Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные технологии. Содержание разделов дисциплины




Содержание разделов дисциплины

Учебно-методическая карта дисциплины

Раздел дисциплины Л ЛР Форма контроля
1. Введение. Система животного мира.     Вопросы на лабораторных занятиях и на экзамене
2. Тип Хордовые.     Вопросы на лабораторных занятиях и на экзамене
3. Низшие Хордовые.     Проверка отчетов по лабораторным работам, вопросы на экзамене
4. Подтип Vertebrata seu Craniota – Позвоночные, или Черепные.     Проверка отчетов по лабораторным работам, вопросы на экзамене
  1. Введение. Система животного мира.

Систематика и филогения. Современные представления об империях и царствах живой материи или живой природы.

  1. Тип Хордовые.

Тип Chordata – Хордовые: филогения, эволюция, систематика, общая характеристика.

  1. Низшие Хордовые.

Низшие Хордовые. Подтип Tunicata seu Urochordata – Оболочники, или Личиночнохордовые: филогения, эволюция, систематика, морфо-физиологическая характеристка. Подтип Cephalochordata – Головохордовые: филогения, эволюция, систематика, морфо-физиологическая характеристика.

  1. Подтип Vertebrata seu Craniota – Позвоночные, или Черепные.

Подтип Vertebrata seu Craniota – Позвоночные, или Черепные (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).

Раздел Agnatha seu Entobranchiata – Бесчелюстные, или энтобранхиаты (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристка, значение в экосистемах планеты).

Раздел Gnathostomata seu Ectobranchiata – Челюстноротые, или Эктобранхиаты (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).

Группа Anamnia – Первичноводные. Надкласс Pisces – Рыбы (происхождение, эволюция, классификация, общая характеристика).

Класс Chondrichthyes – Хрящевые рыбы (происхождение, эволюция, классификация, общая характеристика). Обзор современных Хрящевых рыб. Подкласс Cladoselachii – Примитивные (древние) акулы. Подкласс Xenacanthida –Ксенакантиды. Подкласс Elasmobranchii - Пластинчатожаберные, или акуловые рыбы.

Класс Osteichthyes - Костные рыбы (происхождение, эволюция, систематика, общая характеристика).

Обзор ископаемых и современных групп Osteichthyes.

Подкласс Sarcoptherygii – Лопастеперые рыбы (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).

Надотряд Crossopterygimorpha – Кистеперые рыбы.

Отряд Rhipidistiformes – Рипидистеобразные.

Отряд Coelacanthiformes – Целакантообразные.

Надотряд Dipneustomorpha – Двоякодышащие рыбы.

Отряд Dipteridiformes – Диптеридиобразные.

Отряд Ceratodiformes – Рогозубообразные (Однолегочные).

Отряд Lepidosireniformes – Двулегочнообразные.

Подкласс Actinopterydii - Лучеперые рыбы (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).

Надкласс Tetrapoda seu Quadrupeda – Четвероногие, или Наземные позвоночные (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).

Класс Amphibia – Амфибии, или Земноводные (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристика, значение в экосистемах планеты).

Обзор современных амфибий.

Группа Amniota – Амниоты или Первичноназемные.

Класс Reptilia – Рептилии, или Пресмыкающиеся (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристика, поведение, значение в экосистемах планеты и для человека).Обзор современных Рептилий. Подкласс Anapsida – Анапсида. Отряд Chelonia seu Testudines – Черепахи.

Подкласс Lepidosauria – Лепидозавры. Отряд Rhynchocephalia – Клювоголовые. Отряд Squamata – Чешуйчатые. Подкласс Archosauria – Архозавры. Отряд Crocodilia – Крокодилы.

Класс Aves – Птицы: подкласс Archaeornithes – Древние, или Ящерохвостые, птицы и подкласс Neornithes – Веерохвостые, или Настоящие птицы (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристика, поведение, значение в экосистемах планеты и для человека). Обзор современных Птиц.

Класс Mammalia seu Theria – Млекопитающие, или Звери (филогения, эволюция, система класса, морфо-физиологическая характеристика, поведение, значение в экосистемах планеты и для человека). Обзор современных Млекопитающих.

Подкласс Prototheria – Первозвери. Инфракласс Atheria – Атерии. Отряд Monotremata – Однопроходные. Подкласс Theria – Звери. Инфракласс Metatheria – Сумчатые, или Низшие звери. Отряд Marsupialia – Сумчатые. Инфракласс Eutheria seu Placentalia – Высшие звери, или Плацентарные.

Эволюция систем органов позвоночных животных: покровов, опорно-двигательного аппарата (скелета и мускулатуры), кровеносной и лимфатической систем, дыхательной системы, выделительной системы, системы органов размножения, гуморальной системы, органов чувств, нервной системы.

Лекции 25 и 10 = 70 ч

№ раздела дисциплины Тема лекции Количество часов
1.Введение. Система животного мира. 1. Введение. Современные представления о живой материи и ее классификациях. Царство Животные – Animalia. Зоология и ее роль в жизни современной цивилизации.    
2.Тип Хордовые. 2. Тип Chordata – Хордовые (филогения, эволюция, систематика, общая характеристика).  
3. Низшие Хордовые. 3. Низшие Хордовые. Подтип Tunicata seu Urochordata – Оболочники, или Личиночнохордовые (филогения, эволюция, систематика, морфо-физиологическая характеристка).  
  4,5. Подтип Cephalochordata - Головохордовые (филогения, эволюция, систематика, морфо-физиологическая характеристика).  
4. Подтип Vertebrata seu Craniota – Позвоночные, или Черепные. 6. Подтип Vertebrata seu Craniota – Позвоночные, или Черепные (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).  
  7. Раздел Agnatha seu Entobranchiata – Бесчелюстные, или энтобранхиаты (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристка, значение в экосистемах планеты).  
  8. Раздел Gnathostomata seu Ectobranchiata – Челюстноротые, или Эктобранхиаты (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).  
  9. Группа Anamnia – Первичноводные. Надкласс Pisces – Рыбы (происхождение, эволюция, классификация, общая характеристика).  
  10,11. Класс Chondrichthyes – Хрящевые рыбы (происхождение, эволюция, классификация, общая характеристика). Обзор современных Хрящевых рыб. Подкласс Cladoselachii – Примитивные (древние) акулы. Подкласс Xenacanthida –Ксенакантиды. Подкласс Elasmobranchii - Пластинчатожаберные, или акуловые рыбы.  
  12. Класс Osteichthyes - Костные рыбы (происхождение, эволюция, систематика, общая характеристика).    
  13. Обзор ископаемых и современных групп Osteichthyes. Подкласс Sarcoptherygii – Лопастеперые рыбы (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика). Надотряд Crossopterygimorpha – Кистеперые рыбы. Отряд Rhipidistiformes – Рипидистеобразные. Отряд Coelacanthiformes – Целакантообразные. Надотряд Dipneustomorpha – Двоякодышащие рыбы. Отряд Dipteridiformes – Диптеридиобразные. Отряд Ceratodiformes – Рогозубообразные (Однолегочные). Отряд Lepidosireniformes – Двулегочнообразные.  
  14-16. Подкласс Actinopterydii - Лучеперые рыбы (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).  
  17. Надкласс Tetrapoda seu Quadrupeda – Четвероногие, или Наземные позвоночные (филогения, эволюция, классификация, общая характеристика).  
  18. Класс Amphibia – Амфибии, или Земноводные (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристика, значение в экосистемах планеты).  
  19-20. Обзор современных амфибий.  
  21. Группа Amniota – Амниоты или Первичноназемные.  
  22. Класс Reptilia – Рептилии, или Пресмыкающиеся (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристика, поведение, значение в экосистемах планеты и для человека).  
  23-24. Обзор современных Рептилий. Подкласс Anapsida – Анапсида. Отряд Chelonia seu Testudines – Черепахи. Подкласс Lepidosauria – Лепидозавры. Отряд Rhynchocephalia – Клювоголовые. Отряд Squamata – Чешуйчатые. Подкласс Archosauria – Архозавры. Отряд Crocodilia – Крокодилы.  
  25-26. Класс Aves – Птицы: подкласс Archaeornithes – Древние, или Ящерохвостые, птицы и подкласс Neornithes – Веерохвостые, или Настоящие птицы (филогения, эволюция, классификация, морфо-физиологическая характеристика, поведение, значение в экосистемах планеты и для человека).  
  27-29. Обзор современных Птиц.  
  30-31. Класс Mammalia seu Theria – Млекопитающие, или Звери (филогения, эволюция, система класса, морфо-физиологическая характеристика, поведение, значение в экосистемах планеты и для человека).  
  32-34. Обзор современных Млекопитающих. Подкласс Prototheria – Первозвери. Инфракласс Atheria – Атерии. Отряд Monotremata – Однопроходные. Подкласс Theria – Звери. Инфракласс Metatheria – Сумчатые, или Низшие звери. Отряд Marsupialia – Сумчатые. Инфракласс Eutheria seu Placentalia – Высшие звери, или Плацентарные.  
  35. Эволюция систем органов позвоночных животных: покровов, опорно-двигательного аппарата (скелета и мускулатуры), кровеносной и лимфатической систем, дыхательной системы, выделительной системы, системы органов размножения, гуморальной системы, органов чувств, нервной системы.  

Лабораторные работы 26 и 11= 74 ч

№ раздела дисциплины Тема лабораторной работы Количество часов
1. Введение. 2. Тип Хордовые. 3. Низшие Хордовые. 1. Строение Tunicata – Оболочников на примере представителей класса Ascidiae – асцидий.   2. Строение Cephalochordata – Головохордовых на примере Branchiostoma lanceolatum Pall. – ланцетника европейского.      
4. Подтип Vertebrata seu Craniota – Позвоночные, или черепные. 3. Строение Cyclostomata – Круглоротых на примере Lampetra fluviatilis L. – речной миноги.    
4. Строение Chondrichthyes – Хрящевых рыб на примере Squalus acanthias – колючей акулы.  
5. Строение Osteichthyes – Костных рыб на примере Esox luceus L. – щуки и других видов рыб Вологодской области.  
6. Строение Amphibia – Земноводных на примере представителей рода Rana.  
7. Строение Reptilia – Пресмыкающихся на примере Emys orbicularis L. – болотной черепахи, Natrix tessellata Laur. – водяного ужа и прыткой ящерицы – Lacerta agilis.  
8. Строение Aves – Птиц на примере Columba livia (forma domestica) сизого голубя и других видов птиц Вологодской области.  
9. Строение Mammalia – Млекопитающих на примере Rattus norvegicus var. alba – белой крысы и других видов млекопитающих.  
10. Экологические группы млекопитающих.  
19. Подготовка портфолио по курсу «Зоология позвоночных»  

Основные формы занятий – лекции и лабораторные работы.

На каждой лекции предусмотрен разбор конкретных ситуаций, встречающихся в работе биолога, когда он имеет дело с позвоночными животными. На каждой лекции вводятся элементы проблемного обучения.

На каждой лабораторной работе обучающиеся работают с зоологическими коллекциями, подготовленными студентами на местном и региональном материале, а также материале, привезенном из других регионов РФ, анализируют признаки биологических объектов, с которыми биолог регулярно встречается в практической деятельности, разбирают конкретные ситуации практики работы биолога. На каждой лабораторной работы используются элементы индивидуального обучения, связанные с разбором проблем, возникающих при работе с биологическими объектами у обучающихся. Каждое лабораторное занятие включает работы поискового характера (используется исследовательский подход в обучении) и тематические дискуссии.

При подготовке курсовой работы студенты самостоятельно собирают полевой материал и работают в лаборатории зоологии и экологии. При тьюторской помощи заведующего лабораторией и преподавателя они самостоятельно анализируют собранные сведения и образцы (коллекции), готовят микропрепараты и фото, подтверждающие видовую принадлежность образцов, разбирают конкретные ситуации, возникающие в работе сотрудника биологической лаборатории.

По итогам изучения дисциплины студент представляет портфолио.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.