Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности учебно-методического комплекса




Целевая аудитория курса

Электронный учебник сориентирован в первую очередь на студентов дистанционной формы обучения по специальности "Психология". Однако мы считаем целесообразным его использование и при организации обучения по дневной, очно-заочной и заочной формам.
Кроме того, предлагаемый учебно-методической комплекс может быть использован при повышении квалификации работниками системы образования, школьными психологами.
Электронный курс также может быть полезен и тем учащимся, которые имеют в своем плане самообразования цель овладеть данным предметом. Существенно то, что базовыми являются курсы "Общая психология", "Возрастная психология", а условием, необходимым для изучения настоящего курса, - минимум знаний в области социальной психологии, психодиагностики.

Данный электронный учебник разрабатывался как самодостаточный курс (как мини-энциклопедия), позволяющий в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны педагогической психологии. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины "Педагогическая психология".
Основу данного учебно-методического комплекса составляет авторский курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.
Кроме того, учебный текст сопровождается большим пакетом информационно-справочного материала учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы.
При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной педагогической психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, нами была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Поэтому, наряду с трудами классиков психологии, ставшими библиографической редкостью, сюда включены работы, ярко высвечивающие точки роста научно-практической проблематики. Почти все работы в хрестоматии публикуются с сокращениями.
Разумеется, у нас нет возможности включить в данное пособие все работы, которые хотелось бы видеть представленными в нем. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении.
Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь (620 терминов), включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.
Особое внимание нам хотелось обратить на структурно-логические схемы, которыми сопровождается учебный текст, так как представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала.
Во-первых, при линейном построении текстовой информации часто бывает сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше - схем.
Во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление учащегося.
В-третьих, рядом исследователей было установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования.
В-четвертых, в настоящем пособии используется хорошо известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации. Представляется, что знание этого приема и тем более навык практического владения им поможет учащимся в освоении предмета педагогической психологии и будет способствовать формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом в целом.
В-пятых, в ряде психологических исследований выявлено, что структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания.
В-шестых, наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему ее запоминанию.
В-седьмых, как показывает опыт, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.
В пособии также предложены интерактивные задания и упражнения. Являясь частью многих педагогических новаций, они позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков по педагогической психологии, выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы. Педагогические задания могут быть применены для реализации как обучающей, так и контролирующей функции. При их составлении нами были использованы не только материалы учебного текста, но и хрестоматийные статьи, биографические сведения об ученых, библиографические данные основных источников.
В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:

  • "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;
  • "рубежный" - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем;
  • наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.