Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва. Российский государственный




Российский государственный

социальный университет

Языковая культура

На современном этапе развития науки все очевиднее становится необходимость комплексного изучения языковых и социокультурных процессов в их функциональном взаимодействии в ходе исторического развития общества. Целесообразность подобного подхода обусловлена, в частности, невозможностью рассмотрения целого ряда важнейших языковых явлений в отрыве от условий функционирования общества, развития его культуры.

Изучение вопроса о соотношении феноменов «язык» и «культура» во многом затруднено отсутствием четкого и непротиворечивого определения понятия «культура», разработанного понятийно-терминологического аппарата. «Специалисты насчитали не менее 600 определений культуры, однако разброс в интерпретации объема понятия «культура» в них настолько велик, что некультурологу весьма непросто сориентироваться в этом море дефиниций, в силу чего зачастую ему приходится в конечном итоге довольствоваться обыденным представлением о культуре» [1, с. 2]. Не вдаваясь в детали этих определений, отметим, что культура в них нередко отождествляется либо со всей совокупностью духовных и материальных ценностей, созданных человеком. Соответственно варьируется и представления о роли языка в культурном процессе. В целом диапазон оценок включает либо полное растворение языка в культуре (причем языку нередко неправомерно приписывается лишь сугубо инструментальная роль), либо, напротив, отрицание прямой взаимосвязи обоих феноменов. Не можем не заметить, что ведущиеся по этому поводу дискуссии зачастую носят схоластический характер.

Из широкого круга вопросов, охватываемых проблемой «Язык и культура», наиболее разработанными в настоящее время являются лишь некоторые аспекты, касающиеся, например, роли языка в художественном творчестве, а также «отражательной» или «познавательной» функции языка. В последнем случае исследователи обычно оперируют расширительным пониманием культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Причем язык рассматривается как своего рода «слепок» того или иного культурного слоя, как исторически изменчивый набор обозначений, фиксирующих культурный прогресс общества, его историческую эволюцию. Иными словами, язык фиксирует цивилизационные напластования, многие из которых являются предметом специальных этимологических разысканий. «Взаимодействие языка и культуры в истории этноса, отнюдь не претендуя на сколько-нибудь исчерпывающее освещение этой комплексной и многоаспектной темы» [2, с. 9]. При этом особый интерес для нас представляли вопросы, существенные для понимания рада конвергентных и дивергентных процессов, сопровождающих формирование монокультурных этнических общностей.

Язык принимает участие во всех видах духовного производства, независимо от того, используют ли они слово в качестве непосредственного орудия творчества. Материализуя общественное сознание, языковая знаковая система является носителем, а следовательно, и хранителем информации, тех или иных понятий и суждений об окружающем мире. Квалифицируя язык и культуру как автономные системы, отличающиеся друг от друга как в субстанциональном, так и в функциональном отношении, следует иметь в виду их тесное взаимодействие, как опосредованное, так и непосредственное.

Язык принимает участие во всех видах духовного производства, независимо от того, используют ли они слово в качестве непосредственного орудия творчества. Материализуя общественное сознание, языковая знаковая система является носителем, а следовательно, и хранителем информации, тех или иных понятий и суждений об окружающем мире. Заметим, что диапазон этой информации практически безграничен: от логико-рационального до чувственно-эмоционального восприятия мира. Появлению соответствующего языкового наименования, т.е. знака, предшествует сложный процесс препарации и классификации понятия в соответствии с выразительными возможностями конкретного языка. Следует, однако, учесть, что равно как и культура имеет неязыковую сферу ее реализации, так и язык используется не только в культуре, но и гораздо шире - в системе общественной коммуникации в целом.Прежде всего язык делает возможным полное протекание культурного цикла, то есть упомянутую выше коммуникативную цепочку: духовное производство - хранение и трансляцию духовных ценностей – и, наконец, их потребление. Особенно очевидна значимость языка в вербальных вида творчества, и прежде всего в художественной литературе, где языковые средства выполняют важную эстетическую функцию, являются органичной составной частью структуры произведения, играют важную роль при воплощении художественного образа. «Язык, существуя в опредмеченном виде в телах языковых знаков и в форме умений и навыков в теле человека, имеет две формы проявления: культурную - тело языкового знака и природную- тело человека» [3, с. 7].

Для нас из анализа связи деятельности и предметной культуры самый важный вывод состоит в том, что и деятельность, и предметы культуры и языка содержат в себе идеальное в прямом или снятом виде.

«Форма предмета культуры и языка, существовавшая перед началом деятельности идеально в виде образа результата, может также существовать идеально в виде значения слова, опираясь на другой чувственно воспринимаемый предмет (например, слово)».[4, с. 4]. В анализе связи деятельности, культуры и языка существенно, что идеальное, возникнув в деятельности культуры и языка существенно, что идеальное, возникнув в деятельности (а для формирования способностей ее совершения у каждого поколения людей нужны культурные предметы), начинает использоваться в общении, ассоциируясь с другими предметами, которые употребляются не в своей предметной, а в символической, знаковой функции.

Итак, онтологическое единство языка и культуры обеспечивается идеальным, входящим как в язык, так и в культуру. Так как идеальное возникает только в деятельности человека, то онтологическая картина, в которой может быть вычленено и исследовано идеальное - звено, интегрирующее язык в культуру, - может быть только деятельностной онтологической картиной.

 

Литература:

1. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1988.

3. Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960.

4. Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1964.

5. Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? Л., 1963

6. Успенский Л. В. Культура речи. М., 1976

Аникина Е.Е.

Российский государственный социальный университет г. Москва

Прикладное искусство как символ национального самосознания

 

О том же говорит и лингвист В. А. Звегинцев, называющий язык, во-первых, средством мысленного расчленения окружающего нас мира на дискретные понятия и, во-вторых, орудием классификации этих понятий [2:68].

Чем шире и разнообразней становится та сфера внешнего окружения, которая доступна освоению формирующимся человеком или прогрессирующей культурой, тем больше требуется знаков – символов для описания этой сферы. Уникальное свойство языка в том, что он позволяет извлекать новую информацию из уже существующей в языковом тексте. Отсюда теснейшая связь языка с человеческим творчеством. Умение изобразить увиденное с помощью линий, красок открыло человеку новые горизонты образного познания мира средствами искусства.

В сложной системе искусств определенное место занимает декоративно – прикладное искусство. Его изучение является задачей самостоятельной науки, которая привлекает в качестве параллелей разного рода факты из истории, литературы, театра и других видов художественного творчества. Это даёт возможность судить о человеке определённого времени, о социальном климате, о мировоззрении тех или иных слоёв общества. Истоки русского национального художественного творчества теряются в глубине веков. Прикладное искусство древних славян: подвески, браслеты, предметы быта, игрушки и посуда – были тесно связаны с господствовавшим языческим мировоззрением. Культовое зодчество Киевской Руси имело особое значение в феодальной христианской культуре. Храм являлся символом мироздания.

Среди различных видов прикладного искусства XII века наиболее высокий уровень имело ювелирное дело. Два подписных кратира новгородских мастеров и два сиона Софийского собора принадлежит к самым выдающимся творениям русских «кузнецов злату и серебру». Кратиры украшены изображениями Христа и Богоматери. На створках Большого сиона между колонками попарно изображены двенадцать апостолов – в более высоком рельефе, свойственном византийской и романской пластике. В прикладном искусстве Новгорода XII века – начала XIII века как и в живописи, при всём разнообразии манер можно выделить два основных направления «аристократическое» грекофильское и «демократическое», опирающееся на местные традиции и отмеченное упрощённостью стилистического и образного строя. В XIII столетии последнее направление полностью определяет лицо и этой отрасли художественной культуры Новгорода [1:40].

Немалую роль в формировании эстетических основ русского искусства XVIII века сыграло наследие культуры Древней Руси с присущим ей пониманием духовной функции искусства, привычкой к символизму и позитивному отношению к изображённому. Русская мебель, фарфор, посуда в XIX веке обретали большую строгость. В искусстве ткани применялся растительный орнамент и использовались народные традиции. Мастера расписывали прялки, изготовляли из дерева ковши, мастерицы расшивали полотенца. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки - значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивала на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украшала вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен был идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него. "Язык" этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту.

Особую роль в русском костюме всегда играли пояски. Маленькая девочка, впервые севшая за ткацкий станок, начинала своё обучение ткачеству именно с пояска. Тканые разноцветные и рисунчатые пояски носили в основном мужчины, завязывая их спереди или чуть сбоку. Каждая невеста должна была обязательно выткать и подарить жениху такой поясок. Завязанный узлом, он становился символом нерушимой связи между мужем и женой, их благополучной жизни. Поясок невесты обовьётся вокруг тела жениха, сохранит его тепло, защитит от злого человека, считали люди. Кроме того, невеста дарила свои пояски всей многочисленной родне будущего мужа. Ведь она входила в новую семью, и с этими людьми ей тоже нужно было установить добрые и прочные отношения. Так пусть её яркие пояски украсят одежду новой родни, защитят от несчастья.

Так в прошлые времена русский народ создавал свои традиции, обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться его красочности и поэтичности.

Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые и праздничные, называют просто "хохлома".

На протяжении веков хохломские изделия были дешевой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность. Народные художники из приволжских сел с детства наблюдали природу, любовались пробуждением весны, золотом осени, белизной зимнего леса, впитывали в себя запахи земли и трав, плодов и ягод.

Современная популярность хохломских изделий в России и за рубежом основана прежде всего на признании их художественных достоинстве. Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике получения золотого цвета росписи без драгоценного металла. С этой техникой были знакомы ещё иконописцы Древней Руси.

В хохломской росписи сочетаются красный и чёрный цвета с золотом фона. Иногда их дополняют зелёный, коричневый, жёлтый и оранжевый. Золотистый фон является ведущим. Огненно-красная краска придаёт теплоту золотистому фону, а чёрный цвет оттеняет его блеск.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна, по словам хохломских мастеров, она не боится "ни жару, ни стужи".

Сегодняшняя хохлома получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приёмами.

Художественные промыслы XX века целиком подчинили свою деятельность задачам военного времени. Военная тематика отразилась в росписях на папье – маше, сделанных в Палехе. В мелкой пластике появились исторические образы, такие, как Иван Сусанин у С.П. Евангулова. В конце войны преобладающим становится мотив победы, усиливается интерес к разного рода эмблематике.

В 60-х – 80-х годах новым принципам художественного и гражданского восприятия соответствовали новые профессиональные поиски, способы пластической активности формы во имя эмоционально – смысловой, идейно – образной наполненности, динамичности и лапидарности художественного языка. Новое стилистическое движение в искусстве искало для себя опоры в определённых традициях. Именно в них искусство нового этапа искало и находило язык, способный выразить анализ жизни, её гражданственность.

Хотя декоративно – прикладное искусство осталось в пределах украшения предметов быта, создания изделий, имеющих утилитарное назначение, но оно содержало художественное начало и своими достижениями внесло большой вклад в общее развитие художественной культуры.

Итак, язык символа воплощает господствующие установки, прогрессивные веяния, противоречия своей эпохи. В символах выражаются наиболее общие закономерности общественной жизни, характерные тенденции исторического периода, особенности социально-психологической атмосферы времени.

 

Литература:

1. Алленов М.М. История русского и советского искусства/ О.С Евангулова. – М., 1989.

2. Панов Е. Н.Знаки, символы. языки. - М., 1980.

3. Маёрова К. Русское народное прикладное искусство.- М.,1990.

 

 

Василенко Е.В.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.