путствующее вмешательство используется в данной книге в качестве тех- нического термина, описывающего применение в одной из групп срав- нения дополнительных методов лечения, влияющих на частоту разви- тия оцениваемого клинического исхода. Следует отметить, что нас не волнуют исходные различия между уча- стниками по цвету глаз или размеру обуви {исходные характеристики), так же как и различия по применению глазных капель или антацидных препаратов в течение периода наблюдения. Однако мы обратим самое пристальное внимание на несоответствие по тяжести заболевания и час- тоте приема аспирина в сравниваемых группах, поскольку эти факторы влияют на риск развития инсульта. Таким образом, результаты исследо- вания могут быть смещены под влиянием систематической ошибки, если в группах сравнения различаются исходные характеристики больных или сопутствующие вмешательства, влияющие на прогноз. Термином иска- жающий фактор обозначают любое влияние, имеющее прогностическое значение (включая характеристики больных и вмешательства), которое в группах лечения и контроля различается. Во избежание систематиче" ской ошибки группы должны быть сходными (сравнимыми) до начала исследования и оставаться таковыми на всем его протяжении. Дифференцированный подход к оценке изучаемого клинического исхо- да- Причиной систематической ошибки также может стать дифферен- цированный подход к определению изучаемого клинического исхода. Например, решение о том, перенес ли больной преходящее нарушение мозгового кровообращения или микроинсульт, может быть принято в результате совместного обсуждения. Если же в группе контроля данный клинический исход расценивается как инсульт, а в группе лечения —как преходящее нарушение мозгового кровообращения, эффективность те- рапии будет переоценена. Выбывание участников из исследования. Систематическая ошибка может появляться в тех случаях, когда из исследования выбывает боль- шое число больных. Если частота оцениваемого неблагоприятного кли- нического исхода у выбывших больных и остальных участников неоди- накова, полученные результаты могут оказаться ошибочными. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ И СЛУЧАЙНОЙ ОШИБКИ При изучении принципов доказательной медицины можно столк- нуться с непониманием концепций и путаницей в терминологии. На вопрос, что делает результаты исследования достоверными, студенты часто отвечают: "Большие размеры выборки". Однако маленькая вы- борка не способствует появлению систематической ошибки (и потому не снижает достоверность полученных данных), но повышает риск воз- никновения случайной ошибки. Следующее упражнение поможет вам лучше уяснить смысл данных терминов. Представьте группу исследований со сходной структурой и одинако- вым числом участников, набранных в одной и той же популяции. Как и в случае с подбрасыванием монеты, когда частота выпадения орла и реш- ки не всегда одинакова, результаты исследований будут различаться в связи с влиянием случайных факторов. Теперь представьте 4 такие группы, в две из которых были включены исследования с малой выборкой, в остальные две —с большой. В две группы были включены РКИ с применением слепого метода 0 отношению к больным, медицинскому персоналу и исследователям, ченивающим клинические исходы (одна группа исследований с малы- и одна —с большими выборками), в остальные две —обсервацион- е исследования, в которых больных включали в ту или иную группу с том их пожеланий, мнения лечащего врача или без определенной емы. Риск появления систематических ошибок в обсервационных еДованиях гораздо выше, чем в РКИ. В рассматриваемом примере нам будет предоставлена уникальная возможность, которой лишены врачи в реальных условиях —знать об истинном эффекте вмешательст- ва. На рисунке он обозначен черным кружком, а мелкие точки пред- ставляют не отдельных больных, а результаты одного исследования. Чем больше расстояние между точкой и кружком, тем менее достоверны ре- зультаты конкретного лечения. Прежде чем продолжить чтение, внимательно изучите рисунок и по- пробуйте сделать собственные выводы о влиянии структуры исследова- ний и их выборки на полученные данные. Фрагмент А отображает результаты серии крупных РКИ. В связи с высокой статистической мощностью РКИ полученные данные досто- верны, поэтому точки (результаты отдельных РКИ) сгруппированы во- круг кружка. Точки выходят за его пределы из-за возникновения слу- чайной ошибки, однако при больших выборках снижается риск ее по- явления, поэтому результаты отдельных РКИ приближаются к истин- ному размеру эффекта вмешательства. В фрагменте В структура РКИ также является залогом того, что ре- зультаты отдельных исследований (точки) будут располагаться вокруг истинного значения (кружка). Однако при малых выборках РКИ повы- шается риск появления случайных ошибок, поэтому некоторые точки отстоят от черного кружка довольно далеко. Эксперимент с подбрасыванием монеты поможет понять природу различий между результатами исследований, отображенных на фрагмен- тах А и В. Представьте, что в каждом из РКИ идеально сбалансирован- ную монету подбросили 10 раз; при этом результаты отдельных испыта- ний могут достаточно сильно отличаться от истинных (т.е. в 70 или даже 80% случаев может выпасть орел или решка). Описанная ситуация соот- ретствует фрагменту В. Если в каждом РКИ монету подбросили 1000 раз, картина будет соответствовать фрагменту А. При этом вероятность вы- падения орла или решки более чем, например, 540 раз (в 54% случаев), достаточно мала. Таким образом, в исследованиях с малой выборкой полученные результаты могут сильно отличаться от истинного значе- ния, а в крупных РКИ, как правило, приближаются к нему. Фрагменты А и В позволяют понять целесообразность обобщения ре- зультатов отдельных исследований. Этот процесс называют мета-анализом. Допустим, что информация об эффективности того или иного метода лече- ния получена в нескольких небольших РКИ. При этом результаты иссле- дований значительно различаются (вследствие влияния случайных факто- ров). Статистическая мощность РКИ высока, поэтому точки (результаты отдельных РКИ) располагаются вокруг кружка (истинного размера эффек- та лечения). В свою очередь мы можем снизить влияние случайной ошиб- ки и повысить достоверность результатов отдельных РКИ, обобщив их (т.е. приблизив ситуацию фрагмента В к ситуации фрагмента А). На фрагменте С центр скопления точек (отдельные исследования) далеко отстоит от кружка (истинное значение), поскольку при проведе- нии обсервационных исследований даже с большой выборкой повыша- ется риск появления систематической ошибки. Вследствие одинаковой структуры ее величина и направленность в отдельных исследованиях одинакова. При большой выборке снижается вероятность появления случайной ошибки, поэтому результаты отдельных исследований раз- личаются мало. Тем не менее они будут недостоверными. Приведем пример из реальной жизни. В 1 крупном обсервационном исследовании было показано, что применение препаратов, содержащих витамин Е, снижает смертность от ишемической болезни сердца (ИБС) [5]. Однако полученные результаты не удалось подтвердить в ходе круп- ного хорошо спланированного РКИ [6]. А вот другой пример. В серии обсервационных исследований с боль- шой выборкой было выявлено, что проведение заместительной гормональ- ной терапии (ЗГТ) в постменопаузе снижает риск смерти от ИБС на 35% [']•Вместе с тем в первом же РКИ, в котором участвовали женщины с вы- соким риском развития сердечно-сосудистых осложнений, не было обна- ружено различий по эффективности препаратов для ЗГТ и плацебо [8]. "Ьяснением в обоих случаях может служить тот факт, что препараты вита- ^ н а Е и ЗГТ чаще принимают лица с более низким риском развития ИБС, 3 X 0 приводит к неправильной оценке эффективности лечения. Ситуация, представленная на фрагменте С, особенно коварна, так к большие выборки исследований внушают врачам уверенность в дос- товерности полученных результатов. Например, многие врачи до сих пор верят в то, что ЗГТ снижает риск смерти от ИБС. На фрагменте D, как и на фрагменте С, представлены результаты об- сервационных исследований, которые значительно отличаются от ис- тинных (вследствие систематической ошибки). Кроме того, малые вы- борки стали причиной выраженных различий между данными, получен- ными в отдельных исследованиях. Возможно, некоторые захотят про- вести мета-анализ результатов обсервационных исследований. Однако это весьма опасно, так как на основании данных, неточных вследствие выраженного влияния случайной ошибки, будет получен точный, но по-
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |