Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы как субъект защиты прав туриста и турфирмы




Правоохранительные органы - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, третейский суд и другие.

Они являются важнейшим инструментом государства по поддержанию законности и правопорядка в обществе, в том числе и в такой сфере его экономической и культурной активности, как туризм.

Деятельность правоохранительных органов РФ регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

Ш ФКЗ ot31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

______________________________

При этом необходимо учитывать, что неиспользованное право па предъявление претензии турфирме не исключает иных возможностей зашиты гражданских прав. Однако пренебрегать этой возможностью не следует, так как претензионный порядок предусмотрен специальным законодательством.

ФКЗ от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»;

Ш ФКЗ от 28.04.1995г. Ш-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 04.07.2003);

Ш ФЗ от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (вред, от 02.012000);

Ш Закон РФ от 27.04.1993г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14.12.1995);

ffl Закон РСФСР от 18.04.1991 г.№ 1026-1 «О милиции» (вред. От 04.08.2001);

Ш ФЗ от 24.07.2002г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;

Ш ФЗ от 31.05.2002г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

ffl Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). ФЗ от 30.12.2001г. №195-ФЗ;

ffl Арбитражный процессуальный кодекс РФ. ФЗ от 24.07.2002г. №95-ФЗ;

Ш Гражданский процессуальный кодекс РФ. ФЗ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.

Далеко не во всех случаях турфирмам и туристам следует прибегать к помощи правоохранительных органов. Однако когда совершается правонарушение, или, например, конфликт между туристом и турфирмой не удается урегулировать в обычном претензионном порядке, тогда уже требуется помощь правоохранительных органов.

В случае, когда имеет место правонарушение, следует обратиться с письменной жалобой в органы внутренних дел (отделы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями) или же в прокуратуру.

Отделы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями (ОБЭП) являются структурными подразделениями Службы криминальной милиции МВД РФ. В их компетенцию входит предупреждение и пресечение преступлений, связанных с экономической деятельностью физических и юридических лиц.

При обращении туриста с жалобой на неправомерные действия со стороны турфирмы2 в органы внутренних дел, жалоба регистрируется, а факты, изложенные в ней, подлежат проверке. В течение 10 дней на жалобу должен быть дан письменный мотивированный ответ, содержащий информацию о принятых мерах. В случае выявления нарушений требований законодательства сотрудники ОБЭП должны, в зависимости от степени серьезности нарушения, возбудить производство по административному правонарушению либо возбудить уголовное дело.

Практика показывает, что одним из действенных способов разрешения правовых споров между туристом и турфирмой является обращение в прокуратуру.

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. В настоящее время прокуратура представляет собой трехзвенную структуру, возглавляемую Генеральной прокуратурой РФ.

________________________________

Речь может идти о правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ и тд.

Систему прокуратуры РФ составляют:

- Генеральная прокуратура РФ;

- прокуратуры субъектов РФ;

- прокуратуры городов и районов.

На основании ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае обращения лица в органы прокуратуры с жалобой, содержащей факты нарушения законодательства, такая жалоба принимается к рассмотрению.

Средствами прокурорского реагирования на незаконные деяния турфирмы могут стать: представление в адрес турфирмы (требование устранить выявленные нарушения), прокурорское предостережение (в случае, если обнаружены условия для совершения нарушения) и постановление о возбуждении уголовного дела или производства по административному правонарушению.

Во всех случаях туристу, обратившемуся с жалобой в прокуратуру, должен быть дан письменный мотивированный ответ. Жалоба не принимается к рассмотрению, если:

- не указаны сведения об обратившемся (т.е. жалоба анонимная);29

- изложенные факты не содержат нарушений законодательства;

- рассмотрение изложенных фактов не входит в компетенцию прокуратуры;

- по изложенным фактам уже приняты меры самой прокуратурой или иными компетентными органами.

На основании жалобы прокурор вправе осуществить проверку деятельности турфирмы на предмет исполнения ею требований действующего законодательства. При этом такая проверка может носить комплексный характер и проводиться совместно с представителями других контролирующих государственных структур (например, сотрудниками налоговых органов). Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, то в адрес турфирмы должно быть направлено представление. В случае невыполнения законных требований прокурора последний может инициировать отзыв у турфирмы лицензии или привлечь к другим формам юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Как показывает практика, действенным способом защиты нарушенных прав туриста является обращение в суд.

На сегодняшний день российскую судебную систему составляют: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.30 Для каждого из этих судов законом предписана своя определенная компетенция.

Так, в Конституционный Суд РФ следует обращаться в том случае, когда права и законные интересы туриста нарушаются самими нормами права, применяемыми к нему. Однако данный судебный орган не занимается рассмотрением правильности правоприменительной практики. Задача Конституционного Суда РФ заключается в установлении конституционности или неконституционности самих норм права, В случае выявления противоречия их Конституции РФ подобные нормы объявляются не подлежащими применению.

_____________________________

Исключение составляют лишь анонимные обращения, содержащие факты о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, См.: ФКЗ «О судебной системе РФ»

Как правило турист и турфирма выносят разрешение возникших споров и конфликтов соответственно в арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

В компетенцию судов общей юрисдикции входит рассмотрение гражданско-правовых споров, в том числе и дел по защите прав потребителей.

Процедура обращения в суд общей юрисдикции регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ), в котором определены порядок обращения в суд, этапы рассмотрения дела в суде, требования к исковому заявлению, условия отказа в принятии иска и т.д.

В зависимости от цены иска, турист может обратиться либо к мировому судье/" либо в районный суд общей юрисдикции, которые правомочны рассмотреть дело по существу и принять соответствующее решение.

В решении суда должна быть дана оценка всем доказательствам и доводам сторон или же приведены мотивы отказа в том или ином требовании. Решение должно быть обосновано. В случае несогласия с решением суда его можно обжаловать в установленном законом порядке.

Решения мирового судьи обжалуются в апелляционном порядке в районный суд, который может пересмотреть дело и принять окончательное решение. В дальнейшем такое решение возможно обжаловать в порядке надзора в суд субъекта РФ или Верховный Суд РФ.

Если дело впервые рассматривалось районным судом и решение не удовлетворило потребителя туруслуг или же турфирму, то такое решение в течение 10 дней с момента оглашения можно обжаловать в кассационном порядке в суд субъекта РФ (например, Городской судг. Санкт-Петербурга).

Кроме судов общей юрисдикции турист или турфирма вправе обратиться за судебной защитой в арбитражные суды, задачей которых является рассмотрение экономических споров и споров с участием предпринимателей.

Подсудность, требования к исковому заявлению и порядок рассмотрения спора в арбитражных судах регламентируются Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ). Первоначально исковое заявление подается в суд первой инстанции, которая рассматривает дело по существу. Судами первой инстанции являются арбитражные суды субъектов РФ (например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области). В случае несогласия сторон с решением суда первой инстанции, а также при выявлении нарушений требований процессуального законодательства при рассмотрении дела, решение можно обжаловать в апелляционном порядке в течение месяца со дня оглашения.

Апелляционной инстанцией в арбитражных судах является тот же суд, что рассматривал дело по существу, т.е. суд субъекта РФ, Однако апелляционная жалоба должна быть рассмотрена другим (апелляционным) составом судей. В дальнейшем решение апелляционной инстанции возможно обжаловать в кассационном порядке в вышестоящий арбитражный суд - федеральный арбитражный суд округа. В РФ сегодня существует 10 арбитражных округов (например, Северо-Западный, территориально располагающийся в Санкт-Петербурге).

Зачастую только суд может окончательно установить правомерность тех или иных действий как со стороны турфирмы, так и со стороны туриста, а также установить

___________________________

Если цена иска не превышает 50 тыс. руб.

размер причиненного материального или морального ущерба и удовлетворить законные требования сторон. Тем не менее, обращение в судебные инстанции имеет и свои недостатки. Один из наиболее очевидных - длительность рассмотрения дела. Зачастую принятие судебного решения по возникшему правовому спору между туристом и турфирмой растягивается на месяцы, а то и годы.

Одним из выходов может быть обращение к негосударственным правоохранительным судебным органам - третейским судам, но лишь в том случае, если на сей счет достигается соглашение сторон. Так, именно этим обстоятельством в Санкт-Петербурге было инициировано создание постоянно действующего Третейского суда при Некоммерческом партнерстве «Невский Фонд», специализирующегося на рассмотрении споров в сфере туризма."

Третейские суды имеют ряд преимуществ: оперативность в рассмотрении споров, возможность выбрать судей и экспертов по соглашению сторон, привлечение к рассмотрению дела специалистов-практиков. Однако в третейском разбирательстве есть своя специфика, состоящая в том, что на основании ст. 44 ФЗ «О третейских судах в РФ» исполнение решения такого суда сторонами носит добровольный характер. Это означает, что в случае, если стороны не исполняют решение добровольно, то для получения исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда необходимо обращение в государственный арбитражный суд (ст. 45). Таким образом, третейский суд способен ускорить дело лишь в случае добровольного исполнения сторонами его решения.

Обращение в правоохранительные органы предполагает, как минимум, знание туристом или работниками турфирмы правовых основ работы данных структур, умение составлять исходные юридические документы (жалобы, исковые заявления и т.д.). Однако далеко не все туристы и представители турфирм способны справиться с такой задачей самостоятельно. В этом случае на помощь может придти квалифицированный специалист - адвокат, который в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» призван оказывать квалифицированную юридическую помощь как физическим, так и юридически лицам.

Адвокатура в Российской Федерации является негосударственной структурой. Вместе с тем государственные требования, предъявляемые к адвокатам и кандидатам на получение статуса адвоката, должны гарантировать надежность и качество оказываемой помощи.

Услуги туристам и турфирмам могут оказывать адвокатские организации различной организационно-правовой формы; адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация. Все они равноправны и входят в состав Адвокатской палаты субъекта РФ, которая осуществляет организационные и контрольные функции по отношению к ним. Это означает, что претензии к деятельности адвоката турист (турфирма) может направить в соответствующую палату. Возглавляет всю систему адвокатуры в России Федеральная палата адвокатов, в чьи задачи входит осуществление общей координации деятельности адвокатуры. -

_________________________

"См подробнее: Русинов М.А. О Третейском суде для разрешения споров в сфере туризма// Туристские фирмы. - 2003. - Вып. 30 - С 85-88

Адвокаты могут оказывать юридическую помощь в пределах одного субъекта РФ, в реестр адвокатов которого они внесены. Однако если в рамках оказываемой помощи необходимо осуществить ряд действий за пределами субъекта, то адвокат правомочен на подобные действия. Адвокаты не только могут разъяснить требования действующего законодательства, составить необходимые юридические документы, но и выполнять представительские функции в различных государственных и негосударственных структурах, в том числе в суде. Помощь адвоката существенно облегчит задачу защиты прав и законных интересов туриста и турфирмы.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику договора о туристском обслуживании и определите его правовую природу.

2. Кто может выступать сторонами договора о туристском обслуживании и каковы требования к дееспособности сторон?

3. Назовите существенные условия договора о туристском обслуживании.

4. Определите понятие оферты и акцепта в договорах о туристском обслуживании. Раскройте специфику публичной оферты туристских услуг.

5. Какова ответственность сторон по договору на оказание туристских услуг?

6. Назовите информационные обязанности туристской фирмы, вытекающие из законодательства о туризме и защите прав потребителя.

7. Дайте общую характеристику договора туроператора с турагентом.

8. Какую ответственность туристской фирмы перед туристом предусматривает действующее законодательство РФ?

9. Какая юридическая ответственность предусмотрена в РФ за правонарушения в предпринимательской деятельности туристской организации?

10. Назовите предусмотренные законодательством способы защиты прав потребителей в сфере туризма.

Глава V. Правовые основы международного туризма

§1. Международно-правовое регулирование туристской деятельности: классификация нормативных правовых актов

Совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области туризма и международных путешествий в целях удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей человека, составляет институт международного туристского права.1

Нормы, входящие в данный институт, обеспечивают более эффективное сотрудничество государств в сфере туризма и укрепляют взаимную заинтересованность в их развитии участников туристского обмена, В связи с этим многие нормы международного права в сфере туризма приняты на специально созываемых международных конференциях п совещаниях по туризму. Наиболее значимые из них были следующие:

У 1954г. В Нью-Йорке состоялась конференция ООН, принявшая конвенцию о таможенных льготах для туристов (в 1959г. к данной конвенции присоединилась и Россия);

> 1963г. Конференция ООН в Риме приняла «Общую резолюцию по развитию туризма». Данная резолюция способствовала упрощению установленных правительствами формальностей в отношении международного туризма;

> 1967г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации некоторых правил по перевозке морем пассажиров и багажа;

> 1969г. В Софии прошла Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании межправительственной организации по туризму (впоследствии ВТО);

> 1980г. На Филлипинах прошла Всемирная конференция по туризму. Результатом работы стала «Манильская декларация по мировому туризму»;

> 1982г. В Мексике состоялось Всемирное совещание по туризму при ВТО, в ходе которого был утвержден «Документ Акапулько»-, закрепивший концепцию дальнейшего сотрудничества в области международного туризма и наметивший основные направления межгосударственного сотрудничества в данной сфере;

> 1985г. На VI сессии Генеральной Ассамблеи ВТО в Софии одобрена «Хартия туризма», составной частью которой стал «Кодекс туриста». Этот документ закрепил основные задачи, стоящие перед государствами в сфере туризма, а также основные права и обязанности туристов, соблюдение которых должно способствовать взаимопониманию между народами;

> 1989г. На международной конференции по туризму, которая проводилась ВТО и Межпарламентским союзом в Гааге была принята «Гаагская декларация по _____________________________

' Борисов К.Г. Международный туризм и право — М., 1999. — С. 11.

туризму», в которой заявлено место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов;

> 1995г. В Швеции прошла 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях, итогом которой стала выработка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения проблем данной сферы (в частности, информационный обмен между государствами);

> 1995г. Под эгидой ВТО в Кадисе (Испания) состоялся международный форум, с целью привлечения внимания парламентов, правительств и местных органов власти к основным проблемам туризма;

> 2000г. В Мадриде в рамках международной туристской выставки ВТО прошел международный семинар по проблеме подготовки кадров в сфере туризма. Семинар дал всесторонний анализ проблем подготовки профессиональных кадров для турдеятельности и принял ряд рекомендаций в области развития кадровых ресурсов.

В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормотворческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма, регулирования международного рынка туруслуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны - убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только наиболее эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений.

Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую.2

Рассмотрим, к примеру, основные положения некоторых наиболее значимых вышеперечисленных нормативных документов.

1. Манильская декларация по мировому туризму (1980г.) оценила «туризм как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов в силу непосредственного полдействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений». В Декларации подчеркивалось, что туризм выступает в качестве положительного и постоянного фактора, содействующего взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между всеми народами мира».

Декларация уточнила роль туризма в национальной экономической деятельности и в международном обмене, его влияние на выравнивание баланса внешней торговли. В документе сделан общий вывод, что туризм является существенным фактором мирового экономического развития.

Наряду с этим здесь отмечалась особая социальная роль туризма и был сделан вывод, что «при практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера». К духовным ценностям, выполняющим важную нормативно-регулятивную роль, были отнесены:

- полное и гармоничное развитие человеческой личности;

- постоянно возрастающий воспитательный вклад;

- равные права народов в определении своей судьбы;

- освобождение человека, понимаемое как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

- признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.

2. Документ Акапулько (1982г.) определил первоочередные задачи по дальнейшему воплощению в жизнь рекомендаций ВТО относительно развития сферы туризма, для чего необходима мобилизация всех сил и средств государств с целью координации действий по достижению:

- всеобщего признания права на отдых и на проведение свободного времени для всех слоев населения и особенно на оплачиваемые отпуска для наемных рабочих;

- упрощения (там, где это возможно) формальностей, связанных с путешествиями, в плане въезда и выезда за пределы территории, а следовательно, таможенных формальностей, валютных норм и медицинских правил;

- улучшения условий перевозок (воздушных, железнодорожных, морских, автодорожных) путем разработки льготных тарифов или любой другой формы для привлечения к поездкам категорий отдыхающих со средним и незначительным доходом, молодежи, людей преклонного возраста, людей с физическими недостатками и т.п.;

- оборудования и расширения инфраструктуры приема, делая ее более простой и оперативной для категорий населения с незначительным доходом, соблюдая при строительстве, выборе строительных материалов, в оформлении и предоставлении услуг концепции, отвечающие традициям страны;

- охраны окружающей среды, экологической структуры природного, исторического и культурного достояния страны;

- оптимального использования существующих или потенциальных туристских ресурсов страны, включающих природное, культурное, художественное, историческое и духовное достояние, реализуя принцип подлинности, оберегая их от искажения и фальсификации;

- включения туризма в программы обучения, предназначенные для всех категорий молодежи, подчеркивая особым образом новые принципы и концепции туризма;

- принятия финансовых и технических мер, направленных на увеличение покупательной способности граждан;

- выпуска объективного и в достаточном количестве информационного материала для передачи его в распоряжение средств связи, туроператоров и потребителей.

В документе были указаны еще и другие цели,

Для их реализации рекомендовалось:

- расширять сотрудничество в области туризма как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая для этой цели и возможности ВТО;

- содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и между народном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, установления или улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение года, а также уделять особое внимание молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками;

- защищать в интересах настоящего и будущего поколений туристскую среду, которая, включая в себя человека, природу, общественные отношения и куль- туру, является достоянием всего человечества.

3. Хартия туризма (1985г.) подчеркнула право каждого человека на отдых и досуг и указала в связи с этим обязанности государств, которые должны:

- разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма;

- заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется.

Документ сформулировал рекомендации по проведению комплекса мер, направленных на решение указанных задач.

4. Кодекс туриста (1985г.) определил общие права и обязанности иностранного туриста в стране посещения. Например, право на объективную, достоверную и исчерпывающую информацию об условиях и возможностях поездки и пребывания, право на личную безопасность и безопасность имущества, право на соответствующую общественную гигиену ит.д. В числе обязанностей, в частности, указано требование своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между людьми, обязанность уважать установленный политический, социальный, моральный и религиозный порядок и т.п.

5. Гаагская декларация по туризму (1989г.) уточнила место туризма в социально-экономической жизни государств и сформулировала 10 принципов, которыми должны руководствоваться государства при сотрудничестве в сфере туризма. К таким принципам относятся:

- упрощение туристских формальностей;

- обеспечение безопасности туристов;

- создание надежной инфраструктуры для приема туристов;

- комплексное планирование туристского развития на основе концепции «поддерживаемого развития»;

- другие принципы.

Указанные нами выше, а также иные документы, составляя в своей совокупности институт международного туристского права, являются важной гарантией поступательного и направленного развития международного сотрудничества в сфере туризма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.