КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и сущность педагогической системы
Педагогическая система и ее основные элементы ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Библиографический список Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. труды. — М., 1990. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/Д, 1998. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - ML, 1998. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. — М, 2001. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. В.А. Сластенина. — М., 2002. Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М., 2001.
Глава 3 Изучение педагогической действительности и ее совершенствование предполагают системный подход к ее изучению. Под педагогической понимается система, непосредственно реализующая педагогические функции. Она представляет собой единство взаимосвязанных и взаимодействующих педагогических явлений (элементов), целостно направленных на достижение определенного педагогического результата. Есть и более развернутые варианты определения, когда педагогическая система трактуется как определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности, или как «совокупность взаимосвязанных, согласованных, как единое целое функционирующих педагогических и иных по своей природе (психологических, управленческих, организационных, материальных и др.) явлений (подсистем, элементов), сказывающихся на достижениях требуемого педагогического результата и целенаправленно используемых для этого». Система имеет: • границы, выделяющие ее среди других систем; • компонентный состав (внутренние, отличимые одна от другой, составные элементы); • организацию (целесообразное упорядочение элементов); • динамику (совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, обеспечивающих их слаженное функционирование, интегрирование в целостность и порождающих их системные свойства); • содержание (внутренняя качественная определенность — сущность, закономерности, основные системные свойства и качества); • внешние и внутренние функции системы. Схематично педагогическая система представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Структура педагогической системы Педагогические системы делят на малые, средние, большие и супербольшие. Малые — отдельные системы воспитания, обучения; средние — системы деятельности организаций, учреждений, учебных заведений в целом, взаимодействующие с малыми системами; большие — это системы района, города, области, края; к супербольшим системам относятся системы педагогической деятельности регионов, республик. Каждая система преследует свою цель, имеет свой набор компонентов. Педагогическая система всегда является частью более крупной социальной системы, ее элементом — подсистемой, а поэтому воспринимает и отражает в себе характерные социальные, исторические и иные специфические особенности этой системы и общества, в котором она реализуется. Весь исторический путь, пройденный педагогической теорией и практикой, был, по сути, процессом становления, формирования, расцвета и смены устаревших систем новыми, отличающимися функциями, структурой и входившими в их состав определенными элементами и содержанием. Элементами современных педагогических систем являются: • цели и ценности, функции педагогической системы и решаемые в ее рамках отдельные (частные) педагогические задачи; • реализуемое в системе содержание педагогических событий (процессов, явлений, деятельности); • субъекты и объекты педагогических процессов: организаторы, руководители, непосредственно педагоги и др. (как осуществляющие педагогическую деятельность, так и частично реализующие функции субъектов педагогического процесса); обучающиеся (воспитуемые), находящиеся в объектно-субъектной позиции в педагогических событиях как по отношению к себе, так и по отношению к руководителю, педагогу; • дидактические (обучающие), воспитательные, развивающие и образовательные процессы, действия, акты и т.п., как способы решения задач, стоящих перед педагогической системой, с раскрытием характера отношений (воздействия, взаимодействия участников и т.п.); • средства реализации педагогического взаимодействия (в том числе — технические); • организационные формы педагогической деятельности; • методы осуществления педагогической деятельности в совокупности с другими компонентами, составляющие педагогические технологии, т.е. комплексное целенаправленное использование в рамках решения конкретных педагогических задач определенных организационных форм и методов; при требуемом уровне профессионально-педагогической компетентности и квалификации руководителей, педагогов; • контроль; • реальные результаты и их оценка. На состоянии и эффективности функционирования педагогической системы, направленности и характере ее изменений существенно сказывается целый ряд факторов, непосредственно не входящих в качестве элементов в систему, но функционально связанных с ней и зачастую значительно отражающихся на ее состоянии и тенденции развития. Чаще всего к таким факторам относятся: • социальный заказ общества на функционирование системы, отражающий актуальные, осознанные нормы деятельности, предъявленные педагогической системе социальные требования; • совокупность актуальных макрофакторов социального развития; • осуществляемые в данном обществе преобразования (их направленность, характер, ценностные ориентации, последствия, сказывающиеся на участниках педагогической системы); • состояние и тенденции развития педагогической науки; • социально-правовая оформленность и реальный статус элементов педагогической системы; • преобладающие социально-психологические, профессиональные, историко-этнические, духовно-нравственные, менталитетные установки и особенности участников педагогической системы и т.п. В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к повышению технологичности функционирования педагогической системы. Возрастает роль творческого начала в действиях участников этой системы в связи с отходом от относительно схематичного, линейного понимания характера педагогического процесса. В то же время усиливается зависимость динамики системы от характера и направленности воздействия на нее внешних детерминирующих факторов, что, несомненно, требует их учета при прогнозировании развития педагогической системы. Специфика системного подхода в педагогике позволила преодолеть примитивизм, механистичность, прямолинейность представлений о причинах, способах, условиях и путях решения педагогических проблем образования, воспитания, обучения и развития людей.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |