КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая подготовленность специалиста с высшим образованием
Как уже отмечалось, знание педагогики рассматривается как компонент образованности современного человека, нужный ему для успеха в жизни и выполнении в ней разных социальных ролей: учащегося, супруга, родителя, члена коллектива, гражданина, общественного деятеля и др. Вместе с тем оно нужно и для работы по любой специальности, не являющейся педагогической, ибо в ней всегда есть элемент педагогики, выраженный как минимум в зависимости успеха от образованности, воспитанности, обученности и развитости самого специалиста и его работы над собой. Зависимость обнаруживается и от понимания им роли и влияния и других факторов, относящихся к педагогическим, от того, насколько глубоко он понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обеспечивающих жизненный и профессиональный успех педагогических результатов. Поэтому изучение педагогики включено в качестве обязательной учебной дисциплины в профессиональных образовательных учреждениях России, и каждый выпускник должен обладать необходимым минимумом педагогической подготовленности. Ее содержание в своей основе представляет конкретизацию дидактических единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» и включает общепедагогический и профессионально-педагогический компоненты. Общепедагогическая подготовленность любого специалиста — выпускника высшей школы включает: • знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности человека; • знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности; • знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений; • знание основных педагогических закономерностей, принципов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни; • понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании; • знание педагогических взаимосвязей личности и коллектива, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах личности и других людей; • представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой; • ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни; • представление о педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовке к поведению в экстремальных жизненных ситуациях; • умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций; • умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости; • умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, его достоинств и педагогической запущенности; • умение выявлять педагогические возможности рахчичных ситуаций жизни и работы с личностью; • умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.); • умение обоснованно разрабатывать систему основных педагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, работы с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития; • умение осмысленно, корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности; • зарождение педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремление расширять и углублять свою педагогическую подготовленность. Профессионально-педагогическая подготовленность предполагает: • понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности всех педагогических свойств своей личности; • грамотную ориентировку в поле педагогических влияний и зависимостей своей профессиональной деятельности и на рабочем месте; • понимание специфических педагогических требований своей профессиональной деятельности к собственной педагогической подготовленности; • знание педагогических основ организации дела и управления; • понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления; • умение в случае педагогического влияния своего поведения, действий, решений на других людей использовать его с педагогической результативностью; • умение осознавать себя в качестве субъекта педагогической работы и сознательно прилагать усилия к тому, чтобы, умело пользуясь рекомендациями педагогики, достигать полной педагогической эффективности в работе с другими людьми; • умение решать профессиональные задачи при взаимодействии с разными людьми с учетом использования их деятельности для их педагогического роста (повышения воспитанности, обученное™, развитости и образованности); • умение педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам; • знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных ситуациях; • желание совершенствовать в дальнейшем свою профессионально-педагогическую подготовленность. Это и есть основательная педагогическая подготовленность любого специалиста с высшим образованием. Она обеспечивает разумное решение им педагогических проблем жизни и своей профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |