Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние семьи на процесс формирования




Семья и семейная педагогика

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Библиографический список

Быков А.К. Педагогическая технология преподавания учебных дис­циплин в военно-учебных заведениях. — М., 2000.

Бажова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педаго­гические технологии. — М., 2000.

Бедерханова В. П. Личностно-профессиональная позиция педагога. — Краснодар, 2001.

Березовик Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М., 1999.

Булатова О.С. Педагогический артистизм. — М., 2001.

Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М., 1995.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. — М., 1989.

Культура русской речи / Под ред. проф. М.К. Грудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М., 1998.

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов н/Д, 1986.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.

Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — 2-е изд. — М., 1972.

Новые педагогические и информационные технологии в системе обра­зования: Учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Мои­сеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. — М., 1989.

Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, СП. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. - М., 1997. — Раздел IV.

Протченков А.С. Тренинг личностного роста. — М., 1993.

Реан АЛ, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999. — Раздел «Педагогическое общение».

Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988.

Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М., 2001.

Трубочкин В.П. Культура и техника речи преподавателя. — М., 1995.

Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. — М., 1987.

 

 

Глава 5

Семья — основная социальная ячейка общества, играющая огромную роль в жизни и становлении личности личности. Это первый коллектив, который дает растущему человеку представления о том, как нужно жить и вести себя, о жизненных целях и ценностях. В семье юный гражданин получает первые практические навыки об­щения с родителями и другими людьми, усваивает нормы, которые в дальнейшем будут регулировать его поведение в различных жизнен­ных ситуациях. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицае­мого, справедливого и несправедливого[53].

Многие народы в процессе своего исторического развития создали высокую педагогическую и правовую культуру. В прошлом, когда не существовало специальной системы образования, основной правовоспитательной силой была семья, родители, близкие. В мате­ринской любви ребенок находил образец всякой любви вообще, в отношениях с отцом получал первый опыт послушания. В процессе общения с близкими он усваивал правила, знакомился с обычаями, установленными в этносоциуме. Традиции народной педагогики скла­дывались веками.

Формирование личности ребенка происходит как под влиянием стихийных, непродуманных соцально-педагогических условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, при­мера родителей, материальных условий и т.д.), так и под воздейст­вием целенаправленных педагогических усилий взрослых.

Влияние семьи на процесс воспитания личности ребенка осуще­ствляется прежде всего через родителей, их образ жизни и деятель­ности, нравственные устои, морально-психологический климат в доме: семейные устремления, взаимоотношения между членами семьи, доминирующие настроения, семейные традиции. Успех сознатель­ной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осу­ществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние оказывает их духовная культура, опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принад­лежит педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной форме воспитания.

Семья вносит известный вклад в становление психологических особенностей пола ребенка, которые включают определенный на­бор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоцио­нальных реакций и т.д.[54]

Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнооб­разные воспитательные задачи. Взаимодополнение связано прежде всего со спецификой выполнения мужской и женской ролей в семье. От мужчины обычно ждут энергичности, силы, смелости, ответст­венности за принятие решений и т.д. От женщины-матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты и других нравственных качеств человека[55]. Однако родители — и отец, и мать — совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных си­туациях, соблюдать моральные нормы.

Семья — основной источник практического научения и опыта семейной жизни, воспитания человека как семьянина. В ней, как показывает опыт, у ребенка рождаются нравственно-эмоциональ­ные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, — суп­ружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. На примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца — мужественности.

В современных исследованиях отмечается, что гармоничное разви­тие личности ребенка связано не только с присутствием и активной ' деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованно­стью их воспитательных воздействий[56]. Наилучшая педагогическая позиция, как показывает опыт, к которой нужно стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, развитие у него реалистического чувства своей значи­мости. При этом, пожалуй, особенно необходимо уважение к его индивидуальности. Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение. В этом случае ребенок будет знать, чего от него ждут, понимать, что эти ожидания он спо­собен оправдать.

Для эффективного семейного воспитания необходимо и установ­ление определенных приоритетов в распределении семейных обязан­ностей. Именно фактор приобщенности каждого к семейным делам помогает формировать у детей такие качества, как ответственность за порученное дело, трудолюбие, готовность прийти на помощь ближ­нему, что в последующем будет очень важным в процессе социали­зации личности.

Влияние семьи на развитие растущего человека на разных эта­пах не остается одинаковым[57]. Наиболее значимо оно в первые годы его жизни. Однако это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в образовательное учрежде­ние. Пребывание в нем не исключает ежедневного общения роди­телей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья — это единственная педагогическая система, воздействие ко­торой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи, а в том, что: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими соци­альными системами и институтами[58]. Причем чем сильнее взаимо­связь и преемственность между семейным воспитанием и воспи­танием общественным, тем значительнее его результат.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.