Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Архитектура эпохи капитализма




Изучая архитектуру капитализма конца XIX – XX вв. следует об­ратить внимание на творчество Ле Корбюзье. Он один из первых твор­чески и теоретически обосновал необходимость коренного пересмотра принципов строительства зданий на основе использования новой тех­ники.

Появившиеся в это время новые типы зданий (многоэтажные дома, пассажи, универсальные магазины, вокзалы, выставочные павильоны и др.) возводились с применением новых строительных материалов (металла, железобетона и др.). Распространению индустриальных мето­дов способствовали получившие свое развитие в 40-50-х годах идеи функционализма. Основной планировочной единицей становится жилой микрорайон. Каркас и панели стен находят широкое применение в строительстве, особенно жилых и высотных зданий.

Художественное осмысление индустриальных (особенно металличес­ких) каркасных конструкций связано в архитектуре 50-х годов с твор­чеством Мис ван дер Роэ (ансамбль Иллинойского технологического ин­ститута, высотные здания США). Другим выдающимся архитектором был Франк Ллойд Райт. Органическая связь с природой стала одним из ве­дущих принципов его творчества. Наряду с новыми конструкциями он широко использовал традиционные материалы – дерево, естественный камень, кирпич и др. (дом Кауфмана в Бэар-Ране, 1937 г., администра­тивное здание фирмы Джонсона в г. Раине 1936 г.).

Важное место в архитектуре Запада занимает создание новых конст­рукций, особенно крупнопролетных. Значительная роль в этом принад­лежит крупным инженерам, в частности, итальянскому инженеру-архи­тектору П. Нерви. Он на основе изобретенного им армоцемента созда­ет новые многообразные пространственные формы (павильон на промыш­ленной выставке в Турине 1949 г., малый Олимпийский дворец в Риме 1956-57 гг.). Интересны работы таких мастеров как Кандела, Фуллер, Кензо Танге и др.

В 1966 г. американским архитектором Робертом Вентури и англий­ским архитектором Джексоном была выдвинута теория «постмодернизма», дающая интересные примеры взаимодействия формы и конструкции. В 70-е годы развивается и приобретает значение еще одно направле­ние – «техницизм», символизирующий в архитектуре радикальное обнов­ление формы под воздействием научно-технического прогресса. Конструкции зданий, их оборудование и другие технические устройства выступают не только в свойственных им функциях, но и в роли свое­го рода символов и даже декораций. Ярко окрашенные обнаженные конструкции, массивные трубы, воздухопроводы и прочие детали тех­нологического оборудования вместе с панелями из стекла и пласти­ка – определяющие элементы облика такого рода построек (Центр искусств им. Ж. Помпиду в Париже, архитекторы Р. Пиано и Р. Роджорс, 1972 –1977 гг.).

Идейная основа постмодернизма вытекает из принципа подчинен­ности метода зодчего сложному комплексу жизненных процессов. Поэтому историческое архитектурное наследие должно активно ис­пользоваться в современном творчестве, символизируя связь времен и способствуя «поэтизации мира архитектуры, преодолению духа хо­лодных бездушных форм машинного века».

Исторические постройки городов осмысливаются постмодернистами многопланово: и как сложившаяся пространственная среда, в кото­рую тактично входят новые здания, и как архитектурные объекты, воздействующие на композицию проектируемых комплексов, с учетом сложившихся в данной стране национальных традиций. Во Франции ар­хитектор Рикардо Бофилл вводит в архитектуру современных жилых кварталов «французский дух», близкий величественному классицизму городских исторических ансамблей (жилой комплекс «Озерные аркады», жилой квартал «Абраксаэ» и др., 80-е гг.).

Вопросы для самопроверки:

1. Крупнейшие архитекторы – основоположники современной архитектуры.

2. Каковы стилистические направления рассматриваемого периода?

3. Как проявились национальные особенности в архитектуре капитализма конца XIX – начала XX вв.?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.