Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Место дисциплины в структуре ООП




Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экономико-математические методы» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла.

Изучение курса базируется на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего усвоения курсов: «Статистика», «Математика», «Теория менеджмента», «Экономическая теория», «Информатика» и других дисциплин, изучаемых в рамках направления 080100 «Мировая экономика».

Данная дисциплина предшествует следующим дисциплинам:

- методы принятия управленческих решений;

- финансовый менеджмент;

- инвестиционный анализ;

- контроллинг.

 

Процесс изучения дисциплины «Экономико-математические методы» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

б) профессиональных (ПК):

организационно-управленческая деятельность

- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении организационной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

информационно-аналитическая деятельность

- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

- умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

- способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

- способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

- способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- порядок построения экономико-математических моделей объектов управления;

- методы моделирования экономических задач и выбор оптимальных вариантов;

- приемы анализа результатов решения многовариантных задач с помощью средств ИКТ;

уметь:

- применять математические методы и методы моделирования в анализе производственно-хозяйственной деятельности и по результатам анализа разрабатывать обоснованные управленческие решения;

- моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы, определять основные направления развития организации.

владеть:

- комплексом современных методов моделирования в области управления организацией и использования отечественного и зарубежного опыта в прикладном их применении при решении экономических задач;

- навыками постановки управленческой задачи и решения ее с помощью средств ИКТ;

- методами поиска оптимальных управленческих решений на основе имеющейся информации и ограничений.

 


 

очно-заочная форма обучения (полная, сокращенная)

 

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические и лабораторные занятия Самостоятельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
1. Модуль 1. Оптимизационные методы и модели 2/72 0,11/4 0,225/8 0,9/33 0,75/27
2. 1 Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в решении экономических задач     -    
3. 2 Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование          
4. 3 Тема 1.3. Оптимизация производства продукции          
5. 4 Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации.          
6. Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий   -      
7. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления 2/72 0,11/4 0,225/8 0,9/33 0,75/27
8. 1 Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции          
9. 1 Тема 2.2. Сетевое планирование и управление          
10. 1 Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации          
11. 7 Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов          
12. Всего 4/144 0,225/8 0,45/16 1,8/66 1,5/54

 


Таблица 3.

Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ  
1. Модуль 1. Оптимизационные методы и модели
2. Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в решении экономических задач Роль и значение математических методов и моделей в системе управленческих и экономических наук, взаимосвязь и зависимость с другими дисциплинами. Основные направления совершенствования управления производством на современном этапе. Необходимость и возможности научного уровня планово-экономической работы на предприятиях и в отраслях. Роль и значение математических методов в экономике. Разновидности экономико-математических методов: аналитические (дисперсионные, корреляционные, регрессионные); оптимизационные (математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория статистических решений, теория управления запасами, сетевое планирование и управление); методы отраслевого и межотраслевого планирования (отраслевые и межотраслевые балансы). Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и их роль в управлении. Математические методы и ИКТ – основные составные части автоматизированной системы управления, как единой организационно-экономической системы.
3. Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование Моделирование и его значение в решении экономических задач. Понятие модели. Разновидности и общая характеристика моделей. Особенности модели экономических процессов. Классификация моделей в зависимости от масштабов и содержания экономических процессов, специфики применяемых вычислительных методов. Основные принципы построения экономико-математических моделей. Выбор объекта моделирования и определение границ его изучения. Установление цели исследования. Критерий оптимальности в планово- управленческих задачах. Выбор критерия оптимальности и его обоснование. Система искомых неизвестных величин. Ограничительные условия и выявление основных из них. Математическая формализация условий задачи. Содержание планово-экономической информации. Выбор и отражение количественных характеристик в модели. Анализ соответствия модели содержанию моделируемого объекта.
4. Тема 1.3. Оптимизация производства продукции Общие требования к оптимальному плану выпуска продукции. Оптимизация производственно-экономических показателей плана, и использование математических методов и средств ИКТ при разработке оптимального плана. Оптимальный выпуск продукции с учетом ассортиментных соотношений. Модель задачи оптимального ассортимента продукции. Исходная информация. Система ограничений. Типы критериев оптимальности. Порядок их расчета. Принципы решения задач симплексным методом. Анализ оптимального плана выпуска продукции и практические выводы. Проблемы экономного использования сырья и материалов на предприятиях. Возможности применения математических методов для определения оптимальной смеси сырья. Модель задачи о смесях пищевого сырья. Исходная информация. Выбор ограничений и критерия оптимальности. Расчет плана симплексным методом. Математическая формулировка двойственной задачи о смесях. Вычислительный процесс двойственной задачи. Экономическое содержание и математическая формулировка задачи оптимального раскроя упаковочных материалов. Система исходных ограничений и критерии оптимальности. Процесс решения задач оптимального раскроя материалов. Анализ результатов расчета. Расчет задач оптимизации с использованием средств ИКТ.
5. Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации Значение оптимизации планов перевозок. Пути сокращения затрат на перевозки. Показатели критерия оптимальности в моделях: натуральные и стоимостные. Методика расчета транспортных задач. Группировка ассортимента продукции. Балансирование запасов и потребностей. Способы прикрепления поставщиков к потребителям. Методы аппроксимации, их области использования. Расчет оптимальных планов в сетевой постановке. Особенности расчета планов с нарушенным балансом. Расчет планов перевозок с использованием средств ИКТ. Анализ планов перевозок и порядок их корректировки.
6. Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий   Значение оптимального распределения выпуска продукции. Основные требования к плану оптимального распределения. Модель задачи оптимальной загрузки производственных мощностей. Содержание информации для построения модели. Выявление неизвестных и ограничений, выбор и отражение количественных характеристик. Выбор критерия оптимальности загрузки производственных мощностей. Сбор и преобразование информации для решения задачи распределительными методами.
7. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления
8. Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции Основные положения оптимизации развития производства, его модернизации и обновления оборудования. Особенности развития производства на основе экономико-математической оптимизации. Модель расширения производства. Условия задачи и ее содержание. Минимум проведенных затрат и порядок их расчета. Схема и содержание расчетной матрицы. Преобразование задач размещения в транспортные задачи. Методы решения задач размещения. Анализ планов размещения и порядок их корректировки. Оптимальное планирование уровня производства в условиях переменного спроса. Принципы построения математической модели. Основные параметры модели. Преобразование модели в систему симплексных уравнений.
9. Тема 2.2. Сетевое планирование и управление Особенности и преимущества применения сетевых моделей в планировании и управлении. Основные направления практического использования сетевого планирования и управления. Правила построения сетевых графиков. Возможные ошибки при построении сетей и их устранение. Элементы сетевого графика: действительные работы, ожидание, зависимость (фиктивные работы); события (начальное, конечное, исходное, завершающее, частное, комплексное, узловое); пути (полные, частные, критические, подкритические, некритические). Система оценок и порядок расчета их продолжительности. Определение ранних и поздних сроков свершения событий, ранних и поздних сроков выполнения работ.
10. Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации Задачи по замене оборудования. Формулировка задачи и содержание экономической информации. Выбор критерия оптимальности. Расчет исходной информации для построения математической модели. Этапы построения модели. Динамическое программирование, его сущность и области применения. Использование динамического программирования для решения задач по замене оборудования.
11. Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов Трендовые модели на основе кривых роста. Оценка адекватности и точности трендовых моделей. Прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей. Анализ временных рядов экономических процессов. Линейная модель парной регрессии. Оценка параметров регрессионного уравнения. Модель множественной регрессии. Анализ и прогнозирование на основе многофакторных моделей.  

 

 


Таблица 4.

Соответствие содержания требуемым результатам обучения

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно-образовательные модули
Модуль 1 Модуль 2
1. Знания:    
1.1   1.2   1.3   порядок построения экономико-математических моделей объектов управления; методы моделирования управленческих задач и выбор оптимальных вариантов; приемы анализа результатов решения многовариантных задач с помощью средств ИКТ;   +   +   +   +   +
2. Умения:    
2.1     2.2     применять математические методы и методы моделирования в анализе производственно-хозяйственной деятельности и по результатам анализа разрабатывать обоснованные управленческие решения; моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы, определять основные направления развития организации.   +   +       +   +    
3. Владение:    
3.1     3.2   3.3     3.4   - комплексом современных методов моделирования в области управления организацией и использования отечественного и зарубежного опыта в прикладном их применении при решении управленческих задач; - навыками постановки управленческой задачи и решения ее с помощью средств ИКТ; - методами поиска оптимальных управленческих решений на основе имеющейся информации и ограничений; - методами прогнозирования экономических показателей объектов управления.   +     +   +       +     +   +   +
  Профессиональные компетенции:    
  организационно-управленческая деятельность - способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); - владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении организационной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18); информационно-аналитическая деятельность - способностью к экономическому образу мышления (ПК-26); - умением применять количественный и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); - способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32); - владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33); - способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41); - способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47).     +     +   +   +   +     +   +     +     +   +   +   +     +   +     +  

 

Таблица 5.

Практические занятия

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия Перечень практических (и лабораторных) занятий  
 
1. 1 Модуль 1. Оптимизационные методы и модели    
2. Цель: освоить классификацию экономико-математических методов и их применение 1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в решении экономических задач  
3. Цель: приобрести навыки использования информационных систем управления и управленческого учета для решения задач оптимизации 2. Экономико-математическое моделирование  
4. Цель: освоить методы линейного программирования и выбора оптимального решения с помощью блока Поиск решения в среде Excel 3. Оптимизация производства продукции  
5. Цель: научиться решать транспортную задачу в среде Excel 4. Модель транспортной задачи и ее модификации.  
6. Цель: научиться решать задачи оптимизации в среде Excel 5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий  
7. Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления    
8. Цель: приобрести навыки построения модели и решения задач в среде Excel 1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции  
9. Цель: приобрести навыки разработки и решения сетевой модели 2. Сетевое планирование и управление  
10. Цель: освоить решение задач с использованием теории игр и теории массового обслуживания 3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации  
11. Цель: приобрести навыки прогнозирования экономических показателей в среде Excel, на основе модели научиться выбирать одну из альтернатив 4. Модели прогнозирования экономических процессов  
12. Всего часов    

 

Таблица 6

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

 

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
       
  Модуль 1. Оптимизационные методы и модели        
  Тема 1.1. Роль и значение экономико-математических методов и информационных технологий в решении экономических задач *      
* Тема 1.2. Экономико-математическое моделирование * *   *
* Тема 1.3. Оптимизация производства продукции *      
  Тема 1.4. Модель транспортной задачи и ее модификации. * *    
* Тема 1.5. Оптимизация загрузки производственных мощностей предприятий *      
  Модуль 2. Сетевое планирование и другие модели управления        
* Тема 2.1. Оптимизация развития предприятия, управление запасами сырья и готовой продукции * *   *
  Тема 2.2. Сетевое планирование и управление * * *  
  Тема 2.3. Отдельные управленческие задачи и методы их оптимизации * *    
1. Тема 2.4. Модели прогнозирования экономических процессов * * * *

 

*1. - методы принятия управленческих решений;

2 - финансовый менеджмент;

3 - инвестиционный анализ;

4 – контроллинг.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.