Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изложение




Соз-

сотрудничает более чем с 30 заруб, изд-ва-ми, осуществляя совм. издания. В подготовке пособий опирается на разработки крупных отеч. и заруб, науч. центров, прежде всего Ин-та рус. яз. им. А. С. Пушкина. Изд-во «М ы с л ь» выпускает науч.-популярную лит-ру по географии; изд-во «Мир» — учебники новых типов по естественно-научн. и техн. профилям. Издаётся и массовая лит-ра: «3 н а-н и е» науч.-популярные серии по педагогике и психологии; «И с к у с с т -во»— пособия для худож. образования и книги по проблемам эстетич. воспитания; «Д етская литература» (в сериях «Школьная библиотека» и «Поэтическая библиотека школьника») — худож. лит-ру для школьников всех возрастов по программе курса лит-ры и для внекл. чтения.

Важную, хотя и небольшую по тиражу, часть уч.-пед. лит-ры выпускают университетские изд-ва, а также крупные б-ки и музеи страны. Метод, лит-ру по узкоспециальным дисциплинам и проблемам издают н.-и. ин-ты, проф. ассоциации, уч. центры и ведомства. С кон. 80-х гг. разл. фонды, кооперативные изд-ва выпускают самую разную лит-ру, обычно частноме-тод. и иногда общепед. характера. Всё большее значение приобретает деятельность малых независимых уч.-пед. издательств.

В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации ежегодно издавалось св. 5 тыс. печатных единиц уч. лит-ры (тираж св. 207 млн. экз.) и св. 1 тыс. — уч.-метод, лит-ры (св. 53 млн. экз.). Св. 85% изданий выходило на рус. яз.

Лит.: Малыхин Н. Г., Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР, М., 1965; Бейлинсон В., Арсенал образования. Характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий, М., 1986 Буга П. Г., Вузовский учебник. Создание выпуск, распространение, М., 1987; Справоч ные материалы для создателей учебных книг М., 1991; Проблемы школьного учебника в. 19 — История школьных учебных книг М., 1990. В. Г. Бейлинсон

 

ИЗЛОЖЕНИЕ, п e p e с к а з, вид самостоят, уч. работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). И.— одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя — проверки усвоения уч. материала учащимися. Термины «И.», «пересказ» употребляются как синонимы, однако «пересказ» обычно относится к устной форме воспроизведения текста. Термин «переложение» в шк. практике не употребляется.

Осн. характеристики И. связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объёмом), со способами его восприятия, задачами, к-рые ставятся перед воспроизведением текста, и т. д. Различают И. подробные и сжатые (краткие). Сжатое И. требует от учащихся умения отбирать в исходном тексте основное и существенное,, главное (внутри каждой осн. части); производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и строить сжатый текст. Если при подробном И. сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом И. это не обязательно. Так, сжатое И. произв. худож. лит-ры может быть написано в деловом стиле (напр., в форме аннотации). По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные И. и И. с дополнит, заданием. В полных И. содержание ис-

ходного текста передаётся подробно (даже если это сжатое И.), в выборочных — воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило «рассыпанных», находящихся в разных частях исходного текста (напр., рассказ о смелых поступках героя лит. произведения, если соответствующий материал надо выбрать). В И. с дополнит, заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоят, текстом, созданным автором И. К таким И. можно отнести две группы заданий: ответить на вопрос, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте; дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого лит. героя. В этих случаях вносятся изменения в исходный текст. По восприятию исходного текста различаются И. прочитанного, И. воспринятого на слух, И. воспринятого на слух и зрительно. Эти виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста. Различают также И. незнакомого и знакомого текста.

Выделяются И. с лексич., грамматич. (морфологич., синтаксич.), стилистич. и др. заданиями, среди к-рых различаются два типа: 1) предлагается употребить в И. определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или их группы. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются; 2) предполагается изменить форму лица, времени, наклонения. При этом необходимо различать И. с заменой лица рассказчика и И. с заменой грамматич. формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого, напр., разные персонажи лит. произведения (с точки зрения содержания и языкового оформления)' рассказали бы об описываемом событии по-разному. Второе предполагает лишь замену формы лица, напр, замену первого лица (я) третьим (писатель, он...), и относится к рассматриваемой группе И.; И. с языковым заданием — одно из средств реализации взаимосвязи между уроками по изучению основ лингвистич. науки и работой по развитию связной речи учащихся. Др. основаниями для выделения видов И. являются тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т. п.), его жанрово-композиц. особенности (И.-описание, И. уч. статьи и т. д.). Устные И. уч. текстов предполагают овладение школьниками умением определить гл. смысловые вехи текста, расчленить его на части, составить план и т. д., что является предметом обучения в нач. школе и получает дальнейшее развитие в ср. школе. Особая роль принадлежит учителю-словеснику, к-рый проводит спец. обучающие И. Осн. этапы этой работы: уточнение речевой задачи; вступит, слово об авторе и произведении; чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи; содержат, анализ текста (выявление темы, осн. мысли, структуры); составление композиц. схемы и плана; языковой анализ текста, повторное чтение (прослушивание) текста. Этой работе может предшествовать предварительная (за неск. дней) языковая подготовка (лексич., орфографич. и т. д.).

Лит.: Добромыслов В. А., Изложения и сочинения в семилетней школе, М.- Л., 1946; Ж и н к и н Н. И., Развитие письм. речи учащихся III — VII кл., ИАПН РСФСР, 1956, в. 78; Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Особенности языка ученич. изложений, М., 1965; Фигуровский И. А., Изложения с языковым разбором, в кн.: Совершенствование методов обучения рус. языку, М., 1981; Основы методики рус. языка в 4—8 кл., под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумов-ской, Т. А. Ладыженской, M., 19832.

Т. А. Ладыженская.

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ, реализуется в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа, монологич. вставок учителя во время самостоят, работы школьников и комментариев к их ответам.

Вербальные методы обучения преобладали в практике школы до кон. 19 в. В кон. 19 — нач. 20 вь. в школу внедрялись активные методы обучения. В пед. лит-ре 50—60-х гг. ознакомление учащихся с содержанием обучения посредством слова учителя подвергалось резкой критике. Слуховое восприятие материала считали пассивной деятельностью, направленной на усвоение готовых знаний и не требующей активного мышления. С кон. 70-х гг. отношение к слову учителя в процессе обучения изменилось. Подчёркивалось, что совр. содержание образования, подчас довольно сложное для первичного самостоят, осмысления учащимися, требует изложения его учителем. Появился ряд исследований, посвящённых вос-питат. значению И. у., совершенствованию речевой формы изложения, речевой деятельности учителя и т. д. Вопросы, связанные с И. у., изучаются в рамках психологии труда и личности, пед. общения; проблемы коммуникации и пропаганды знаний; смыслового восприятия речевого сообщения и т. д.

И. у. можно рассматривать и как вид взаимодействия учителя и учащегося, речевого общения, и как процесс рефлексивного управления познават. деятельностью учащегося. Это и передача информации, и один из видов ораторского и сце-нич. иск-ва, и способ самовыражения личности учителя.

Деятельность учителя в процессе изложения направлена на передачу уч. материала, установление контакта с классом, побуждение учащихся к слушанию, управление их вниманием и пониманием, собственную реакцию на изложение.

И. у. связано со всеми звеньями процесса обучения. Оно применяется при постановке познават. задачи, при любом способе предъявления нового уч. материала, организации самостоят, работы учащихся, реализации обратной связи и контроле за деятельностью школьников и т. д. И. у. входит во все методы обучения. Нек-рые из его функций внутренне присущи тому или иному методу, для реализации др. функций (напр., мотивацион-ной, ориентационной, управленческой) нужны спец. условия. И. у. связано со всеми средствами обучения: микротексты, сопровождающие уч. радио- и телепередачи, повышают пед. эффект воздействия их на учащихся. Сочетание И. у. и учебника достигается в том случае, когда учитель, не повторяя текста учебника, может заинтересовать ученика, обеспечить первичное понимание наиб, важного материала, дать ориентиры для самостоят, работы с книгой.

В основе слухового восприятия лежат психол. процессы (внимание, представление, память, мышление). На эффективность их протекания влияют доступность И. у., содержательность и степень новиз-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.