Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика Западной цивилизации. В 8 страница




Выпускникам П. у., успешно сдавшим гос. экзамены, присваивается соответствующая квалификация и вручается диплом, дающий право поступления в установленном порядке в любое высшее уч. заведение страны. Обучение в П. у. рассматривается как первая ступень педагогического образования, к-рое может быть продолжено в пед. вузах. При поступлении в них выпускникам П. у. предоставляется ряд льгот и устанавливается сокращённый срок обучения.

Преподавателями П. у. могут быть лица, имеющие высш. образование. Для коллегиального рассмотрения пед. коллективом П. у. уч.-воспитат. и метод, вопросов создаются пед. совет, предметные и цикловые метод, комиссии.

В. А. Пичугин.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П. Г. Шелапутина, высшее пед. уч. заведение для подготовки учителей ср. школы. Открыт в Москве в 1911 на средства промышленника П. Г. Шелапутина по высочайше утверждённому проекту, представленному министром нар. просвещения А. Н. Шварцем. Состоял в ведении МНП, подчинялся попечителю моек. уч. округа. Управление ин-том осуществлялось директором, правлением и пед. советом при участии почётного попечителя. В 1916 по представлению директора А. Н. Ясинского на основании опыта работы было разработано новое Положение, регулировавшее деятельность ин-та.

Принимались юноши, окончившие курс в одном из высш. уч. заведений; срок обучения — 2 года. Ин-т состоял из 5 отделений: рус. языка и словесности; древних языков; рус. и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Занятия делились на общие для всех слушателей и специальные — по отд. предметам ср. школы. Изучался сравнительно широкий круг психолого-пед. и филос. наук: логика, общая и пед. психология, общая педагогика и история пед. учения, шк. гигиена, частные методики. Преподавались также физич. упражнения и факультативно — музыка и пение.

Ин-т имел хорошо оборудованные кабинеты, пед. музей.

В ин-те была основательно разработана система практич. занятий, регулируемая спец. правилами. Осн. базой уч.-практич. работы студентов являлись гимназия им. Г. Шелапутина и реальное уч-ще им. А. Шелапутина. По частным методикам велись семинарские занятия, на к-рых обсуждались устные и письменные рефераты слушателей, проводился анализ учебников и уч. пособий для ср. школы. Изготовлялись наглядные пособия, демонстрировались опыты. Студенты посещали уроки своих руководителей по методике преподавания, присутствовали на уроках учителей, обсуждали эти уроки и составляли письменные отчёты, готовили конспекты примерных уроков и календарные уч. планы, сами преподавали в классах гимназии и уч-ща, вели практич. занятия со школьниками и воспитат. работу.

Оригинальной формой взаимодействия уч. заведения с окончившими воспитанниками были ежегодные пед. съезды (1914. 1915 и 1916). На них обсуждались доклады молодых учителей по пед. и метод, вопросам. До 1917 ин-т имел 4 выпуска (всего 95 чел.). Среди выпускников — видные учёные-педагоги, профессора И. К. Андронов, В. И. Лебедев, И. В. Устинов и др. В 1912—16 выходили «Известия» ин-та под ред. Ясинского (всего 7 выпусков). В 1919 на базе ин-та создана Академия нар. образования, в дальнейшем преобразованная в Академию коммунистического воспитания.

Лит. Закон о Пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина в г. Москве, М., 1913; Проект положения о Высшем пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина в г. Москве..., М., 1916; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX — нач. XX в., М., 1991.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ, в P о с. Федерации высший орган самоуправления пед. коллектива общеобразоват. школы. Играет ведущую роль в коллегиальном управлении образоват. процессом на уровне школы. Традиционно П. с. создаётся в общеобразоват. уч. заведениях, где имеется более трёх учителей, и возглавляется директором. В состав П. с. входят заместители директора, все педагоги, а также руководители представит, органов шк. самоуправления (ежегодно один из учителей избирается секретарём). Решения П. с. принимаются открыто большинством голосов, обязательны для всех работников школы и могут служить основанием для управ-ленч. деятельности администрации.

С нач. 70-х гг., не дублируя Совет школы, П. с. осуществляет управление школой на основе принципов сотрудничества, уважения прав и достоинства субъектов образоват. процесса. П. с. действует в пределах компетенции, предусмотренной «Положением о пед. совете», а также Уставом школы. П. с. — важный инструмент гармонизации отношений в шк. коллективе. Выступает в качестве арбитра при наличии существенных разногласий по актуальным для него проблемам II с представляет уч -воспитат систему школы, интересы учителей и учеников в гос и обществ органах

П с участвует в разработке, обсуждении и принятии Устава школы, концепции и программы ее развития, разл нововведений, в организации и контроле их реализации, формирует цели и задачи развития шк коллектива, определяет шк компонент содержания образования, осуществляет выбор уч планов и программ, форм и методов организации уч -воспитат процесса, планирует и организует анализ и контроль образоват деятельности, утверждает итоговые оценки учащихся, решает пед проблемы, связанные с обеспечением учащимся равноправного доступа к знаниям, к формальным и нетрадиционным формам обучения, определяет направления опыт-но-эксперимент работы пед коллектива, утверждает организац структуру управления образоват системой школы, состав метод совета школы, аттестационной комиссии, рассматривает вопросы подбора и расстановки педагогов, повышения их квалификации, рассматривает вопросы взаимодействия с Советом школы, органами ученического и родительского самоуправления, устанавливает связи пед коллектива с научно-пед учреждениями, проводит теоретич семинары по пед проблемам и др

П с созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в уч четверть Эффективность работы II с зависит от квалификации руководителей, их стиля работы, а также от характера деятельности пед коллектива Большое значение имеет также анализ исполнения решений, принятых II с

Лит К а и т о А Е Организация вну тришкольного управления, M, 1991, Порт нов M Л, Азбука шк управления, M, 1991 Моисеев А М Моисеева О M Актуальные вопросы управления развива ющейся школой Новокузнецк, 1994, Управление развитием школы, под ред M M Поташ ника и В С Лазарева, M, 1995

A E Kanmo.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе уч -воспитат работы и направленный на развитие личности ребенка Взаимодействие — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого В пед науке II в выступает и как одно из ключевых понятий и как науч принцип Пед осмысление II в получило в работах В И Загвязин-ского, Л А Левшина, X И Лийметса, H Чакырова (Болгария) и др

П в выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении, его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников, оно пробу-

9 Рос педагогическая энц, т 2

ждает у воспитанников готовность быть, по словам В А Сухомлинского, «воспи-туемым» II в — сложнейший процесс, состоящий из мн компонентов, самые крупные из к-рых — дидактическое, воспитательное и социально-пед взаимодействия

В II в — в условиях разл видов жизнедеятельности детей на конкретных этапах их возрастного развития — выявляются закономерности воспитат процесса на индивидуальном и др уровнях II в обусловлено и опосредовано уч -воспитат деятельностью, целями обучения и воспитания

В основе II в лежит сотрудничество, к-рое является началом социальной жизни людей Взаимозависимая деятельность людей социальна по своей сути При традиц обществ отношениях взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей осуществляется в естеств условиях труда, т с дети участвуют в нем непосредственно В совр обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значит степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые Поэтому II в нуждается в спец организации

П в играет важнейшую роль в человеческом общении, в т ч в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т п

П в может исследоваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-пси-хол (в коллективе) и как интегральный (объединяющий разл воспитат воздействия в конкретном обществе) Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник Для взрослого участие в II в связано с моральными трудностями, т к в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или проф преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т к в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт, в ней очень нечетка грань, за к-рой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью У детей наступает ответная реакция — ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное Опытные, талантливые педагоги обладают особым пед чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в II в Технол приемам II в следует учиться II в совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников Результат II в соответствует цели воспитания — развитию личности

Лит Жбанкова И И, Проблема взаимодействия, Мн, 1971, СеменовВ Д, Взаимодействие школы и социальной среды, M, 1986, его же, О педагогическом взаимо действии, «Магистр» 1992, ноябрь, Ч а к -ров H, Педагогическото взаимодействие, София 1980 В Д Семенов

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки специалистов общего (дошкольного, нач, базового и среднего) образования К работникам этой категории относятся также преподаватели общеобразоват дисциплин проф у ч заведений, пед персонал учреждений дополнительного образования детей и молодежи, социальные педагоги и др В обиходном словоупотреблении понятие «П о» бывает более широким, иногда им обозначается проф подготовка всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (напр, говорят о II о родителей), по мере дифференциации пед деятельности самостоят отраслями стали дефектологическое образование, инженерно-педагогическое образование По — составная часть системы образования, одно из ключевых звеньев, определяющих уровень и перспективы ее развития.

Специфика II о определяется повышенными социальными требованиями к проф деятельности и к личности учителя, воспитателя, как субъекта пед общения и учебно-воспитат процесса Поэтому II о призвано решать два комплекса взаимосвязанных задач во-первых, содействовать социально ценному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной общекультурной подготовке, нравств и гражд зрелости, делающими его по праву наставником подрастающих поколений) и, во-вторых, способствовать проф становлению и специализации в избранной области пед деятельности Развитие личности педагога — цель, основа и условие эффективного его проф образования Реализация задач проф подготовки способствует развитию личности учителя

П о как социально-пед проблема связана с развитием массовой общеобразоват школы (19 в) и распространением всеобщего обучения Каждый из этапов развития массового образования был связан с фундаментальными изменениями в системе подготовки педагогов

В России система регулярной подготовки учителей для нач школы сложилась в 19 в В ней обозначились 3 варианта Первый — это специализиров проф обучение гл обр в учительских семинариях, церковно-учительских и второклассных учительских школах В учительских семинариях, подчиненных МНП, программа включала закон Божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику (с нач сведениями из алгебры и геометрии), естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику, методику обучения рус языку и арифметике (срок — 4 г) В учительских семинариях, открытых во 2-й пол 19 в земствами, увеличились сроки обучения (до 7 лет), и число преподаваемых предметов

(включены, напр., анатомия, физиология, законоведение). В церковно-учи-тельских школах (3 г. обучения) курс включал закон Божий, историю церкви, церковнославянский язык, церковное пение, иконопись. Второклассные учительские школы (1—3 г. обучения) открывались гл. обр. на окраинах Рос. империи и готовили учителей для школ грамоты. В этом варианте П. о. учителя готовились под конкретный тип нач. школы, уч. курсы строились по принципу прагматич. достаточности.

Второй вариант подготовки учителей нач. школы как бы встраивался в курс неполного ср. образования (в жен. гимназиях и епархиальных училищах). Осн. формой П. о. по этому варианту были педагогические классы. Для учащихся предусматривались спец. программы по педагогике, цель к-рых состояла в ознакомлении учащихся с пед. процессами и терминологией, расширении кругозора.

Третий вариант П. о. учителей нач. школы предполагал дополнительную к общему образованию проф. пед. подготовку. С этой целью создавались пед. курсы (1—3 г. обучения). С началом дебатов (1907) о введении всеобщего обучения разработаны правила о курсах, рассчитанных на 2—3 г. Занятия подразделялись на теоретические и практические. Обучение включало общеобразо-ват. предметы, педагогику, дидактику: училищеведение, гигиену, методику нач. обучения. В соответствии с «местными потребностями» дополнительно изучались пение, музыка, огородничество, рукоделие, ручной труд. Предполагалась пед. практика.

В 19 в. П. о. учителей для нач. и для ср. школы осуществлялось раздельно.

Для подготовки учителей гимназий и уездных училищ были открыты спец. пед. ин-ты (3 г. обучения) в составе унтов. Уч. план ин-тов (утверждался собранием профессоров ун-та) включал избранную специальность и методику преподавания предмета.

С 1835 срок подготовки учителей для гимназий и уездных училищ был увеличен до 4-х лет. В обучении применялись собеседования студентов с профессорами, диспуты, занятия семинарского типа, практич. упражнения, пробные лекции, «примерные уроки» с последующим разбором. Каждый учитель готовился для преподавания 2—3 предметов.

С 1859 реализовывалась и др. модель подготовки учителей с университетским образованием. После упразднения пед. ин-тов открыты двухгодичные пед. курсы (принимались выпускники ист.-филол. или физ.-мат. ф-тов). Это дополнит, образование предполагало общепед. и метод, подготовку. Во 2-й пол. 19 в. осн. часть профессионально подготовленных учителей для классич. гимназий выпускали ист.-филол. ин-ты в Петербурге (осн. в 1867) и Нежине (1875), гос. уч. заведения, приравненные к вузам.

Предпосылки возникновения высшего П. о. сложились в кон. 19 — нач. 20 вв.

Большое влияние на формирование его метод, системы оказали обществ, пед. движение, исследования К. Д. Ушинско-го, П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, Л. И. Петражицкого, В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, А. П. Нечаева и др.

В нач. 20 в. обозначились 2 концепции университетского П. о. Первая предполагала организацию проф. подготовки на кафедрах педагогики или на пед. ф-тах. Одна из моделей пед. ф-та была разработана группой моек, профессоров (Б. И. Дьяконов, А. Н. Реформатский, В. А. Вагнер, Г. И. Россолимо и др.). Содержание образования строилось на основе идеи К. Д. Ушинского о всестороннем изучении ребёнка. Предполагалось совмещать теоретич. обучение педагогике с организацией исследоват. работы. Для проведения пед. практики при ф-те организовывались «вспомогательные» уч. заведения.

Др. концепция предполагала послеуни-верситетское образование и имела выраженную науч.-исследоват. ориентацию. Напр., по проекту К. П. Яновского предполагалась подготовка (2 г.) по избранному предмету и по двум дополнительным. На 1-м курсе изучалась пед. теория, на 2-м организовывалась практика в школе. Проект был реализован в Моск. пед. ин-те им. П. Г. Шелапутина.

В нач. 20 в. сложилась интегральная модель П. о., в к-рой проф. пед. подготовка совмещалась с получением высшего образования, по уровню близкого к университетскому (Высшие женские курсы). В первые 2 г. в лекционной форме давалось общенаучное образование, а потом — пед. практика в гимназии или в нач. школе. Пед. подготовка осуществлялась (по самостоятельно разработанному уч. плану) в группах специализации при кафедре.

После Окт. революции 1917 почти до кон. 20-х гг. в РСФСР доминировали 2 варианта П. о. Первый — в стационарных уч. заведениях (педтехникумы и пединституты), сохранявших традиции разработки психол.-пед. проблематики. Уч. планы и программы разрабатывались на основе принципов, утверждённых на Всерос. учительских конференциях (1922, 1923). Содержание и технологии П. о. пересматривались в связи с поставленными перед школой политич. задачами, в т. ч., напр., содействием росту классового самосознания пролетариата. Основными считались принципы: связь П. о. с жизнью, самостоятельность и активность учащихся, обучение методам науч. мышления (а не сообщение суммы знаний). Лекционный метод был подвергнут критике. Предполагалось широкое использование лабораторных методов или работа в шк. мастерских.

В 20-е гг. в теоретич. исследованиях и практике работы школ при АКВ, опытных станциях Наркомпроса и др. были найдены продуктивные подходы к индивидуализации проф. подготовки учителей. Особое внимание уделялось пед. технике, овладению разл. пед. техноло-

гиями (лабораторный, исследовательский и др. методы, драматизация и т. п.). В уч. планы ин-тов для всех студентов включён раздел «Практикум саморазвития».

Содержание и технологии П. о. в централизованном порядке официально не регламентировались; утверждение программ и планов оставалось прерогативой Губполитпросвета.

Второй вариант П. о. осуществлялся на массовых краткосрочных курсах. Их задачи состояли гл. обр. в идеология, подготовке слушателей и сообщении сведений по технологии обучения. Курсы ориентировались на решение задач массовой политич. пропаганды »ликвидации неграмотности. Практика краткосрочных курсов наложила заметный отпечаток на подходы к П. о.: ориентация на наращивание количеств, показателей, валовый подход, адм. влияние вместо обеспечения условий для развития и самоорганизации П. о.

В нач. 30-х гг. уч. план педвуза охватывал ок. 2100 часов; из них 530 отводилось на курсы основ марксизма-ленинизма, 510 — на общеобразоват. предметы, 180 — на иностр. языки, 330 — на физкультуру и военную подготовку и лишь 570 — на педагогику (240 ч), педологию, психологию и методику. Основными в программе по педагогике считались пед. «кредо» на основе марксизма-ленинизма и формирование умения «подойти к ребёнку».

После постановлений ЦК ВКП(б) о школе (нач. 30-х гг.) Наркомпрос взял курс на повышение качества П. о. с учётом требований коммунистич. воспитания школьников и политехнич. характера шк. обучения. Разрабатывались единые уч. планы, стабильные учебники для пед. уч. заведений и т. п.

В 1935 Наркомпрос ввёл для высшей пед. школы новые утверждённые по всем ф-там кроме исторического программы. В уч. планах ф-тов ведущее место заняли спец. дисциплины. Значит, время отводилось на овладение пед. мастерством и факультативные курсы и консультации, дававшие возможность лучше организовать самостоят, работу студентов.

Для педтехникумов уч. план был разгружен за счёт курсов политэкономии, шк. гигиены, практикума по изготовлению наглядных пособий; устранены несогласованность между отд. предметами и несколько уменьшен объём изучения физики и химии.

После пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 о педологии система подготовки учителей была полностью взята под контроль гос-ва. Возобладал подход к учителю как идеологич. работнику; осн. задачей П. о. стала массовая подготовка кадров учителей, проникнутых идеями коммунизма.

Учреждения П. о. были разделены на 2 крупные подсистемы: пед. училища (готовили учителей для 1—4 классов общеобразоват. школы, а также воспитателей дошк. учреждений); учительские и пед.

ин-ты, а также ун-ты (готовили учителей для средней и ст. ступеней общеобразо-ват. школы). В 30-х гг. пед. и учительские ин-ты открылись во всех авт. республиках.

С 1956 учительские ин-ты (дававшие неполное высшее образование) преобразованы в пед. вузы или в училища. Пед. ин-ты переведены на 5-летний срок обучения и начали готовить учителей широкого профиля для 5—10-х классов. Каждый студент должен был овладеть двумя специальностями. Были созданы новые ф-ты: индустриально-пед., муз.-пед. С 1957 в ин-тах начали открываться ф-ты по подготовке учителей нач. школы с высшим образованием; расширялось вечернее и заочное обучение по пед. специальностям.

В 60—80-х гг. в пед. ин-тах на занятия по обществ.-политич. предметам отводилось 12% уч. времени, по педагогическим — 10%, по специальным — 69%, по общеобразоват. — 9%.

Социально-филос. подготовка будущих учителей включала в себя изучение истории КПСС, основ диалектич. и ист. материализма, политэкономии, основ науч. коммунизма (с нач. 60-х гг.); факультативно изучались основы марксистско-ленинской этики и эстетики.

Пед. и методич. подготовка студентов включала психологию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания соответствующего предмета, шк. гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, программированному обучению, сравнительной педагогике и др. В соответствии с профилем ф-та по каждой специальности устанавливался комплекс дисциплин, изучение к-рых в сочетании с уч. и пед. практикой обеспечивало приобретение студентами знаний и овладение методами науч. и практич. работы. Изменения в уч. планах пед. вузов по осн. специальностям, по существу, были связаны с насыщением их т. н. нормативными дисциплинами. Возможности для самостоят, организации уч. процесса, творч. экспериментирования оставались ограниченными.

Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии П. о. стали возможны лишь после Всес. съезда работников народного образования (дек. 1988). Реформа П. о. развернулась с 1990 на фоне деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы, закреплённых Законом об образовании (1992; новая редакция 1995). Предстояло решение ряда стратегич. задач, отражавших достижения совр. пед. науки, чаяния учительской общественности и насущные социальные потребности страны: разработка новых подходов к П. о., обновление содержания и создание обеспечивающей его нормативно-правовой базы, диверсификация П. о. и развитие соответствующей сети учреждений.

Личностно-ориентированная концепция, положенная в основу обновления

П. о., опирается на культурно-ист, и деятельностный подходы к процессам онто- и филогенеза человека (Л. В. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Элько-нин, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов, Г. П. Щедровицкий и др.). В отличие от предшествовавших формул П. о. («Знай свой предмет и излагай его ясно», «Знай методику преподавания и следуй ей неукоснительно») эта концепция связана с ориентацией на идею саморазвития и самореализации личности и обеспечения его пед. методами и средствами. Изучение предметов становится не самоцелью, а лишь средством развития будущих учеников. В учреждениях П. о. выявляется противоречие между овладением студентом уч. деятельностью и формированием его собств. пед. позиции. Разрешение данного противоречия возможно за счёт индивидуального обучения, конструирования уч. форм, в к-рых связываются в одно целое как образоват. процесс, так и его осмысление и исследоват. работа.

Будущий педагог во время обучения проходит стадии «обучаемого», «учащегося» и «учащего». Деятельность преподавателя также меняется: от «транслятора» знаний и пед. технологий через работу «мастера», организующего совм. деятельность с целью формирования у студентов пед. способностей, к позиции «консультанта», проектирующего их собственно пед. деятельность. Важная составная часть П. о. — создание модели педагога развивающей школы, построенной через определения его деятельност-ных, когнитивных и личностных характеристик (как требований к специалисту).

Изменение целей подготовки педагогов от ориентации на знание предмета к созданию условий для развития личности ученика повлекло за собой обновление содержания П. о.

В структуре высшего П, о. начали реализовываться 3 системы в подготовке педагогов.

Моноуровневая система, традиционная для рос. высшего образования, складывалась на протяжении десятилетий. Она ориентирована на подготовку специалиста для одного определённого вида проф. деятельности. Образоват. функция системы играет вспомогат. роль по отношению к проф. подготовке. Срок обучения, в зависимости от специальности, от 4 до 6 лет.

В многоступенчатой системе несколько расширены возможности для получения высшего образования на основе базового профессионального. Мн. пед. вузы составили совместные уч. планы с однопрофильными училищами, что позволяет их выпускникам продолжать обучение в вузе, начиная со 2-го или 3-го курса. Срок обучения при последо-ват. прохождении всех ступеней — от 7 до 11 лет.

Многоуровневая система, соответствующая условиям непрерывного образования, в пед. вузах России начала распространяться с 1990. Она

позволяет реализовать принцип гуманизации образования не только формированием содержания уч. курсов, но и ориентацией на потребности студентов, предоставляя им возможности для достижения индивид, проф. целей. При многоуровневой системе в содержании П. о. выделяется 2 блока: 1) общекультурный и общенаучный; 2) профессионально-образовательный. Студент имеет возможность выбора: вначале — направления, по завершении нач. этапа П. о. — профиля и широты проф. подготовки, а в последний период обучения — специализации.

Профессионально-образоват. программы многоуровневой системы построены по блочно-модульному принципу в отличие от традиционного предметно-циклового. Предусмотрены 3 обя-зат. блока (общекультурный, психологопед., предметный), каждый из к-рых нацелен на развитие личности студента. Предметы общекультурного блока способствуют формированию мировоззрения, определению собств. личностных и проф. целей. В процессе освоения пси-хол.-пед. курсов студент осознаёт себя субъектом проф. деятельности и овладевает способами самоопределения и анализа своего проф. опыта. Предметный блок призван раскрыть особенности повседневной практич. пед. деятельности (напр., преподавание уч. предмета в школе). Все блоки пронизаны многообразными содержат, связями, благодаря к-рым выделяются нек-рые стержневые проблемы, анализ к-рых также входит в содержание П. о.

Определены (1992) 6 направлений: «Естествознание», «Гуманитарные знания», «Социально-экон. знания», «Проф. обучение», «Педагогика», «Иск-во». Интеграция образоват. курсов в одном направлении играет роль методич. принципа, призванного преодолеть утилитарный подход к П. о., стимулировать формирование целостного творческого мировоззрения педагога. Однако отказ от всего, что было характерно для прежней системы подготовки специалистов, неприемлем. Согласовать стратегич. цель и эволюц. путь её достижения помогает введение образоват. профилей: в направлении «Естествознание» — математика, физика, химия, биология, география, информатика, экология; в направлении «Гуманитарные знания» — рус. язык и лит-ра, иностр. язык, история; в направлении «Социально-экон. знания» — история, право, управление школой; в направлении «Педагогика» — дошк. образование, нач. образование, ср. образование, психология, коррекционная педагогика и спец. психология, физ. культура и др.; в направлении «Иск-во» — музыка, изобразит, иск-во. Перечень профилей остаётся открытым, может при необходимости дополняться.

Перечень специальностей пед. профиля рассматривается как система, связанная с проср.-квалификац. структурой проф. групп, занятых в системе образования.

В перечне специальностей впервые выделена как самостоят, проф. группа «Образование». В состав перечня включены специальности, соответствующие основам наук, изучаемым в общеобразо-ват. школе (физика, математика, биология и др.); предметам, вводимым в уч. планы отд. образоват. учреждений (юриспруденция, культурология, психология, экономика и др.).

Помимо осн. квалификации (учитель физики, учитель географии, учитель нач. классов и т. д.) в состав каждой специальности могут быть введены дополнительные: соответствующие специализации, дополнит, подготовке (напр., учитель истории и права).

По всем направлениям П. о. предусмотрено введение гос. образоват. стандартов, разработка к-рых осуществляется при широком участии проф.-преподават. персонала пед. вузов. В 1994 утверждены стандарты подготовки бакалавров образования. В стадии утверждения находились (1996) стандарты подготовки специалистов с осн. квалификацией «учитель» (св. 40 специальностей). Вместе с тем среди пед. работников нет единства в оценке необходимости введения гос. стандартов образования.

В реформе П. о. отражаются общие тенденции преобразования высшей школы России с нач. 90-х гг.: фундамен-тализация и гуманитаризация содержания образования, гибкость и вариативность уч. программ в соответствии с индивид, интересами; в содержании П. о. учтены ориентации шк. образования на гуманизацию уч. процесса, расширение регион, и нац. уч. материала и на сохранение единого образоват. пространства Рос. Федерации. Общекультурная и общенаучная подготовка учителей обеспечивается усвоением обширного числа дисциплин методологич., аксиологич., ист.-культурной, социально-экон., естественнонауч., коммуникативной, медико-биол. направленности. При этом наряду с обязат. дисциплинами (относящимися к федеральному минимуму образования) предусмотрены курсы, реализующие его региональные и нац. составляющие. Проф. направленность П. о. реализуется в курсах педагогики, истории пед. теорий и систем, истории образования, психологии развития (при этом усилены требования к психол. подготовке педагогов, в т. ч. к практич. владению навыками пед. общения, а также необходимыми в проектировании пед. ситуаций и технологий, в организации уч.-воспитат. процесса). Обновлены требования к предметной подготовке учителей. Непрерывный характер приобрела практика педагогическая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.