Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Москва. Российский государственный




Российский государственный

социальный университет

Принципы дискурсивных отношений в современных масс-медиа

 

Современное масс-медийное пространство, предлагая новые технологические модели получения и передачи информации, апеллирует к классическим законам эффективной коммуникации, которые и в новых условиях определяют качественные показатели информационных связей и коммуникативных отношений.

При этом делаются уверенные шаги в направлении осмысления традиционных законов эффективного общения. Так, например, обращается внимание на диалоговые межличностные отношения, сохранившие свою актуальность и в условиях “технологической” информационной структуры современного коммуникативного пространства. По-прежнему оказываются востребованными отношения конгруэнтности при передаче и получении информации, которые обеспечивают соотнесенность и адекватность информационного наполнения коммуникативных отношений. Закон адресации информации и в новых условиях ориентирует коммуникантов на поиск эффективных «диалоговых пристроек» для обеспечения полноты и качества информации при ее передаче или приеме. Закон конвенциональности обращен к этической, нравственной стороне коммуникативных отношений между отправителями и получателями информации и регулирует нормативный и статусный уровень этих отношений.

Освоение классических законов эффективного общения необходимо для формирования прочных дискурсивных связей в современном информационном обществе, для установления прецедента ответственности и создателей, и потребителей информации, для повышения общей коммуникативной культуры членов информационного общества, их медиаграмотности [4: 121].

Медиаграмотность воспринимается как эталонный и стабилизационный инструмент, понимается как определенный запас знаний об эффективной и продуктивной коммуникативной деятельности в новых условиях современной коммуникации, где соседствуют и традиционные, книжно-письменные, и электронные, аудиовизуальные источники получения информации, что отвечает потребностям человека, живущего в условиях научно-технического и социально-культурного прогресса. Так, в частности, медиаграмотность формирует практико-ориентированное знание, предполагающее усвоение определенной системы коммуникативных правил и технологических приемов в пространстве новой коммуникации. В первую очередь, медиаграмотность позволит избежать консьюмеризма в опытах с информацией: не следует воспринимать информацию потребительски, безответственно, полагаясь лишь на «информационный голод», не осуществляя оценку содержательно-концептуальной и подтекстововй информации. В поисках альтернативы коммуникативистика предлагает в условиях коммерциализации информации, сохранять и всячески поддерживать персонифицированный режим информационных отношений. Это позволит устранить информационное манипулирование, зависимость от мнения информационного источника; обеспечит активную прагматическую позицию коммуниканту, который сможет критически оценить персональный имидж информационного источника, и будет способен адекватно интерпретировать полученные сведения.

Если вернуться к идее совершенствования медиаграмотности современного члена информационного сообщества, то необходимо говорить об освоении приемов медиалогики и признаков медиажанров: форм передачи информации в особом поликодовом режиме, который предполагает одновременное и дифференцированное «считывание» информации; понимание особенностей формата нового информационного продукта, атрибутики того или иного специфически нового жанра, особенностей стилевого воплощения авторского замысла в словесном и видеообразе [1:31].

В каждом из cовременных медиажанров по-своему представлены «авторские знаки», но есть наметившаяся тенденция в оформлении «авторства». К числу сложившихся традиционных приемов можно отнести: представление опосредованных знаков авторской принадлежности: указание на логотип организации, лицом которой является автор; оформление его авторского «права» на публикацию с указанием на историю получения доступа к представленной информации, включение дополнительных сведений о биографии автора или организации, фотопортрет автора, или фотосессия, дающая представление о контексте событий в авторской интерпретации, что приветствуется сегодняшними законами позиционирования социальных (и медийных, в том числе) субъектов; указание на приобщенность к эталонным контекстам и достоверным редакционным материалам, вплоть до признания авторства через представление подлинной авторской подписи под событийными материалами. Все эти приемы, безусловно, усиливают субъективную позицию автора и дают читателю указание на достоверность, фактологичность информационного пространства, демонстрируют «ответственность автора» в медийном пространстве «автор» – «адресат-читатель».

Активно функционируют в медийных жанрах и традиционные приемы выражения авторского отношения, формирующие «ожидание» адресата: обращение к приемам концептуального озаглавливания; смысловая «игра» с заголовками на основе визуальных кодов (подчеркивание, графическое выделение, цветовое маркирование).

Приемы интимизации диалоговых отношений в рамках публичного высказывания мы тоже можем с полным правом отнести к наметившимся в настоящее время тенденциям в массмедийном дискурсе. Это, как правило, проявляется в особой устно-разговорной тональности «собеседования» в рамках интервью или при использовании приемов «рассказывания» в имиджевой статье. Автор, отвлекаясь от конкретного реального события, позволяет себе советы и рекомендации. Часто используются в медийных публикациях приемы иронического «самобичевания» или намеренного снижения «публицистической пафосности» или откровенного “заигрывания” с читателем при указании на его право оценки факта. В текст статьи включаются такие узнаваемые авторские попутные замечания: «избавляю тебя, уважаемый читатель, от своих любительских рассуждений»; «умный меня без труда поймет»; «я не из тех журналистов, кто обязательно разделяет официальное мнение», «я думаю, что нашему читателю достает жизненного опыта», «чтобы оценить (понять, поддержать), нужно родиться и вырасти в нашей действительности» -– и подобные этим, обеспечивающие алгоритм рассуждения в медийном диалоге автора и читателя [2:42].

Следует обратить внимание, что многие жанры в современном масс-медийном пространстве сопровождаются обязательными репрезентативными визуальными знаками: специально оформленными материалами фотосессии; сюжетными смысловыми рисунками, включенными и повторяемыми в каждой публикации авторскими графическми знаками, метафорическими фотоколлажами.

Известно, что многие массмедийные издания имеют свои сайты, где автор и адресная аудитория могут заново оказаться в пространстве диалоговых отношений. Автор получает «реактивные свидетельства» заинтересованности читателя-адресата, представление о его подлинном видении проблемы или идеи (происходит своеобразное «наложение» интенции и экспектации). Адресат получает возможность быть услышанным, обретает «право совещательного голоса» в современном публичном диалоге, что укрепляет его позицию «соавтора», повышает его мотивацию как языковой личности современного социума. Авторизация и адресация, безусловно, обеспечивают не просто диалоговое пространство медийного текста, но дают возможность представить все великолепие и своеобразие «личных миров», что и составляет суть настоящего общения независимо от формы его существования: реальной или виртуальной [3:170].

Названные в статье принципы и приемы только часть арсенала средств взаимодействия в рамках современного информационного пространства, которые в настоящее время изучаются нами в исследовательском контексте характеристики актуальных процессов социальной и массовой коммуникации и, в частности, современного прагматического и социально-культурного дискурса масс-медиа.

 

Литература:

1. Городникова, М. Д. Гендерные аспекты в контексте массовой культуры // Гендер: язык, культура, коммуникация: материалы Третьей международной конференции / Отв. редактор Н.В. Петрушина. – М.: АВАНТА, 2003. – С. 34-35.

2. Злотникова, Т. С. Гендерный и возрастной аспекты архетипа современной массовой культуры // Ярославский педагогический вестник / Отв. редактор П.К. Макушев. – Ярославль: Флинт, 2002. – № 2, С. 40-66.

3. Кавелти Дж. Г. Изучение литературных формул (Cawelti J. G. Adventure, mystery and romance: Formula stories as art and popular culture. Chicago, 1976. P.5-36). Реферат всей монографии см. в книге: Проблемы социологии литературы за рубежом. – М.: 1983. – С.165-184.

4. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. - М.: Наука, 2006.

Галстян С.С.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.