КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техника использования речевых средств
Педагогическая речь Педагогическая техника начинается с элементарного — владения словом, речью. Они насыщают жизнь каждого человека. Есть профессии, где слову принадлежит решающая роль, — учитель, преподаватель, журналист, юрист, воспитатель и др. Надо знать цену слову — оно может окрылить человека и принести ему невыразимую боль. Не случайны народные поговорки: «кто говорит — тот сеет», «бритва скребет, а слово режет», «добрые слова лучше сладкого пирога». Возможности человека пользоваться словом связаны с богатством словарного состава, с точным словоупотреблением — использованием слов в соответствии с их значением. Это позволяет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо почаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в записную книжку, запоминать их. Возможности речи связаны с богатством и культурой словесного оформления мыслей, словесными оборотами, использованием образов исторических и литературных героев, исторических событий, отрывков из стихотворений, народных пословиц и поговорок, высказываний мудрых людей, поучительных историй и т.п. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. Скучно, трудно, нудно слушать речь, состоящую их бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало значащих выражений, а тем более засоренную вульгарными, почерпнутыми из подросткового или криминального жаргона, иностранными словечками. Культурность и образованность человека проявляются в любви к своему национальному языку, стремлению беречь его чистоту, как завещали нам наши великие предки, много сделавшие для его расцвета и совершенства.
Обязательное условие высокой культуры и техники речи — правильное произношение и ударения, отсутствие слов-паразитов («так сказать», «надо сказать», «как говорится», «значит», «понимаешь», «ну» и пр.) и бессмысленных звуков («м-м-м-м...», «э-э-э-э...» и т.п.). Педагогу надо уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это мышление вслух. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто также и мыслит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, мало-понятность речи — лакмусовая бумажка путаницы и нечеткости мыслей и коренной дефект слабости речи как основы педагогической техники. Другое техническое умение — умение пользоваться выразительными возможностями речи: • эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, утрачивают много в своем воздействии, силе. В интонации речи должны воплощаться отношение говорящего к произносимому, звуковая артистичность. По некоторым исследовательским данным, понимание речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры; • лексической выразительностью — использование точных, ярких, омонимов, терминов; • фонетической выразительностью — хорошим произношением, • грамматической выразительностью; • звуковой выразительностью — сопровождение высказываний А.С. Макаренко писал: Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса[49].
Педагогически совершенная речь отличается ясностью вложенной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др. Тембр голоса — обязательный атрибут речи каждого, ее музыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр голоса характеризует человека: у злого — злой голос, у грубого — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возможности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с использованием магнитофона). Речь, слово воспринимаются другими в «обрамлении» сопровождающего их комплекса неречевых средств: мимики, жестов, позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше красноречия, искренности, доброты, уверенности или сомнения, сочувствия или равнодушия, лживости, недоброжелательности, чем в словах. Поэтому говорить надо не только ушам, но и глазам людей. А.С. Макаренко еще в 30-е годы прошлого века писал: Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы не представляю себе работы воспитателя[50]. Полезно взять за правило следить за своей мимикой, продумывать, какой она должна быть, какая она есть, почему, когда и как ее менять. Многие вообще не знают, какое у них выражение лица. Стоит временами бросать взгляд в зеркало и мгновенно оценивать, каково оно обычно. Управляя мимикой при разговоре, придавать нужное выражение глазам (искреннее, сомневающееся, с прищуром, хитринкой, насмешливое, смеющееся и др.), положению головы (прямо, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья, наклон вбок), носогубным мышцам.
Разумно использовать возможности жестов при разговоре, но не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками, стереотипных жестов (одного-двух, например «рубки воздуха», «указующего перста») и вульгарных. Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка, вид человека, находящегося в определенном психическом состоянии, позволяют создавать о нем впечатление, повышать воздействие произносимого на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствуют о значимости для говорящего произносимых слов, о вере в то, что он говорит, интересе, его психическом состоянии, отношении к собеседнику и к нему, демонстрируют ряд имеющихся качеств (интеллигентность, ум, образованность, воспитанность, культурность, самомнение, глупость, решимость, волнение, неуверенность, испытываемый страх и др.). Даже походка может немало сказать о человеке. Взгляните на идущего впереди человека и попытайтесь что-то сказать о нем. Даже не будучи натренированным в такой диагностике, можно многое сказать о человеке, что будет соответствовать действительности. Не должно быть несоответствия между содержанием речи, средствами словесной выразительности и использованием неречевых средств. В противном случае одни и те же слова могут приобрести противоположный смысл. Можно, например, произносить уважительные слова и ненавидеть глазами. Лишь в отдельных случаях и профессиях бывают обстоятельства, когда все призвано маскировать действительный смысл высказываний, отношения и намерения говорящего. Психологическая техника заключается в продуманном и умелом использовании всех неречевых средств при контактах и общении с людьми. Они во многом сказываются на-формировании имиджа говорящего (его образа) в глазах других, впечатления о нем.
Риторика [51] В широком смысле под риторикой понимается искусство выражения мнении, мыслей, ораторское искусство. Она включает стилистику, логику, технику отбора материала и слов для высказываний. К основным техническим правилам педагогической риторики относятся:
• использование слов в их точном значении, понятных обучающимся; • научно точное выражение мыслей в предложениях; • возможно яркое, запоминающееся, производящее интеллекту • выстраивание фраз в речи, обеспечивающее ее образность и • изложение только того материала (содержания), который необходим для понимания, для достижения цели данной речи; исключение всего лишнего, что уводит в сторону, отвлекает от уяснения • построение всей речи и каждой ее части с мысленным видением конечной цели-результата и подчинением всего ей; • строгое структурирование речи как при разработке ее плана в • озвучивание структурных элементов (плана) логики раскрытия содержания при произнесении речи. Обучающиеся должны • установка на решение сверхзадач речи — не только достижение непосредственной цели, но и внесение вклада в решение воспитательных, обучающих, образовательных и развивающих задач; • построение каждой фразы, части речи с учетом сказанного до • поиск путей и средств интересного построения речи путем • использование средств выразительности, привлекающих и удерживающих внимание слушающих; • использование средств выразительности, активизирующих эмоциональное отношение слушающих к речи выступающего, сопереживание вместе с ним того, о чем идет речь, побуждающих к определенным действиям после прослушивания речи. Продуманное содержание речи педагога — ковровая дорожка, свернутая в рулон, произнесение речи — ее развертывание. Содержание речи — это ноты, а звучащая профессионально живая речь педагога — музыка, сыгранная по ним, захватывающая аудиторию. Намеченный текст речи — как засушенный в- гербарии цветок, а живая, яркая речь — как цветок в клумбе, яркий, очаровательный, благоухающий, приковывающий к себе внимание, вызывающий эстетическое удовольствие и врезающийся в память. Любая речь сильна не только своим правильным содержанием, но и общим впечатлением, производимым на слушающего ее человека, тем, что он захочет сделать, прослушав речь.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |