Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Израиль




Центр эстетич. воспитания (создан в 1992 при НИИ развития личности РАО), ф-ты.пед. ун-тов и1 ин-тов.

Практика преподавания И. и. в б о ль-шинстве pasßnibix стран Запада, как правило, воспроизводит англо-амер. систему: 2 обязат. урока в неделю в нач. школе (до 6-го кл. занятия проводит учитель общего профиля) и от 3 до 6 ч по выбору в 7—12-х кл., где занятия проводит специалист (в нек-рых случаях занятия в 7—9-х кл. обязательны). Нередко занятия в старшем звене проводятся в мастерской одного из видов иск-ва (живопись, графика, скульптура, дизайн) — в зависимости от склонности преподавателя. В Великобритании и Франции в лицеях гуманитарного профиля один из видов иск-ва, в т. ч. И. и., входит в аттестат об образовании. В Японии осн. внимание уделяется культуре цвета, конструктивно-пластич. циклу (лепка, конструирование, дизайн) и связи И. и. с трудом как необходимому компоненту подготовки рабочих. Для Японии тради-ционна реалистич. направленность преподавания И. и. в школе и экологич. подготовка учащихся средствами И. и. В последние десятилетия в заруб.странах очевидна тенденция соединения преподавания И. и. с общим, эстетич. и экологич. развитием учащихся. Урок в школе — практически единств, массовое средство приобщения детей к И. и. Внешк. работа носит эпизодич. характер, зависит от инициативы частных и обществ, орг-ций, осуществляется за счёт родителей.

В 70—80-х гг. в США наблюдается возврат к систематич. формам преподавания И. и., к «основам» изображения, интерес к поступательным этапам (стадиям) овлаг дения И. и. Показательно перемещение внимания от обучения практич. изобразит, деятельности в пользу умения воспринимать и ценить эстетическое в самой действительности и в иск-ве.

Лит.: Революция — искусство — дети. Мат-лы и док-ты, ч. 1 — 2, 1917—1929, М., 1987—882; Иск-во и дети. Эстетич. воспитание за рубежом, LM., 19691; Павлинов П. Я., Графич. грамота, М., 1935; Чистяков П. П., Письма.^ Записные книжки. Воспоминания, М., 1953; Дмитриева Н. А., Вопросы эстетич. воспитания, М., 1956; Киреенко В. И., Психология способностей к изобразит, деятельности, М., 1959; Алексеева В. В., Изобразит, иск-во и школа, M., [1968l; e ё ж е, Что такое иск-во?, в. 1 — 2, М., 1973 — 79; Л а б у н-с к а я Г. В., Изобразит, творчество детей, М., 1965; Сакулина Н. П., Рисование в дошк. детстве, М., 1965; Щербаков В. С., Изобразит, иск-во. Обучение и творчество, [М., 19691; Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа. (Исследование деятельности зрительной системы), М., 1969; Худож. восприятие, Л., 1971; Левин С. Д., Ваш ребенок рисует, М., 1979; Ростовцев H. H., Методика преподавания изобразит, иск-ва в школе, M., 19802; Мухина В. С., Изобразит, деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М., 1981; Неменский Б. М., Мудрость красоты, М., 1981; Система эстетич. воспитания школьников, под ред. С. А. Герасимова, М., 1983; Изобразит, иск-во в школе. Сб. мат-лов и док-тов, М., 1990. Б. П. Юсов.

ИЗРАИЛЬ, Государство Израиль, гос-во в Зап. Азии. Создано 14 мая 1948 на части терр. Палестины в соответствии с резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 29.11.1947. Пл. св. 20,7 тыс. км2 (без оккупированных в июне 1967 араб. территорий). Нас. 4,53 млн. чел. (1989). Офиц. языки — иврит и арабский. Ме-

стопребывание правительства и парламента — зап. часть Иерусалима.

До создания Гос-ва Израиль на терр. Палестины (мандат Великобритании с 1920) существовали две обособленные друг от друга системы просвещения — еврейская и арабская, различавшиеся по структуре, организации управления, уч. программам и т. д. В араб, секторе 2/з школ находились под прямым контролем департамента просвещения англ. администрации Палестины и частично финансировались им. Остальные школы— частные и приходские при иностр. христ. миссиях — функционировали независимо от властей. Школы евр. общины были автономны. Они фактически делились на неск. групп, каждую из к-рых контролировала та или иная полит.^группировка, действовавшая в рамках Йишу-вы (евр. общины). Ученики получали либо светское, либо преим. духовное образование в зависимости от программных установок соответств. партии. В Палестине были созданы высшие уч. заведения для евреев: Технол. ин-т в Хайфе (осн. в 1924) и Ивритский ун-т в Иерусалиме (1918, открыт в 1925).

После провозглашения Гос-ва Израиль начала складываться гос. система образования, практически раздельная для евреев и арабов. В 1949 был принят закон об обязат. всеобщем образовании, в соответствии с к-рым все дети в возрасте от 5 до 13 лет должны получать бесплатное образование (один год в дет.саду и 8 кл. в школе). Закон 1953 ликвидировал прежний порядок патронажа разл. полит, группировок над евр. школами и ввёл гос. контроль над ними. Для евр. молодёжи закон предусматривал гос. (светские) и гос.-религ. школы, для арабов — только гос. школы. Кроме того, вне системы гос. образования закон санкционировал существование независимых религ. школ для евреев, а также частных и приходских школ для арабов.

Шк. реформа 1969 продлила бесплатное обязательное образование до 9 классов школы и ввела промежуточную ступень обучения — неполную ср. школу (7— 9-й к л.) после 6-летней начальной.

Руководство образованием осуществляет Мин-во просвещения и культуры, к-рое разрабатывает уч. планы, утверждает программы, занимается подготовкой и назначением преподавательских кадров. На органах местного самоуправления лежит обязанность строить и содержать шк. здания, приобретать необходимые оборудование и уч. пособия. Финансирование образования осуществляется гос-вом, органами местного самоуправления и меж-дунар. сионистскими орг-циями. Причём гос-во обеспечивает не более */з общих затрат на образование. В 1987 на нужды образования выделено 8,5% ВНП.

Несмотря на значительные успехи, достигнутые страной в деле просвещения по сравнению с мандатным периодом, доля неграмотных среди взрослого населения составляла в 1988 6% (4,4% среди евреев и 15,2% среди арабов). Дошк. воспитание детей 2—3 лет осуществляется в яслях, детей 4— 5 лет — в дет. садах. В 1988 ясли и дет. сады посещало 277,2 тыс. евр. детей и 40,4 тыс. арабских.

В 1988/89 уч. г. насчитывалось 2,5 тыс. школ гос. системы образования (в евр. секторе—св. 2,1 тыс. светских и религиозных, в арабском — св. 0,4 тыс. светских). В них обучалось 816,2 тыс. еврейских и 204,7 тыс. араб, детей. В 1988/

1989 уч. г. 72,9% уч-ся (евреев) посещало гос. школы, 19,5% — гос.-религ. школы и 7,6% —«признанные» школы, 7,8% арабов обучалось в частных и приходских школах.

Программа нач. евр. школ включает изучение Торы и Талмуда, иврита, лит-ры, истории, географии, математики, естеств. дисциплин, иск-ва, иностр. яз., физкультуры, пения, трудового обучения. В уч. программе с религией связаны не только спец. уроки, но и больше половины занятий по гуманитарным предметам. 55% занятий по истории отводится широкому курсу истории евр. народа (с древнейших времён), 45% — всемирной истории, из них лишь 1,4% — арабской. В араб, школах на уроках истории 60% времени отведено общему курсу, 21% — истории евреев, 19% — истории араб, мира (гл. обр. событий религ. и культурной жизни до сер. 20 в.). Для евреев изучение араб. яз. является факультативным, араб, уч-ся обязаны изучать иврит с 3-го кл. После окончания нач. школы уч-ся проходят тестирование, а обязат. образование завершают после прохождения 3-летнего курса обучения в неполной ср. школе (7—9-й кл.).

Ср. школы (10—12-й кл.) делятся на общеобразовательные (в них обучаются 50% евр. учеников ср. школы и 82% арабских), проф.-технические (соотв. 47% и 16%) и сельскохозяйственные (3% и 2%). В 1987/88 уч. г. во всех ср. школах обучалось 199,2 тыс. евреев и 37,4 тыс. арабов (соотв. 726 и 624 уч-ся на 1000 жителей возрастной категории 14—17 лет). В общеобразоват. школах в последних двух классах происходит специализация по гуманитарным наукам, математике, физике, биологии и др. В евр. религ. школах осн. внимание уделяется изучению Торы и Талмуда. Выпускники могут по выбору либо получить без экзаменов свидетельство об окончании ср. школы, либо сдать экзамены на аттестат зрелости, дающий право поступления в высшие уч. заведения. В араб. ср. школах преобладает гуманитарный уклон. Преподавание естеств.-науч. предметов (физика, химия, биология) ведётся на упрощённом уровне. В сфере араб. ср. образования немалую роль играют духовные уч. заведения, в т. ч. при иностр. христ. миссиях.

Ср. проф.-тех. школы (3—4 года обучения) либо дают выпускникам квалификацию техника или инженера и одновременно полноценное ср. образование, либо (с 2—3-летним курсом преим. проф. обучения) готовят квалифицир. рабочих для пром. предприятий. С.-х. школы — 3—4-летние. Половину времени уч-ся трудятся в поле.

В систему высш. образования входят ун-ты, а также ряд небольших ин-тов и академий, диплом к-рых котируется ниже. В 1988/89 уч. г. в вузах обучалось св. 70 тыс. студентов. Ун-ты: Ивритский ун-т в Иерусалиме (15 ф-тов, св. 16 тыс. студентов), Тель-Авивский ун-т (осн. в 1953, открыт в 1956; 15 ф-тов и отделений, ок. 18,7 тыс. студентов), Технион (Технол. ин-т Израиля) в Хайфе (20 ф-тов и отделений, ок. 8,7 тыс. студентов), Ун-т Хайфы (осн. в 1963; 4 ф-та, ок. 6,6 тыс. студентов), Ун-т им. Бар-Илана в Ра-мат-Гане (осн. в 1955 как теологич. уч. заведение под эгидой орг-ции «Религ. сионисты Америки»; 5 ф-тов, ок. 8,8 тыс. студентов), Негевский ун-т им. Бен-Гу-риона в Беэр-Шеве (осн. в 1969; 6 ф-тов,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.