Электронный учебник сориентирован в первую очередь на студентов дистанционной формы обучения по специальности "Психология". Однако мы считаем целесообразным его использование и при организации обучения по дневной, очно-заочной и заочной формам. Кроме того, предлагаемый учебно-методической комплекс может быть использован при повышении квалификации работниками системы образования, школьными психологами. Электронный курс также может быть полезен и тем учащимся, которые имеют в своем плане самообразования цель овладеть данным предметом. Существенно то, что базовыми являются курсы "Общая психология", "Возрастная психология", а условием, необходимым для изучения настоящего курса, - минимум знаний в области социальной психологии, психодиагностики.
Данный электронный учебник разрабатывался как самодостаточный курс (как мини-энциклопедия), позволяющий в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны педагогической психологии. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой учебной дисциплины "Педагогическая психология". Основу данного учебно-методического комплекса составляет авторский курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы. Кроме того, учебный текст сопровождается большим пакетом информационно-справочного материала учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной педагогической психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, нами была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Поэтому, наряду с трудами классиков психологии, ставшими библиографической редкостью, сюда включены работы, ярко высвечивающие точки роста научно-практической проблематики. Почти все работы в хрестоматии публикуются с сокращениями. Разумеется, у нас нет возможности включить в данное пособие все работы, которые хотелось бы видеть представленными в нем. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь (620 терминов), включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия. Особое внимание нам хотелось обратить на структурно-логические схемы, которыми сопровождается учебный текст, так как представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Во-первых, при линейном построении текстовой информации часто бывает сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а лучше - схем. Во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление учащегося. В-третьих, рядом исследователей было установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования. В-четвертых, в настоящем пособии используется хорошо известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации. Представляется, что знание этого приема и тем более навык практического владения им поможет учащимся в освоении предмета педагогической психологии и будет способствовать формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом в целом. В-пятых, в ряде психологических исследований выявлено, что структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания. В-шестых, наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему ее запоминанию. В-седьмых, как показывает опыт, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся. В пособии также предложены интерактивные задания и упражнения. Являясь частью многих педагогических новаций, они позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков по педагогической психологии, выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы. Педагогические задания могут быть применены для реализации как обучающей, так и контролирующей функции. При их составлении нами были использованы не только материалы учебного текста, но и хрестоматийные статьи, биографические сведения об ученых, библиографические данные основных источников. В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:
"тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;
"рубежный" - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем;
наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.
Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление