Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия. Понятийно-терминологический аппарат проблемы воспитания




ТЕМА 10. УЧЕНИК КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Понятийно-терминологический аппарат проблемы воспитания. Трактовки понятия "воспитание". Категория воспитания как одна из основных в педагогике и педагогической психологии. Уровневый анализ воспитания: воспитание в широком социальном смысле, в узком смысле, в локальном значении. Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации. Определение понятий "индивид", "личность", "субъект", "индивидуальность".
Сущность воспитания. Цели воспитания. Трактовка целей воспитания в различных педагогических концепциях в зависимости от социально-философских позиций авторов. Определение категорий учебных целей в аффективной области по П. Блуму. Виды воспитания. Классификация видов воспитания с содержательной точки зрения. Междисциплинарный подход к воспитанию. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости. Сущность понятий "критерий", "показатель". Основные показатели воспитанности (Н.Е. Щуркова; А.К. Маркова). Воспитуемость как откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности. Показатели воспитуемости. Уровни воспитанности и воспитуемости (А.К. Маркова).
Взаимосвязь обучения и воспитания. Особенности взаимосвязи обучения и воспитания. Многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания. Типы взаимосвязи обучения и воспитания (И.А. Зимняя). Воспитывающее обучение.
Нравственное воспитание. Формирование нравственной основы учащихся. Разновидности нравственной саморегуляции: произвольная (преднамеренная) и непроизвольная. Моральные мотивы. Формирование непроизвольной саморегуляции. Нравственные нормы. Нравственные привычки. Роль эмаптии в нравственном воспитании учащихся. Эмпатия как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.
Концепция нравственного развития Кольберга. Уровни морального развития (по Кольбергу): преднравственный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень.

  • Воспитание
  • Воспитанность
  • Воспитуемость
  • Индивид
  • Индивидуальность
  • Личность
  • Нравственность
  • Развитие
  • Социализация
  • Становление
  • Субъект
  • Эмпатия

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Назовите основные трактовки понятия "воспитание".
  2. Чем различаются трактовки понятия "воспитание" - в широком социальном и узком смысле?
  3. В чем проявляется взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации?
  4. Чем отличается формирование от становления личности?
  5. Кто изучал следующий ряд понятий: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность"?
  6. Чем отличается понятие "индивид" от понятия "индивидуальность"?
  7. Как трактуется понятие "личность" в отечественной психологии?
  8. В чем особенности проблемы целей воспитания?
  9. Как трактуется цель воспитания в различных педагогических концепциях?
  10. Приведите основные классификации видов воспитания.
  11. Какие аспекты воспитания изучает философия?
  12. Какие аспекты воспитания изучает педагогика, а какие - психология?
  13. Чем отличаются критерии от показателей?
  14. Назовите основные критерии воспитанности и воспитуемости.
  15. Охарактеризуйте основные уровни воспитанности и воспитуемости по А.К. Марковой.
  16. В чем особенности взаимосвязи обучения и воспитания?
  17. В чем проявляется многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания?
  18. Назовите типы взаимосвязи обучения и воспитания.
  19. Что такое "воспитывающее обучение"?
  20. В чем особенности формирования нравственной основы учащихся?
  21. Что такое эмпатия?
  22. Охарактеризуйте роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся.
  23. Раскройте суть концепции нравственного развития Кольберга.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.