КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальные проблемы семейной педагогики
Как практика семейная педагогика существует очень давно и появилась одновременно с формированием в обществе такой ячейки, как семья. Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, встречаются уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтителен к старшим и др. Рекомендации по вопросам семейной педагогики содержались и в народных мудростях и в рукописях, появлявшихся на различных этапах развития человечества. Смысл их был связан с необходимостью и важностью системы воспитания, как обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие молодого поколения. Отмечалось, что только семейное воспитание может сделать ребенка счастливым. Как отрасль педагогической науки семейная педагогика имеет гораздо меньшую историю и продолжает развиваться по сей день. Она изучает педагогические аспекты и закономерности влияния семьи на ребенка, особенности подготовки его к самостоятельной жизни, научные основы и направления развития в разные исторические периоды. Концепция семейной педагогики в истории ее развития[59] включала общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным и т.д. В современных условиях основными проблемами, затрудняющими семейное воспитание, считаются[60]: • экономические и социальные трудности: невысокая заработная плата и ее несвоевременная выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это не только снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, не создает благоприятных условий для общения в семье, но и отрывает ее взрослых членов (отца, мать) от проведения воспитательной работы в свободное время, так как они зачастую вынуждены искать дополнительную работу; • резкое расслоение общества по материальному благосостоянию, появление очень богатых и крайне бедных семей. Это привело к тому, что многие добродетели, на основе которых строилось воспитание в семье (честность, порядочность, доброта и т.п.), попросту не воспринимаются подрастающим поколением, так как ориентиры на безбедную жизнь повседневно пропагандируются средствами массовой информации, и при личном общении детей в детском саду и школе закономерно возникает вопрос, а почему в семье, где все с утра до вечера работают, не нарушают законов, но живут бедно, а в соседней семье — наоборот; • забвение традиций народной педагогики, по неписаным законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Содержательные компоненты народной педагогики — традиции, обычаи, верования и т.п. — выражаются в стереотипных действиях и поведении, в деталях быта, ритуалах, социальном поведении, отношении к различным социальным группам и другим народам и т.п. Они наделены определенным социально-педагогическим потенциалом, который проявляет себя через функцию социальной памяти, осознание и идентификацию личностью себя со своим народом, предками, историческим прошлым; регулятивную функцию — ориентирование человека на совершенно конкретные правовые ценности, правила, предпочтительные способы и формы поведения; императивную функцию — ставящую человека в условия безоговорочного принятия культивируемой нормы, правила, способа мышления или действия; • усилившаяся урбанизация общества. Раньше в небольшом городе, деревне, городском дворе все знали, чей это сын или чья это дочь. Родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно было вести себя недостойно. Иная ситуация сложилась ныне в крупном городе, когда порой даже соседи, живущие на одной лестничной площадке, плохо знают друг друга; • увеличивающиеся возможности раннего отделения взрослеющих детей от своих родителей, от старшего поколения. Имея положительные стороны, такая практика лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в жизни и в вопросах воспитания собственных детей. Возможности положительного влияния старшего поколения на детей и внуков снижаются, накопленные за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт передаются им недостаточно или вообще остаются невостребованными; • тенденция к увеличению числа семей, где только один, в лучшем случае — два ребенка. В таких семьях дети не получают достаточных практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, которые бывают нужны потом, при воспитании собственных детей; • усилившееся влияние на детскую психику кино и видеофильмов, преимущественно зарубежных, демонстрирующих чуждые нам мораль и обычаи, воспевающие власть силы, богатства и денег. На задний план отходят поддержка слабого, чувство сострадания, дружбы, привязанности и любви, растет число совершаемых в стране правонарушений; • изменения в морально-психологическом климате семьи. Зачастую наблюдается стремление того или иного члена семьи проявить свой характер и повысить социально-психологический статус. Нередко один из членов семьи позволяет себе кричать, проявлять злость и агрессию, причина которых кроется на работе, а также в городской и транспортной суете. При этом родственники вынуждены терпеть такое поведение, иначе конфликт усугубляется. В современных условиях семейная педагогика должна стать более гибкой и практичной, учитывать происходящие в обществе изменения, выступать просветителем молодых родителей по вопросам содержания и организации воспитания детей в семье, в вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в комплексе педагогических систем, функционирующих в обществе, значительную роль играет семья. Ее педагогические функции осуществляются благодаря влиянию родителей, их дел и поступков, созданию в ней своеобразных воспитательных условий, обеспечивающих личную примерность членов семьи в выполнении моральных норм и законов, проведению воспитательной и праворазъяснительной работы, формированию положительного отношения к общественным требованиям и правовым нормам. Существенную роль в повышении эффективности выполнения педагогических функций и проблем семьи призвана сыграть специальная отрасль педагогики — семейная педагогика, использование ее достижений в каждой семье.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |