Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути установления педагогического сотрудничества




Педагогическое взаимодействие

Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся

Педагогический процесс продуктивен, когда в нем активны и педагог, и обучающиеся, когда у них есть обоюдное
желание достигнуть определенного педагогического результата и они прилагают совместные усилия к этому. В Древ­нем Риме говорили, что голова обучаемого не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Анализ опыта талантливых педагогов свидетельствует о том, что при всем многообразии форм и методов их работы есть и общее: вместо зрительного и слухового контакта между обучающим и обучающи­мися существует нечто большее — межличностные отношения и действия, которые отличаются:

• стремлением и педагога, и учеников к единой цели;

• взаимным пониманием преподавателя и других участников
занятия, осознанием общности интересов и необходимости взаимной поддержки и согласованных действий;

• положительным, доброжелательным, доверительным отношением друг к другу, получением удовлетворения и даже удовольствия
от общения друг с другом и совместной работы;

• общей добросовестностью, усердием, самоотдачей в совместной работе;

• «культом учебы» — эмоциональным подъемом, хорошим рабочим настроем на усвоение учебного материала и обогащение новыми знаниями, более совершенными действиями, навыками и умениями, на развитие у себя интеллекта и других качеств;

• взаимопомощью и поддержкой в преодолении трудностей овладения богатством знаний и в повышении профессионализма, достижений объективности во взаимных оценках, справедливости,
культуры взаимоотношений и общения.

Взаимоотношения и взаимодействия педагога и обучающихся, отличающееся такими признаками, получили название педагогики сотрудничества. Занятие (или любая другая форма педагогической работы) превращается при этом из педагогически обедненного и скучного мероприятия по передаче учебной информации в дружную совместную работу по высокоэффективному достижению педагоги­ческих целей. Это отвечает и мировой тенденции — сделать обуче­ние, воспитание, образование и развитие молодого поколения шко­лой интереса, личного стремления к обогащению себя достижения­ми человеческой цивилизации.

Умение педагога (родителя, воспитателя, руко­водителя и др.) построить любое педагогиче­ское мероприятие так, чтобы на нем царил дух сотрудничества, — одно из высших проявле­ний его педагогического мастерства и культуры. Оно связано со многими техническими особенностями построения им своей педа­гогической работы, которые более уместно называть частными дей­ствиями, чем приемами.

Первое — занятие субъектом педагогических действий педа­гогической позиции в виде внутреннего принятия задачи построения педагогических взаимоотношений с обучающимися (детьми, работни­ками и др.) и стремления придать им характер педагогического со­трудничества. Понимание необходимости этого — один из приме­чательных показателей педагогической зрелости педагога. Не только самостоятельные действия педагога и обучающихся приносят педа­гогический результат, но и характер взаимоотношений и взаимодей­ствия между ними. Они существуют всегда, даже когда не замеча­ются или «не признаются» педагогом, влияя на плодотворность его работы. Причины непринятия их во внимание или недооценки: не­достаточная психолого-педагогическая компетентность лица, призван­ного приносить максимально возможные педагогические результаты; формальное отношение к педагогическому долгу; соображение, что проще и легче прийти на занятие, прочитать по бумажке что надо, а дальше — дело обучающихся; убеждение, что эффективнее работать с людьми силовыми методами; безразличие к обучающимся, отсут­ствие желания хорошо помогать им в самосовершенствовании; за­блуждение, что это все «игра в демократию», «показуха, нужная на­чальству, а не для дела» и др.

Совершенствование взаимодействия по психолого-педагогичес­ким критериям — средство в руках компетентного педагога для дос­тижения более высоких результатов. Оно:

• часто порождает и всегда усиливает мотивацию обучающихся к
добросовестному учению и работе над собой;

• дает существенную прибавку в усвоении обучающимися учебного материала;

• широко воздействует на личность обучающихся, дает импульсы
к ее позитивному развитию.

Построение педагогически эффективных взаимоотношений, до­ведение их до уровня педагогического сотрудничества — наиболее цивилизованный, подлинно профессиональный, современный способ построения взаимоотношений, приводящий к тесному взаимо­действию, отвечающий опыту и тенденциям развития мировой пе дагогики, интеграция в которую провозглашена одним из принци­пов современного российского образования.

Второе — занятие доброжелательной педагогической позиции в отношении к обучающимся и в общении с ними. Это позиция старшего товарища, искренне и открыто желающего помочь им в самосовер­шенствовании, подготовке к жизни и трудовой деятельности. Ей присущи: равноправные отношения; понимание положения другого человека, его проблем и трудностей; естественность, доступность, го­товность всегда и во всем помогать; откровенность, тактичная пря­мота, справедливость, не оскорбляющая чувство собственного досто­инства обучающихся; «отеческая» строгость, поддержка испытываю­щих трудности, внушение веры в успех. Антипедагогическая пози­ция — позиция начальника, основывающаяся на механическом пе­реносе отношений приказа и подчинения, характерных для некото­рых практических организаций. Взаимоотношения целесообразно строить с выражением симпатии к обучающимся, без предубеждений и «навешивания ярлыков», с выражением интереса и удовольствия от работы с ними, поиском взаимного согласия при противоречиях (а не «затыканием рта»), авансированием доверия.

Педагог должен чувствовать себя уверенным. Не испытывать страха перед занятиями с новыми группами, но и не быть заносчивым. Психологическими барьерами к достижению тесного взаимопонима­ния и сотрудничества бывают ошибочные и огульные отношения пре­подавателя к обучающимся («все бездельники» и т.д.), несдерживае­мые огорчения и обиды («я к ним со всей душой, а они...»), тен­денциозность, несправедливость в оценках, неавторитетность педа­гога, его грубость и бестактность, высокомерие, безразличие и т.д.

Третье — стремление педагога к завоеванию авторитета у обучающихся. В идеале хорошо, если обучающиеся любят педагога. Авторитет педагога — психолого-педагогическое явление, выражаю­щееся в добровольном признании обучающимися его достоинств — человеческих, профессиональных, индивидуальных — поэтому они признают ценность того, чему он учит, и необходимость следовать его советам. Авторитет дает и силу неформальной власти над людь­ми. К педагогу, обладающему авторитетом, обучающиеся тянутся, с ним хотят чаще встречаться, вместе и в согласии работать, быть в работе с ним лучше, а вне контактов с ним вести себя так, чтобы не подводить и не огорчать. Авторитетному педагогу не надо заставлять их слушать, они сами ловят каждое его слово, опасаясь что-нибудь пропустить. Их физическая и психологическая близость учащает и усиливает его влияние на них. Напротив, педагог, которого сторо­нятся, от которого бегают, встреч с которым избегают, лишается всякого действенного влияния на обучающихся, особенно на их воспитание. Административная власть и авторитет сопоставимы, но принципиально отличны. Первой подчиняются по принуждению и с неприязнью, авторитету добровольно и с удовольствием, а поэтому власть авторитета обладает удвоенной силой.

У нас профессия педагога авторитетна, но каждому надо завое­вывать свой авторитет — не должности, а личности, завоевывать делами в совместной работе с обучающимися. К каждому занятию (мероприятию) необходимо готовиться тщательно и добросовестно, проявлять увлеченность, интерес и самоотдачу, глубокое знание изучаемого материала, методическое мастерство, уважение и внима­ние к обучающимся, самоконтроль, не обнаруживать своих слабостей (если они есть), не совершать ошибок, подрывающих авторитет. По­лезно раскрываться как личность во всем богатстве своих интере­сов, индивидуальных убеждений, прошлого опыта жизни, отноше­ния к сегодняшним событиям и пр. Каждый педагог, достигающий сотрудничества с группами, с которыми он работает, отличается ду­ховным богатством, выраженной и хорошо замечаемой и уважаемой аудиторией самоотдачей, страстностью, а все посредственные вос­принимаются безликими, похожими друг на друга холодной бес­страстностью, равнодушием к обучающимся, формальностью про­ведения занятий.

Барьерами к достижению слаженной работы выступают: мания превосходства, высокомерие, выраженное самомнение, нескромность, недоброжелательность и несправедливость по отношению к обучаю­щимся, равнодушие к их интересам, бестактность, прохладное отно­шение к проведению занятий, административно-командные замашки и т.п.

Четвертое — налаживание благожелательно-деловых отно­шений.

Пятое— ориентация содержания и организации занятий на интересы обучающихся. Важно постоянно напоминать себе, что об­разовательные учреждения существуют для тех, кто в них учится, и они создаются ради того, чтобы готовить молодых образованных специалистов, способных развивать жизнь, общество, производство.

Поэтому все, что делается, должно делаться ради них, ради того, чтобы реально способствовать их личностному и профессиональному росту. Все, что не работает на это, должно быть отброшено, исключено из педагогической системы и процесса. Нельзя поэтому оправдать педагогов, особенно работающих в системе профессиональ­ного образования, которые включают в содержание занятия только то, что знают сами, что предпочитают лично, что только придумали.или исследовали. Делается это часто из-за того, что так проще готовиться и излагать материал обучающимся, а не потому что именно это им нужно. Значимость учебного материала вызывает и интерес обучающихся. Поэтому постоянно надо умышленно и убедительно раскрывать значимость темы, изучаемого вопроса, того или иного вывода, рекомендации.

Шестое — избирать формы, методы, технологии, активизи­рующие коллективные формы работы. Стимулируют повышение ак­тивности обучающихся и развитие сотрудничества семинары, обсуж­дения, дискуссии, диспуты, совместный поиск решения жизненных и профессиональных проблем, игры, диалоги, «мозговые штурмы» и др. Педагогу следует сдерживать свою разговорчивость, не превра­щать общение с обучающимися в «дорогу с односторонним движе­нием», не увлекаться нудной и продолжительной назидательностью, проявлять умение слушать, доброжелательно относиться и даже сти­мулировать высказывание обучающимися собственных мнений. Для стимулирования активного взаимодействия, в ходе которого возни­кает соперничество и сотрудничество, используются и организаци­онные решения: разбивка обучающихся учебной группы на состя­зающиеся в знаниях и решениях рабочие подгруппы и группу «экс­пертов», выступающую арбитром.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.