Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые аспекты взаимодействия клиента и турпредприятия




В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности» - реализация туристского продукта осуществляется на основании договора между турфирмой и туристом. Статья 9 Закона предусматривает возможность не только реализовывать готовый тур, ной формировать тур под конкретного туриста или группу. Конкрет-

__________________________

См Приложение Соглашение и стандартный контракт между отелем и перевозчиком, принятые МГА и МСДТ (Международным союзом участников дорожного транспорта) в 1994г.

11 См подробнее Гуляев Вг. Организация туристских перевозок. — М., 2003; Сенин B.C. Организация международного туризма - М-, 2003. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес - М 2001.

ный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукт а туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора

Заключение предварительного договора регулируется ст. 429 ГК РФ В соответствии с ней по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор об оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, го в письменной форме Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность

Юридическая справка

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора (исчисление сроков регулируется ст 190-194 ГК РФ)

В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор Сторона необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (ч 4 ст. 445 ГК РФ)

Обязательства, предусмотренные предварительным договором прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить ЭТОТ договор.

При продвижении на рынке готового туристского продукта туроператор и турагент информируют о своем предложении неопределенное число потенциальных потребителей Если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора (предусмотренные Гражданским кодексом РФ и ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ») и она оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, то такое предложение является офертой (публичная оферта).

Юридическая справка

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение Оферта должна содержать существенные условия договора В реализации туристского продукта используется в основном публичная оферта - содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (ст. 435-437 ГК РФ) Акцепт - это ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (ст. 438-443 ГК РФ)

При реализации туристской услуги между клиентом и турфирмой заключается письменный договор о туристском обслуживании. Следует обратить внимание, что правовая сторона заключения подобных договоров до сих пор остается сферой юридических дискуссий. Причиной тому является сохраняющееся пока различие в трактовках правовой природы данных договоров в Гражданском кодексе РФ и ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ >>1э.

Договор между турфирмой и туристом носит консенсуальный, возмездный и публичный характер.

Юридическая справка

На основании ст,426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ [ оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация:

> не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении публичного договора;

> цена и иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (за исключением предусмотренных законом льгот для отдельных категорий лиц);

V не вправе отказываться заключить договор при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.

В случае несоблюдения вышеназванных требований потребитель может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Договор на туристское обслуживание как правило является договором присоединения. В соответствии со ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Таким образом, условия договора определены заранее одной из сторон, и другая сторона либо полностью принимает эти условия, либо отвергает их. Договор присоединения всегда имеет письменную форму.

I Присоединившаяся сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит требованиям нормативных правовых актов, но:

> лишает присоединившуюся сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида (например, не предусмотрен порядок встречи, проводов и сопровождения туристов);

> исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств (например, в договоре указано, что турфирма не несет ответственности за предоставленную отелями информацию либо турфирма не несет ответственности за отказ в оформлении необходимых документов, даже если этот отказ вызван неверными действиями сотрудников самой турфирмы);

> содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя их своих разумно понимаемых интересов,17 не приняла

бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора (например, в договоре предусмотрено, что турфирма оставляет за собой право изменения сроков выезда и возвращения группы, о чем уведомляет туриста по телефону).

Юридическая справка

Гражданский кодекс РФ не ограничивает право потребителя - физического лица (не предпринимателя) изменить или расторгнуть договор. Если же требования о расторжении или изменении договора предъявлены стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, такие требования не подлежат удовлетворению в случае, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор (ч 3 ст.428 ГК РФ). V

Кроме требований Гражданского кодекса РФ и ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» договор должен соответствовать и законодательству РФ в области защиты прав потребителей.

Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение повеем существенным условиям договора. К существенным Гражданский кодекс РФ относит условия о предмете договора и условия, предусмотренные законодательством для договоров данного вида (ст.432).

Существенные условия договора на туристское обслуживание прописаны в ст. 10 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ». К ним относятся:

> информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

> сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

> информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

> достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

________________________

13 При этом разумность и добросовестность презюмируется ст. 10 ГК РФ, что подразумевает в случае возникновения спора необходимость для другой стороны доказывать неразумность понимания интересов контрагентом.

> дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

> порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

> права, обязанности и ответственность сторон;

> розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

> минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

> условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо оттого, кем эти услуги оказываются. Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гадов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от цели путешествия.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при! заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

> ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

> недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

> непредвиденный рост транспортных тарифов;

> введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курса национальных валют.

Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажора).18 При этом к форс-мажорным обстоятельствам как правило относят: стихийные бедствия, пожары, политические катаклизмы, военные действия, эпидемии, непредвиденные решения государственных органов, меняющие экономическую или политическую ситуацию. Нельзя отнести к форс-мажорным обстоятельствам, например, поломку транспорта, изменение расписания движения транспорта и т.п. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ к таким обстоятельствам не относятся также и нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника (в нашем случае - турфирмы), отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых средств.

Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом.

Туристская путевка - это документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. В свою очередь под туристским продуктом понимается право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристская путевка, являясь по своему правовому содержанию письменным акцептом оферты туроператора (или турагента) на продажу туристского продукта, есть неотъемлемая часть договора. Это документ первичного учета туроператора или турагента.

На сегодняшний день в России действуют несколько форм туристской путевки:

> форма ТУР-1«Туристская путевка», утв. Письмом Минфина России от 10.04.1996г. №16-00-30-19 (зарегистрирована Минюстом РФ 30.01.1997г. № 1239);

> три формы туристских путевок, утвержденных письмом Минфина РФ от 16.06.1994г. № 16-30-65 (зарегистрированы Минюстом РФ 30.01.1997г. № 1236-1238) - используются только для внутреннего туризма.

Данные формы являются бланками строгой отчетности.20 Урегулирование взаиморасчетов между туроператором (или турагентом), направляющим туриста, и туроператором по приему (или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур) может осуществляться на основании туристского ваучера.

Туристский ваучер- это документ, устанавливающий право туриста на услуги,

входящие в состав тура, и подтверждающий факт их передачи. Ваучеры разрабатываются каждой фирмой индивидуально, в соответствии с конкретными условиями контракта, на любом языке, понятном клиенту, и согласовываются контрагентами (сторонами). Туристский ваучер выдается туристу в 2-х экземплярах до начала поездки, один экземпляр после предъявления вручается агенту по приему, а второй остается у туриста. Туристский ваучер должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Ф3от21.11.1996г.№129-Ф3 «О бухгалтерском учете».

Если туроператор формирует тур путем приобретения отдельных услуг, а не через туроператора по приему, то на каждую такую услугу выписываются отдельные ваучеры и соответственно в учете себестоимость каждой услуги отражается отдельно.

Наиболее широко ваучеры применяются в международном туризме. Международный туристский ваучер утвержден Всемирной Федерацией Ассоциаций Туристских Агентств (ФУААВ), национальными ассоциациями, входящими в федерацию, представителями турагентств и одобрен Международной гостиничной ассоциацией, цепью ведущих международных гостиниц, независимых гостиниц и правительственными учреждениями во всем мире. Право на выдачу ваучера имеет любое тур-предприятие, являющееся либо членом национальной ассоциации турагентств, либо членом ФУААВ, либо членом той и другой организаций одновременно. Ваучер содержит юридически узаконенный платежный документ, который после предоставления указанных в нем видов услуг может быть депонирован на любой банковский счет предприятия, предоставляющего услуги.

__________________________

ш Образцы бланков путевок см. в Приложении

м См, подробнее: Гуляев В,Г Формуляры, контракты, соглашения в туристской деятельности. —

М, 1998. 21 См • Пузакова Е П. Международный туристический бизнес. — М., 2001 — С. 142

Большую популярность в странах Западной Европы и США, а в последнее время и в России, получили продажи туристских услуг с помощью Интернет.22

В соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребителей» и Закона «Об основах туристской деятельности» в целях предоставления потребителям полной информации о туре турфирма должна выдать туристам информационный листок (памятка туристу). В нем указываются сведения, которые не только помогут потребителю сделать правильный выбор, но значительно облегчат туристскую поездку и снизят уровень риска для жизни, здоровья и имущества туриста. Это тем более важно в связи с тем, что в договор об оказании туристских услуг, как правило, подобные сведения не включаются из-за их объема и, следовательно, информационный листок является важным приложением к договору.

Как правило информационный листок содержит сведения:

V о маршруте путешествия;

> о правилах пребывания иностранных граждан в стране посещения;

> о порядке прохождения туристских формальностей;

> о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране назначения в период совершения поездки;

> о дополнительных факторах риска, возникающих в связи со спецификой приобретенной туристом путевки, требования к его специальной подготовке для успешного совершения путешествия;

> о туристских ресурсах и инфраструктуре страны временного пребывания;

> иную необходимую информацию.

Опыт убедительно показывает, что правильное оформление договорных отношений с туристом помогает турфирме и самому туристу избегать конфликтов и дальнейших проблемных ситуаций в процессе их разрешения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.