КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434) Астрономия-(809) Биология-(7483) Биотехнологии-(1457) Военное дело-(14632) Высокие технологии-(1363) География-(913) Геология-(1438) Государство-(451) Демография-(1065) Дом-(47672) Журналистика и СМИ-(912) Изобретательство-(14524) Иностранные языки-(4268) Информатика-(17799) Искусство-(1338) История-(13644) Компьютеры-(11121) Косметика-(55) Кулинария-(373) Культура-(8427) Лингвистика-(374) Литература-(1642) Маркетинг-(23702) Математика-(16968) Машиностроение-(1700) Медицина-(12668) Менеджмент-(24684) Механика-(15423) Науковедение-(506) Образование-(11852) Охрана труда-(3308) Педагогика-(5571) Полиграфия-(1312) Политика-(7869) Право-(5454) Приборостроение-(1369) Программирование-(2801) Производство-(97182) Промышленность-(8706) Психология-(18388) Религия-(3217) Связь-(10668) Сельское хозяйство-(299) Социология-(6455) Спорт-(42831) Строительство-(4793) Торговля-(5050) Транспорт-(2929) Туризм-(1568) Физика-(3942) Философия-(17015) Финансы-(26596) Химия-(22929) Экология-(12095) Экономика-(9961) Электроника-(8441) Электротехника-(4623) Энергетика-(12629) Юриспруденция-(1492) Ядерная техника-(1748)
Основные термины и понятия
Автоматизация Ассоцианизм Ассоциация Действие Деятельность Задача Знание Игра Интеллектуальный Интериоризация Навык Научение Необихевиоризм Опыт Обучение Память Поведение Понятие Проблема Процесс Развитие Реакция Рефлекс Рефлекс условный (врожденный) Синтез Созревание Становление Стимул Теория поэтапного формирования умственных действий Труд Умение Умственные действия Усвоение Учение Философия Формирование Цель Экстериоризация Этика
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность". Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина? Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона? Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития? Назовите основные теории научения. Назовите основные проблемы теории научения. Какие виды научения существуют в человеческом обществе? В чем суть бихевиористской концепции научения? Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения. В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения? Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных? Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения. Какие уровни научения принято выделять в психологии? В чем суть междисциплинарного подхода к учению? Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности. Назовите основные теории учения в отечественной психологии. В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта? В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий? Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта. Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Основные теории научения. Проблемы теории научения. Виды научения у человека. Бихевиористская концепция научения. Ассоциативно-рефлекторная теория научения. Междисциплинарный подход к учению. Учение как разновидность человеческой деятельности. Основные теории учения в отечественной психологии. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий. ЛИТЕРАТУРА
Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. Орлов Ю.М. Научение. М., 1997. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html
Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html
Лаборатория психологии учения ПИ РАО
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html
Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965030.htm
Статья Обуховой Л.Ф. "Две парадигмы в исследовании детского развития"
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996048.htm
Статья Фридмана Л.М. "Еще один взгляд на феномен Пиаже
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/951/951053.htm
Статья Павленко В.Н. "Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий"
Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 579 ; Нарушение авторских прав? ; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет