Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстративная




ок. 5,4 тыс. студентов), а также обладающий статусом ун-та исследовательский Ин-т естеств. наук им. Вейцмана в Рехо-воте (осн. в 1949; 5 ф-тов, 650 студентов). Все ун-ты входят в евр. систему образования, преподавание ведётся на иврите. Арабы составляют ок. 6% израильского студенчества.

Подготовка преподавателей для дет. садов, нач. и неполных ср. школ проводится в пед. колледжах, в к-рых в 1988/ 1989 уч. г. раздельно обучалось св. 12 тыс. евреев и ок. 700 арабов. Курс обучения 3 года на базе ср. школы. Ок. половины учителей, работающих в араб, школах, не имеет диплома.

Обучение взрослых проводится по неск. линиям. Для прибывающих в страну иммигрантов в спец. центрах абсорбции имеются 5-месячные курсы изучения иврита и основ сионизма. Департамент просвещения Мин-ва обороны выпускает уч. лит-ру и разрабатывает программы обучения лиц, проходящих воен. службу. Существуют вечерние школы рабочей молодёжи, как евреев, так и арабов, не закончивших обязат. образования. Они функционируют 5 раз в неделю по 3 ч в день. Один из дней полностью отводится проф. обучению учащихся.

Лит.: Государство Израиль. Справочник, М., 1986; Bentwich J., Education in Israel, Phil., 1965; С и p p и и я С. А., Просвещение арабов в Израиле, Бейрут, 1973 (на араб. яз.). Л. А. Борковский

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА, разновидность трудовой школы, в к-рой трудовое начало сводилось к работам детей по иллюстрированию получаемых знаний (рисование, лепка, изготовление моделей и макетов, драматизация и др.). И. ш. формировалась под влиянием концепции «школы действия» В. Лая, согласно к-рой разл. виды иллюстративных работ — формы выражения знаний.

Принципы И. ш. в нач. 20 в. применялись в школах мн. стран, в т. ч. России. Иллюстративные работы в уч. процессе рекомендовались в метод, лит-ре, издававшейся в 20-е гг. в СССР. Выполнение их способствует творческому отношению детей к учёбе, лучшему запоминанию усваиваемого материала, развивает воображение и моторику ребёнка. Ошибки в иллюстративных работах обнаруживают пробелы в представлениях учащихся, что помогает педагогам своевременно корректировать уч. процесс, а школьникам искать пути к совершенствованию своих знаний и умений. Иллюстративные работы необходимы учащимся для фиксации наблюдений, для графин, оформления итогов изучения нек-рых объектов, для систематизации знаний по отд. разделам уч. программы (см. Графическая работа). Во всех случаях применение иллюстраций должно быть педагогически оправданным, служить цели активного, сознательного и прочного усвоения знаний и не нарушать логики уч. предмета (см. также Наглядность в обучении). А. И. Пискунов.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio, букв.— освещение; наглядное изображение) в детской книге, специфич. область книжной графики. С момента возникновения (сер. 17 в.)она своеобразно отражает существенные исторически сложившиеся черты худож. творчества, несёт в себе характерное для разных эпох и стран содержат, начало, обусловленное устоявшимися принципами формирования личности и эстетич. воспитания.

Этим определяются роль И. в развитии ребёнка, возможности её использования родителями, педагогами, библиотекарями в общении с детьми.

Наличие органич. связей с лит-рой не исключает самостоятельного, чисто худож. значения И. В отд. периоды (напр., 70—90-е гг. 19 в. в Великобритании; кон. 19 — нач. 20 вв. в Германии и России; 1920-е гг. в СССР) И. оказывалась творческой лабораторией, где формировались новаторские принципы худож. стиля в широком смысле. Поэтому неправомерен взгляд на И. (особенно в книге для ранних возрастов) как на явление вторич-

ное по отношению к лит-ре или как на наглядное пособие для изобразит, расшифровки лит. идей и образов. Тем более что И. к учебникам или дет. науч.-популярной лит-ре в странах с высокоразвитым изобразит, иск-вом наряду с наглядностью обладает всё более ярко выраженными худож. образными свойствами (буквари, дет. энциклопедии, учебники по природоведению и истории).

Характер И. и её идейно-худож. особенности определяют возрастная специфика и типология дет. изданий (см. Детская книга). Изобразит, начало наиб, ярко выражено в т. н. книжке-картинке (нем. Bilderbuch, англ. Picturebook), предназначенной для маленьких детей. Здесь И. преим. цветная (акварель, гуашь, коллаж), реже — чёрно-белая (рисунок пером, тушью, смешанная техника). Классич. тип книжки-картинки формировался и существует как авторское произведение, где И. и текст, созданные художником, выступают в особом визуально-вербальном единстве. Тот же принцип единства лежит в основе книжки-картинки с изобразит, интерпретацией нар. поэзии и сказки, специфич. лит-ры для малышей, кратких стихотворных или прозаич. текстов-подписей. Более сложный синтез изображения и слова возникает в книге для ст. дошкольного и мл. школьного возраста из органичного сплава лит-ры и изобразит, иск-ва, когда в И. проявляется худож.-концентриров. выражение реальной жизни или образов поэтич. фантазии, т. н. волшебной сказки, театр, действа, дет. игры. Зрелищное начало предшествует проникновению маленького читателя в содержат, суть лит. образа. В изданиях для детей ср. и ст. возраста характер И. приближается к особенностям иллюстриров. книги для взрослых, т. е. преобладает принцип последо-ват. изобразит, сопровождения текста. Выделяя наиб, существенные моменты повествования, художник образно акцентирует развитие сюжета и действия героев. И. располагаются и в самом тексте, и на отд. страницах. Применяются также декоративные и изобразит, заставки и концовки.

Историю И. в дет. книге принято начинать с появления книги Я. А. Каменского «Мир чувственных вещей в картинках > («Orbis sensualium pictus», 1658; в России была переведена и дважды издана Н. И. Новиковым под назв. -«Иоанна Амоса Комения Видимый свет...», 1768, и «... Видимый мир», 1788). Её познават. начало впервые нашло выражение в изобразит, формах; рисунки должны были, по замыслу автора, «усилить впечатления от вещей». Первой иллюстриров. дет, книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина. Рукописный экземпляр (1693), заказанный Н. К. Нарышкиной для царевича Алексея Петровича, имел цветные акварельные рисунки. В 1694 в Москве вышел печатный экземпляр, где текст и рисунки были гравированы на меди Л. Буниным. На крупноформатных листах изображались буквы, составленные и» человеческих фигур, предметов быта, орудий труда, явлений природы и т. д., названия к-рых начинаются с букв рус. алфавита.

Наряду с азбуками в Зап. Европе и России немалое значение для развития дет. чтения и эстетич. воспитания имели иллюстриров. Библии и др. духовные книги, а также нар. лубок с рисунками к текстам нар. сказок, рыцарские легенды




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.