Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Архитектура рубежа веков




 

Архитектуре конца XX и рубежа XX и XXI вв. присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Однако реальное воплощение в строительстве они получили только в конце века. Эти тенденции охватывают весь спектр архитектурной деятельности – градостроительство, типологию, эстетику.

В градостроительстве реализована смена модели развития городов – с экстенсивной на интенсивную. Это привело к росту объемов так называемого «внутригородского» строительства с масштабными работами по санированию и реконструкции исторической застройки. Растет объем индивидуального проектирования, так как типовые объекты трудно вписать в стесненные условия городской застройки; соответственно уменьшается объем применения полносборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными, сборно-монолитными или металлическими.

Активная управленческая и финансовая деятельность, сосредоточенная в крупнейших городах, привела к градостроительной реконструкции объектов, в которых реализуется деловая активность, - формированию деловых центров с многочисленными многоэтажными и высотными офисами. Эти комплексы «коммерческой архитектуры» размещаются на участках, близких к историческому ядру города. Таков, например, «Фронт Се-

ны» (арх. Р. Лопез, А. Потье, М. Пру) в левобережной части Парижа или застройка офисами финансового центра набережной Гудзона в Нью-Йорке (арх. С. Пелли). Чаще всего такие комплексы воспринимаются как «вставная челюсть» в исторической панораме города. Более продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки, стало продолжавшееся около 20 лет создание нового делового района Парижа – Дефанс, отстоящего от центра на 15 км, но связанного с ним надземными и подземными скоростными транспортными связями. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жилье, гостиницы, торговля, индустрия развлечений и др.).

К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Это сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей ее Берлинской стеной. Правительство ГДР приступило к ее реконструкции только на исходе 80-х гг., и завершено оно к концу 90-х гг. уже в объединенной Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран (О. Унгерс, Й. Клейхус, Ж. Нувель, американская фирма СОМ и др.). Радикально реконструируя застройку, проектировщики бережно сохранили ее основные параметры: ширину магистрали и этажность. При этом они резко повысили интенсивность использования территории за счет освоения подземного пространства (оно решено в три – четыре уровня и простирается на всю площадь кварталов при их наземной обстройке только по контуру).

В типологии зданий на рубеже веков сформировались и были реализованы ряд новаций, основные из которых являются следствием поисков многофункциональности зданий и сооружений. Самым масштабным среди них стало формирование «архитектуры больших пространств» или «сверхзданий».

Феномен «больших пространств» начал формироваться в 70-е гг., первоначально в виде крупных крытых атриумов зданий гостиниц и офисов (арх. Д. Портмен), ряда многофункциональных зданий и, наконец, громадных сооружений типа «город входит в дом» со всеми его элементами; магазинами, кафе, ресторанами, кинозалами, залами для игр и т.п.

Возник и быстро приобрел популярность более скромный тип общественного здания – аква-парк. В отличие от давно сложившегося чисто спортивного здания крытого плавательного бассейна, аква-парк многофункционален; спорт, развлечения, игры, образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры).

Естественно, пересмотру подвергалась и самая массовая отрасль архитектуры – архитектура жилища. Здесь грандиозные многоэтажные полносборные комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2 – 4 этажа) застройке с традиционными, полносборными или сборно-монолитными конструкциями, а свободная планировка застройки – регулярной с замкнутыми или полузамкнутыми небольшими дворовыми пространствами.

В эстетическом отношении архитектура на рубеже веков плюралистична. Отшумела яростная борьба за становление принципов Современного достижения, столь же яростное их отношение после почти одновременного ухода из жизни его корифеев в 60 – 70-е гг. (Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Миса ван дер Роэ), утратил прелесть новизны и сменивший модернизм постмодернизм. В современной проектно-строительной практике сравнительно мирно сосуществуют неомодернизм, неоэкспрессионизм, хай-тек, постмодернизм, декон и другие направления при явном количественном преобладании неомодернизма.

Эстетический плюрализм при высоком уровне строительной техники конца века позволяет зодчим уходить от строгости концепции модернизма и структурализма и вводить в архитектурные композиции элемент «игры».

Виртуозные возможности современной строительной техники позволяют «игриво» относится к принципам тектоники: проектировать явно атектонические (визуально) сооружения, либо представлять тектонические элементы чисто символически. Это легко оценить сопоставляя композиции зданий крытой спортивной арены г. Такмацу в Японии (арх. К. Танге, 1962 – 64 гг.), которое называют по образной ассоциации «баркой», с возведенным в конце века в Лондоне многоэтажным офисом, называемым «Ноевым ковчегом». В обоих случаях здания имеют характерный сужающийся книзу силуэт лодки, установленной на суше и удерживаемой в равновесии внешними опорами. Но, если в Такмацу это мощные опоры, действительно воспринимающие нагрузку от здания и образно отражающие «игру сил» в сооружении, то в лондонском объекте все нагрузки воспринимает внутренний каркас здания, а внешние наклонные опоры ничего не несут, соответственно весьма «худосочны» и являются по сути игровыми, «знаковым» элементом фальшивой тектоники.

Нельзя не упомянуть, что к концу века возрастает влияние массовой культуры на творчество даже выдающихся мастеров.

В архитектурную композицию включаются не присущие ей элементы натурализма и кича.

Известный архитектор Ф. Гери в композиции здания рекламного центра в г. Венеция (Калифорния) включает центральный портал (он же въезд в подземный паркинг) в виде увеличенной в десятки раз модели би-

нокля, а в комплексе олимпийской гостиницы в Барселоне – макет гигантской рыбы, парящей над зданием, рядом с Бальбао деконструктивистским зданием музея С. Гуггенхейма стоит превышающий высоту здания одернованный и засаженный цветочками макет сидящей собаки, выполненный американским мастером кича Д. Куинсом. В Берлине в композицию нового здания технического музея, возведенного в 1999 г. в стиле хай-тек Й. Ганцем, включен макет самолета. Это обстоятельство вызывает грустную оценку своего творчества ведущими мастерами.

Однако, далеко не все так безнадежно. Архитектура, как говорил В. Гропиус, не заканчивается – она лишь непрерывно меняется. Влияют на ее развитие эволюция социальных основ, новой техники, разных, иногда, казалось бы, забытых архитектурных течений.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы особенности стилевой направленности архитектуры на современном этапе?

2. Что такое интенсивный путь развития городов?

3. Что такое «архитектура больших пространств»?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.