Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика развития личности в зависимости от ее пола




 

Особенности развития мальчиков и девочек в большей степени предмет медико-биологического и психологического изучения. Педагогический аспект этой проблемы разработан слабо. Вместе с тем, опытные педагоги понимают, что мальчики и девочки, юноши и девушки отличаются не только в физиологическом, но и в психологическом, личностном плане. Эти отличия необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Половые различия обусловлены действием и биологических, и социальных факторов. Биологический фактор включает хромосомный набор, гормональные особенности и т.п. Вместе с тем, ребенок живет в обществе, которое предъявляет разные требования к личности и поведению мужчины и женщины. Это формирует полоролевую идентификацию человека (социальный пол человека).

В формировании половых различий участвуют различные механизмы: социальное научение, имитация, когнитивное усвоение полоролевого поведения и др. Половые различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками.

Прежде всего специалисты отмечают скорость созревания. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков, но мальчики обладают большей чувствительностью к воздействию физических факторов. Так, они в большей степени подвержены осложнениям в процессе родов, чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций. Известно, что мужчины имеют и меньшую продолжительность жизни по сравнению с женщинами.

Установлено, что девочки и мальчики различаются по интеллектуальным, личностным характеристикам и особенностям общения. Например, девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. После двух лет они более охотно разговаривают с другими детьми, их речь более правильная и сложная. К началу обучения в школе эти различия пропадают и появляются после 11 лет. У девочек выше беглость речи, они лучше понимают письменный текст.

Мальчики же превосходят девочек по пространственному мышлению и по математическим способностям. Эти различия появляются в подростковом возрасте и увеличиваются с годами. Кроме того, мальчики более агрессивны, чем девочки, что обнаруживаются уже с двух лет. Агрессивность прослеживается в мальчишеских фантазиях, а также в вербальных и физических проявлениях. Исследователи пришли к выводу, что психические нарушения значительно чаще встречаются у мальчиков. Полагают, что мальчики более чувствительны к психическим стрессам, к воздействию неблагоприятных психологических факторов (ссоры между родителями, развод родителей и т.п.).

Охарактеризуем своеобразие развития учащихся подросткового и юношеского возраста в зависимости от их пола, оформив соответствующие сравнительные характеристики в виде таблицы (Смирнов В.И.).

 

Таблица 4

Параметры сравнения Мальчики Девочки
Особенности физиологического, соматического (развитие телосложения) и психосексуального развития Подростковый возраст: 13-16 лет Юношеский возраст: 17-21 год Соматические особенности: в развитии организма максимум прироста в 14-15 лет. Половое созревание наступает к 12-13 годам Подростковый возраст: 12-15 лет Юношеский возраст: 16-20 лет Соматические особенности: в развитии организма максимум прироста в 12-13 лет. Половое созревание наступает к 11-12 годам Большая биологическая устойчивость
Отношение к окружающим. Характер восприятия внешних влияний Взаимоотношения с окружающими людьми неустойчивые – выраженное стремление к общению, взаимодействию нередко (особенно в период возрастных кризисов) сочетается с конфликтностью, нетерпимостью к чужому мнению, желанием любым образом отстоять независимость, утвердить свою позицию.. Все это сказывается в отношениях со взрослыми, прежде всего с педагогами, родителями. Не уступить, не позволить собой командовать – мотивы многих поступков подростков и юношей. Взаимоотношения со сверстниками приобретают нередко полярный характер: от чувства вечной дружбы и преданности до чувства ненависти и презрения. Межличностные отношения с окружающими достаточно устойчивые, ровные, доброжелательные. Девочки более доверчивы и внушаемы, у них легко вызвать сострадание. У девочек раньше (на 1,5-2 года), чем у мальчиков, возникает потребность в глубокой дружбе и любви; девичья дружба эмоциональна; круг дружеского общения более узкий. В общении в отличие от мальчиков «дуэт» предпочитают «ансамблю», во взаимоотношениях проявляют большую чувствительность и интерес к тонким психологическим нюансам. В силу повышенной эмоциональности ранимы, требуют деликатного отношения со стороны взрослых.
Отношение к себе, самооценка. Отношение к самосовершенствованию Общая недостаточная уравновешенность, резкие перепады настроения, особенно в подростковый период; неумение глубоко и последовательно анализировать свои качества и поведение детерминирует противоречия в самооценке: завышенная самооценка, порожденная самоуверенностью, избыточным оптимизмом в определении своих возможностей, нередко чередуется с самоуничижением, крайней неудовлетворенностью собой, самобичеванием. Желание самосовершенствоваться возникает постоянно и быстро, но нередко также же быстро угасает. К старшему школьному возрасту стремление к изменению себя становится более устойчивым и часто реализуется в действиях. Девочки более склонны к самоанализу. Поэтому их самооценка (особенно личностных, социальных, духовных качеств и свойств) чаще бывает либо достаточно адекватной, либо несколько оптимистически заниженной. Девочки мечтают о будущем счастье; для многих их мечты становятся своеобразной иллюзорной формой бытия, которое они надеются реализовать в будущей взрослой жизни. В результате возникают противоречие между «могу» и «очень хочу», которое побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, реализуемому в действиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.