Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издательства. Учеников готовили к активной мирской жизни, поэтому иезуиты отказались от аскетич




Учеников готовили к активной мирской жизни, поэтому иезуиты отказались от аскетич. правил ср.-век. монастырской школы, заботились о хорошем питании и регулярном отдыхе, физич. развитии воспитанников. Коллегии располагались в удобных, светлых, просторных зданиях; занятия продолжались не более 5 ч в сутки; ученики совершали поездки, прогулки, экскурсии. Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу и поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника, быть галантным в любых обстоятельствах. Иногда в коллегиях обучали конной езде, танцам, пению, фехтованию.

Однако гл. направлением деятельности иезуитских педагогов оставалось религ. воспитание детей. Освоение основ христ. религии и богослужения велось на протяжении всего обучения. Учащиеся регулярно молились, причащались, исповедовались, посещали мессы, предавались спец. религ. упражнениям и медитациям; в нек-рых коллегиях создавались религ. братства учеников. Религ. воспитанию служил и шк. театр иезуитов, готовивший постановки на библейские темы к религ. праздникам.

Формирование индивидуальности в учениках сочеталось со строгой регламентацией их деятельности и поведения, подчинением личной воли и наклонностей интересам церкви и нормам христ. этики, переработанной иезуитами в соответствующем духе. Всесторонняя регламентация воспитат. и образоват. процесса сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри класса и школы. В классе выделялись ученики, надзиравшие за поведением остальных (преторы, или цензоры), каждый ученик обязан был доносить о проступках товарища, на спец. собраниях устраивался совм. взаимный разбор поведения и т. д. В практике система поощряемых доносов и взаимного надзора смягчалась. Наиб, серьёзные проступки влекли за собой телесные наказания, для осуществления к-рых в коллегиях нанимали светского человека (корректора).

Учителей для иезуитских уч. заведений готовили очень тщательно и долго из лучших выпускников коллегий. В течение 2 лет они совершенствовали знания и навыки, подвергались спец. проверке в ходе т.н. новициата, затем изучали философию (3 года), проходили пед. практику под руководством и надзором опытных наставников (2—3 года), во время к-рой вели спец. пед. дневник, изучали теологию, совершенствовали подготовку в светских науках (4 года). Только после этого приступали к самостоятельной пед. работе. Это обеспечивало иезуитским преподавателям высокую репутацию и сделало их коллегии наиб, престижными уч. заведениями для выходцев из дворянских и бюргерских семей. К нач. 18 в. насчитывалось ок. 800 иезуитских уч. заведений, в т. ч. св. 20 ун-тов.

Традиции иезуитских коллегий оказали существенное влияние на развитие педагогики и шк. дела в новое время, способствовали совершенствованию школ, создававшихся противниками иезуитов (протестантами, янсенистами). Иезуитскую педагогику высоко оценивал Ф. Бэкон, она оказала заметное влияние на пед. систему Я. А. Коменского, но встретила резкую критику со стороны др. дея-

телей культуры 17—18 вв. (Б. Паскаля, просветителей). Чрезмерная регламентация, выхолащивание антич. традиций, недостаточное внимание к естеств. и точным наукам, узость религ. воспитания, насаждение специфич. этических норм и т. п. привели к понижению уровня преподавания и воспитания в коллегиях в 18 в., отставанию от запросов жизни и падению их авторитета в обществе. В 1832 шк. устав иезуитов был пересмотрен. Осн. цели и принципы И. в. остались прежними, но расширился круг уч. предметов, в т. ч. есгеств.-матем. дисциплин. В нач. 20 в. было разрешено варьировать программы отд. уч. заведений в зависимости от местных условий и потребностей. Во мн. странах (Испания, Португалия, США, страны Лат. Америки и др.), иезуиты и в кон. 20 в. оказывают известное влияние на нар. образование, готовят преподавателей, имеют свои школы, преподают в ряде ун-тов и в большинстве католич. школ.

Лит.: Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России, «Труды Киевской духовной академии», 1869, №4; Ястребов М., Иезуиты и их пед. деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, М° 2; Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Т о н д и А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии, Минск, 1990; Ratio studio-rum et institutiones scholasticae Societatis Jesu, t. 1 — 4, B., 1887—94 (Monumenta Germaniae Paedagogica, Bd 2, 5, 9, 16); M er t z G., Die Pädagogik der Jesuiten, Hdlb., 1898; Monumenta paedagogica societa-tis, Jesu. I, ed. L. Lukäcs, Romae, 1965 —; Donohue J. W., Jesuit education, N. Y., 1963; Godina Mir G., Aux sources de la pedagogie des Jesuites, le «modus parisi-ensis», Rome, 1968; Chartier R., Ji-lia D., Compere M. M., L'education en France du XYI au XVIIIе siecle, P., 1976; B o w e n J., A history of Western education, v. 2, L., 1975. M. В. Дмитриев.

ИЕШИВА (ешива, ешибот, иешибот, иврит, йешива — сидение, заседание), высшая школа изучения евр. религ. права (галахи), центр традиц. евр. учёности. Готовит раввинов, судей, учителей евр. традиции, теологов. Слушателями И. (бахурим) являются совершеннолетние мужчины (согласно галахе, совершеннолетие наступает по достижении 13-летнего возраста), осн. контингент составляет неженатая молодёжь от 15 до 25 лет. Только в 80-х гг. 20 в. в Израиле стали создаваться И. для девушек. Срок обучения в разных И. от 3 до 7 лет. Традиц. И. управлялась главой (рош-йешива), к-рому помогали «контролёры» (машгихим), следившие за прилежанием и организацией быта бахурим. И. располагалась обычно в молельном доме, бет-мидраше, где жили бахурим. Обучение было бесплатным, преподаватели получали жалованье из общинных средств, а бахурим поочерёдно столовались у разных членов общины («тег-эсн», на яз. идиш — ежедневное кормление). Содержание И. почиталась евреями за выполнение религ. заповеди (мицвы). Традиц. И. не имела классной структуры, рош-йешива отвечал на вопросы, давал свои толкования гала-хич. правилам, вслух вместе с учениками читал отд. талмудич. и экзегетич. (разъясняющие смысл древних текстов) сочинения. Большинство совр. И. так или иначе реформированы, организованы по классам, программы включают не только галахические, но и др. дисциплины, напр, изучение Танаха (в христианстве именуемого Ветхим Заветом), евр. историю, грамматику иврита.

Первые И., очевидно, возникли ещё до разрушения Иерусалимского храма римлянами (70 н. э.). В античности и средневековье И. иногда выполняли законодат. и судебные функции. Гибель евр. государственности превратила И. в гл. центр нац. существования. Знаменитая И. в Явне (Ямнии, 1—2 вв. н. э.), возглавляемая раввчном Иохананом бен Заккаи, разработала нормы раввинистич. иудаизма, ставшие религ.-правовой основой жизни евреев в диаспоре. В существовавших на терр. Израиля И. в 1—3 вв. н. э. была составлена и кодифицирована Мишна — сборник галахич. и аггадич. (повествоват. характера ист. и религ.-мифологич.) сочинений, а в 3—7 вв. в «вавилонских» И. (академиях) Двуречья разработана Гемара — толкование Миш-ны. Эти книги составили Талмуд.

Благодаря содержательному своеобразию Талмуда, охватывавшего разл. области знания, учащиеся получали достаточно широкое образование. Ср.-век. И. Германии, Франции, Англии, Австрии, Польши ограничивали свою деятельность изучением Талмуда и талмудич. экзегетики. В И. Испании (до кон. 15 в.) и стран мусульм. Востока наряду с Талмудом изучали также каббалу. В И. достиг своего совершенства схоластич. метод толкования норм религ. права, пилпул, предполагавший одноврем. развитие логич. способностей и памяти.

В 15 в. возникли первые И. в Польше, Литве и на Украине. Нек-рые из них стали знаменитыми центрами образованности, привлекавшими учащихся со всего евр. мира: Воложинская и Мирская И. в Белоруссии, Телыпевская И. в Литве, Лю-бавичская И. (совр. Смоленская обл.) и др. В нач. 20 в. в России возникли первые реформир. И., в к-рых допускалось изучение новых языков, нек-рых светских предметов. Распространение И. в Америке (США и Канаде) связано с эмиграцией ашкеназских евреев из России и Австро-Венгрии в кон. 19 — нач. 20 вв.

В 20 в. И. сохраняются гл. обр. в Израиле и Сев. Америке. В США кроме ортодоксальных И. существует Универ-ситет-И. (Yeshiva University, осн. в 1886), где наряду с галахой и иудаикой изучаются также математика, естеств. и обществ, науки. В совр. Израиле И. продолжают оставаться осн. формой высш. религ. образования и ин-том подготовки раввината.

В СССР И. были повсеместно закрыты в нач. 20-х гг. Впервые после революции И. без права рукоположения (смихи) была открыта при Моск. хоральной синагоге в 1957. В нач. 90-х гг. число И. стало увеличиваться: в Москве действует И. при ф-те иудайки Академии мировых цивилизаций, восстановлена хасидская И., создана И. под эгидой движения Агу-дат — Исраэль. Открываются И. в Санкт-Петербурге, Харькове, Днепропетровске, Кишинёве и др. городах.

Лит.: Марек П. С., Очерки по исто-ртш просвещения евреев в России, М., 1909; Güdemann M., Das jüdische Unter-richtswesen während der spanisch-arabischen Periode, W., 1873; его же, Geschichte des Erziehungswesens und der Cultur der abendländischen Juden während des Mittelalters und der neueren Zeit, Bd 1—3, W., 1880—88.

M. А. Членов.

ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И IÖHO-ШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, изд-ва, специализирующиеся на выпуске книг для детей и юношества.

В России специально созданные дет. книги — учебники — издавались с 16 в. Дет. книгоиздание сформировалось во 2-й пол. 18 в., когда были разрешены частные типографии (было издано ок. 400 книг для детей, половину из к-рых составляли уч. книги). С 1708 книги печатались новым гражд. шрифтом. В 18 в. видное место занимали издания Н. И. Новикова, выпустившего ок. 60 книг для детей (не считая учебников), первый рус. дет. журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785—89). Знакомству с книгой сельских и мн. гор. детей служили лубочные издания безымянных типографов. Эти издания сказок и др. не были задуманы специально для детей, но своей фольклорной тематикой, а во мн. случаях и ярким оформлением способствовали разнообразию дет. книги.

Дет. книги входили в репертуар большинства универсальных изд-в Петербурга и Москвы 19—нач. 20 вв.: В. А. Пла-вильщикова (1794—1823), А. Ф. Смир-дина (1825—46), М. О. Вольфа (1853— 1918), Ф. Ф. Павленкова (1865—1917), А. Ф. Маркса (1870—1918), А. Ф. Дев-риена (1872—1920), И. Д. Сытина (1883—1924), И. Н. Кнебеля (1882—1924). Нек-рые из этих изданий стали заметными событиями в истории отеч. дет. книги. Плавильщиков в 1814 выпустил -«Подарок детям в память 1812 г.» — разрезную картинную азбуку известного художника И. И. Теребенёва, в рисунках к-рого прославлялся подвиг рус. народа во время Отеч. войны 1812. Смирдин в 1835 напечатал увеселительную азбуку, составленную и оформленную художником К. А. Зе-ленцовым, в рисунках к-рого, как и в теребенёвской азбуке, центр, место занимала нар. жизнь.

Много дет. книг выходило в 20—30-х гг. 19 в. из литографских мастерских. Так, литография В. Логинова в Москве в 1830—40 выпустила альбом «Гулливер» — первое иллюстрир. издание произв. Дж. Свифта в России.

В сер. 19 в. значительно расширил издание дет. лит-ры М. О. Вольф, выпустивший множество книг «подарочного» типа. Лучшие из них: «Волшебные сказки» ТУТ. Перро в переводе И. С. Тургенева с илл. Г. Доре (1867); хрестоматия П. Н. Полевого «Родные отголоски» (1875, 18802) с илл. H. H. Каразина и И. Панова и др. Продукция Девриена была дешевле и доступнее вольфовской, но в литературном и худож. отношении оказывалась порой ниже. Удачей издателя стал выпуск книг Каразина: «С севера на юг» (1890), «Мои сказки» (1895) и др.

Дет. книги, изданные Кнебелем, отличались высоким уровнем полиграф, и худож. исполнения. Их иллюстрировали члены объединения «Мир искусства» Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, В. Д. Замирайло и др.

Книги для детей, выпущенные изд-вом Маркса невиданными для того времени тиражами, дешёвые дет. книги фирмы Сытина широко расходились по рус. провинции. Нек-рые из них иллюстрировали известные художники M. H. Нестеров, Каразин, молодые художники А. П. Апсит, А. Н. Комаров, В. А. Вата-гин и др.

В развитии дет. книгоиздания немалую роль сыграло изд-во «Посредник», возникшее по инициативе Л. Н. Толстого. В серии «Б-ка для детей и юношества» печатались лучшие произведения отеч. лит-ры. Для изд-в «Знание» (1892—

1913) и «Парус» (1915—18) А. М. Горький разрабатывал широкие планы выпуска книг для детей и юношества. Однако реализованы они были только в сов. время.

В нач. 20 в. общий тираж дет. книг составлял 3243 тыс. экз., к 1913 их выпуск увеличился вдвое. Возникли первые изд-ва, специализировавшиеся на выпуске книг для детей и юношества,— «Светлячок» (1902—25) и «Тропинка» (1906—18), но по тематике и объёму своей продукции им не удалось превзойти универсальные книжные изд-ва.

С первых лет сов. власти выпуск книг для детей стал важной составной частью гос. издательского дела. Новый состав читательской аудитории, возраставшей за счёт детей, впервые получивших доступ к знаниям, требовал принципиально новых подходов к дет. книгоизданию, продуманной программы использования богатого классич. наследия и создания новой лит-ры.

Новые идейно-пед. и эстетич. требования к книге для юных читателей стали формироваться уже в 1918—19. Разрабатывались издательские программы и планы. Первый план был выработан Спец. комиссией по изданию дет. книг при пед. подотделе лит.-издат. отдела Нар-компроса в кон. сент. 1918. В основу его был положен принцип выпуска лит-ры сериями, с учётом возрастных особенностей детей и новой системы шк. образования. Этот принцип стал основополагающим в дальнейшей издательской практике. В организации выпуска в Сов. России дет. книг заметную роль сыграли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Горький. При их непосредств. участии составлялись рекомендат. списки переизданий дет. лит-ры прошлого. Были поставлены задачи создания дет. книги нового типа, в 20-е гг. они решались гос. изд-вами, общее руководство к-рыми осуществлял Госиздат (1919—30), и нек-ры-ми частными. Во главе пед.и дет. отделов Госиздата стояли А. И. Ульянова-Елизарова, П. П. Блонский и др. В 1919—21 переиздавалась гл. обр. дорев. дет. лит-ра. За 10 лет в спец. сериях вышло 64 назв. произведений рус. классики. Госиздат и особенно его Ленингр. отделение, где редакцию книг для детей возглавлял С. Я. Маршак, сыграли осн. роль в создании и издании сов. дет. книги, выпуск к-рой постоянно увеличивался; в 1923 из 119 названий 117 были написаны сов. авторами, в 1927 — 474 из 487. В Госиздате внимание было обращено преим. на книги для среднего и старшего шк. возраста. Для школьников выпускали книги и частные изд-ва, но именно Госиздат создал постоянный «круг дет. чтения» и определил осн. принципы издания лит-ры для детей: идейная направленность книг, отражающая установки обществ, воспитания; массовый характер изданий, ориентация на определённые возрастные категории; ярко выраженное познават. начало; эмоциональная содержательность книг; сочетание в книжном репертуаре фольклора, классич. лит-ры, ориг. и переводных произв. совр. авторов. Госиздатом были выпущены произведения А. Л. Барто, Г. Белых и Л. Пантелеева, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, М. И. Ильина, Маршака, К. И. Чуковского, В. А. Каверина, Д. Хармса и др.

Значит, часть изданий объединялась в серии. Первая из них — Библиотека дет. чтения (1919—21, 13 вып.), самая круп-

ная—«Новая дет. библиотека» (1924— 1928, 344 вып.), самая доступная по цене — «Дешёвая библиотека» (тираж 100 тыс. экз.; стоимость выпуска от 5 до 9 коп). Разработанные в Госиздате принципы серийных изданий для детей легли в основу многочисл. серий изд-в дет. лит-ры.

Первым сов. изд-вом, специализировавшимся на выпуске лит-ры для детей и юношества, была «Молодая гвардия», осн. в 1922 (издавала серии: «Первый круг чтения комсомольца», «Библиотечку крестьянской молодёжи», «Библиотеку юношеского движения» и др.).

Среди частных специализир. фирм были «Радуга» (1922—30) в Ленинграде (с отделением в Москве) и изд-во Г. Ф. Ми-риманова (1923—30) в Москве. Изд-во «Радуга» (владелец и редактор Л. М. Кляч-ко) было организовано при участии известных петроградских писателей; выпустило произведения Маршака, Чуковского, Барто, Житкова, Бианки с илл. В. В. Лебедева, В. М. Конашевича, Ю. П. Анненкова, С. В. Чехонина и др. Многие из этих изданий стали и классич. образцами оформления сов. дет. книги. В 1927 изд-во выпускало до 100 назв. тиражом 30—35 тыс. экз.

Изд-во Мириманова, работавшее под девизом «На помощь деревне и школе», выпускало дешёвые и многотиражные (часто различные по своему уровню) издания книг для дошкольников (св. 140 назв. в год тиражом 75—100 тыс. экз.): сборники стихов и сказок, избр. произв. рус. классич. лит-ры (серии «Библиотека школьника»), «книжки-картинки», альбомы для раскрашивания. Небольшое количество дет. книг выпускали универсальные частные и кооперативные изд-ва: Ф. Брокгауза и И. А. Ефрона (1889— 1930), «Задруга» (1911—22), «Мир» (1906—34), Книгоиздательство писателей в Москве (1912—33), «Книга» (1916— 1920), «Мысль» (1916—30), «Огни» (1917—23), «Начатки знаний» (1918— 1929), изд-во Л. Д. Френкеля (1921—25), «Прибой» (1922—27), «Земля и фабрика» (1922—30). Кроме того, книгоизданием для детей занималось ок. 60 обществ. орг-ций, имевших отделения во мн. городах страны (напр., «Друг детей»), нек-рые внешкольные учреждения.

Выпуск дет. лит-ры постепенно принял массовый характер: в 1930 было выпущено св. 2,5 тыс. назв. тиражом ок. 62 млн. экз.

В нач. 30-х гг. по инициативе Горького и при непосредств. участии Маршака был разработан проект создания специализир. дет. изд-ва. В сент. 1933 на базе дет. сектора изд-ва «Молодая гвардия» и пед. отдела Госиздата было организовано Детское гос. изд-во (Детгиз) в Москве с отделением в Ленинграде. Создание его способствовало объединению творческих писательских, худож., редакторских кадров и воплощению в жизнь планов и принципов, сформулированных в 20-х гг.

Вслед за Детгизом (РСФСР) изд-ва дет. и юношеской книги возникли и в др. союзных республиках: Детиздат Украины (1934), «Накадули» (1938) в Грузии, «Гянджлик» (1938) в Азербайджане, «Еш гвардия» (1940) в Узбекистане, «Жалын» (1975) в Казахстане, «Юнацт-ва» (1981) в Белоруссии. Здесь выходили книги для детей как на языках народов соответств. республик, так и на рус. яз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.