КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арабская архитектура
Возникновение исламской культуры относят к VII в. н. э. Характерный архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке именно в это время. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, вызванная перенаселением, недостатком пастбищ для скота и социальным кризисом, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Малую Азию, Среднюю Азию, Индию, Кавказ и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие регионы. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В настоящее время мечети в соответствии с принципами архитектуры строятся в местах проживания мусульман по всему миру. Распространение ислама было важным моментом в истории Ближнего Востока и юго-западной Европы. Созданное арабами государство – халифат, – простиравшееся от границ Индии до Пиренеев, прошло два периода своего существования: – халифат династии Омейядов (VII – первая половина VIII в.) с центром в городе Дамаск; – халифат династии Абассидов (вторая половина VIII–IX вв.) с главным городом Багдадом. У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети [16], а также медресе и мавзолеи. Основополагающее значение для формирования архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226—65 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек – мечетей и мавзолеев – центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки – тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов многообразны. Обычный и самый простой из применяющихся типов – арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и многолопастная зубчатая. Основным строительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень – известняк, песчаник; использовалась поливная керамика – фаянс и майолика, дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонн, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится Коран. Для чтения Корана оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Наряду с культовыми возводились и другие здания – дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома. Основные приемы в области архитектуры арабов – наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях – с легкой стрельчатостью купола. Декоративные средства в исламской архитектуре. Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность. Основные декоративные средства связаны с обработкой, украшением стен, которые в целом сохраняют свою плоскостность. Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов, геометрического и стилизованного растительного характера с дополнением надписей различных канонизированных почерков. Изображения человека мусульманской религией запрещались. Этот мелкомасштабный орнамент, резной или живописный, применялся и для покрытия в виде лент-бордюров панелей или филенок, стен, потолков, сводов, баз и капителей колонн, дверных полотен, оконных решеток, использовался он и в изделиях прикладного искусства, в том числе в мебели, коврах, тканях. В орнаментальных росписях, в расцветке резьбы преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета – охристо-желтый, зеленый. Единой колористической гаммы не существовало: в различных странах Ближнего и Среднего Востока употреблялись свои сочетания красок. В мусульманской архитектуре применялись следующие декоративные материалы: стук, алебастр, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, тесаный камень, поливные изразцы, фаянс, стеклянная мозаика, мозаика из мрамора, росписи, папье-маше, инкрустация из ценных пород дерева и слоновой кости. Исламские культовые сооружения до X века Важнейшим районом распространения исламской культуры был сасанидский Иран. Государство это включало территории современного Ирана, Афганистана, части Закавказья – Армению и Грузию. Именно от сасанидского Ирана арабы восприняли совершенную систему купольных конструкций, распространившуюся затем в различных вариантах по всему арабскому Востоку, и многие другие строительные и художественные приемы. На территории Ирана и Афганистана в Средние века возникли и развивались крупные городские центры – Шираз, Исфаган, Газна, Герат, Кабул и другие. Города членились на три части: цитадель (арк), шахристан (основная часть) и рабат (торгово-промышленное предместье). В пределах шахристана возводились диваны (официальные учреждения типа приказов), пятничная (соборная) мечеть, квартальные мечети, медресе, базары и другие постройки. Сходны по своим планам культовые сооружения – мечети (храмы) и медресе (духовные школы-семинарии). План этих построек организуется обычно обширным прямоугольным двором, обрамленным галереями. Святилища мусульманских храмов, как уже отмечалось, ориентированы на Мекку – священный город мусульман. Это направление фиксировалось так называемым михрабом – небольшой алтарной нишей, находящейся в центре стены, которая обращена к Мекке. Галерея, примыкавшая к этой стене, состояла часто из нескольких нефов, разделяемых колоннами, в то время как другие три стороны двора окаймлялись более узкими галереями. В Иране и в некоторых других странах в центре алтарной стороны двора сооружалось квадратное, перекрытое куполом молитвенное помещение. Вход в него оформлялся в виде крупного арочного портала [17]. Мотив арочного портала чрезвычайно распространен в архитектуре Ближнего Востока, он использовался не только в культовых, но и во всех прочих монументальных сооружениях. Главный фасад мечети дополнялся минаретами – строительными башнями: с их верхней площадки священник-муэдзин созывал верующих на молитву. К числу основных, наиболее значительных мечетей дворового типа относятся: Большая мечеть Дамаска (708 г.), каирские мечети – Амра (642 г., перестраивалась в IX и в последующих веках), Ибн-Тулун (879 г.) и Аль-Асхар (970–972 гг.). Интересный центричный план в форме восьмиугольника имеет мечеть Скалы в Иерусалиме (69 г.), возникшая в результате перестройки христианского храма времен Юстиниана на месте, где когда-то стоял храм Соломона. Широко распространены были в арабской архитектуре также мавзолеи – тюрбе. Композиционно они представляли собой кубический объем, завершенный куполом. Иногда мавзолеи составляли целые комплексы – некрополи, как, например, в Самарканде (Шах-и-Зинда). Мусульманская архитектура после распада халифата После распада халифата (с X в.) в отдельных районах арабского мира все сильнее стали проявляться местные национальные особенности, в том числе и в архитектуре. Дворовая мечеть во многом изменяется, приобретает новые черты. В Иране, Афганистане и в других регионах в композицию мечети вводятся издавна применявшиеся здесь купольные помещения, раскрываемые в стороны внешнего пространства арочными порталами – айванами. Характерна пятничная мечеть в Исфагане с обширным двором, опоясанным колоннадами, но имеющая крупные арочные айваны на обеих осях этого двора, а также собственно мечеть с куполом в глубине двора, там, где находится михраб. Итак, с XIV в. получают широкое распространение купольные перекрытия и мечети центричного типа. Примером может служить известная мечеть султана Хасана в Каире (356–362 гг.), представляющая собой ансамбль, состоящий из собственно храма, гробницы основателя и медресе. В период с 369-го по 406 г. на территории Ирана, Афганистана и части Средней Азии существовало могущественное государство Тимура со столицей в Самарканде. Часть этой территории ныне – в пределах Узбекистана и Таджикистана. В застройке Самарканда принимали участие наряду с местными мастерами зодчие Ирана и Афганистана. В пределах Самарканда, Бухары и других городов этого региона сохраняется большое число прекрасных сооружений. Особенно известны прямоугольная площадь Регистан в Самарканде, ограниченная тремя монументальными зданиями медресе с порталами-пиштаками и расположенными по углам минаретами, а также мавзолей Тимура, известный под названием Гур-Эмир. Характерной особенностью сооружений Средней Азии того времени является активное введение цвета в виде сплошных покрытий куполов, пиштаков, минаретов керамической поливной облицовкой с преобладанием небесно-голубого цвета, инкрустированной мозаичными вкраплениями синего, зеленого, белого и черного цветов, что создает на общем фоне желтовато-серых кирпичных стен совершенно особый декоративно-колористический эффект. Арабская архитектура Индостана. Мавзолей Тадж-Махал в Агре Ислам в XII в. распространился в северной и центральной части полуострова Индостан. Шедевром мусульманской архитектуры является купольный индийский мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в.), не имеющий себе равных по размерам и великолепию во всей Азии. Это знаменитое сооружение – яркий пример многовековой традиции исламского искусства. Мавзолей был построен султаном Шах-Джаханом из династии Великих Моголов в память о своей любимой жене Аруманд Бану, которую называли Мумтаз-Махал, что значит «избранница дворца». От ее имени и произошло название мавзолея. Со дня свадьбы в 62 г. и до самой смерти во время родов Мумтаз-Махал в 63 г. супруги не расставались. Вскоре безутешный султан начал строительство мавзолея, которое продолжалось 22 года. Весь комплекс в плане представляет собой прямоугольник, вытянувшийся с севера на юг, размером 580×305 м. В центре расположен квадратный сад со стороной в 305 м. Мавзолей с большим луковичным, характерным для Индии куполом расположен на высокой террасе на северной стороне комплекса, выходящей к реке. С восточной и западной стороны к нему примыкают два симметричных павильона с минаретами по углам: мечеть и гостиница для паломников. Комплекс огорожен стеной из красного песчаника, с четырьмя входными воротами и четырьмя минаретами по углам. Фасад выполнен из сверкающего белого мрамора, а внутренние поверхности стен облицованы цветным мрамором, на порталах и в нишах размещены богатые арабески. Фасады декорированы пологими стрельчатыми арками, оформлены порталами-айванами. Мотив стрельчатых арок и орнаментация использованы также внутри мавзолея. ТаджМахал производит неизгладимое впечатление. Светская архитектура Арабская архитектура – это не только мечети, гробницы и медресе. Дворовый тип композиции был характерен и для светских исламских сооружений. Например, путевые гостиницы – караван-сараи – имели в центре обширный двор, окруженный различными помещениями. Жилые дома делились на мужскую и женскую половины – подворно и по-этажно. Если городской жилой дом был двухэтажным, верхний этаж нередко выступал в сторону улицы и имел зарешеченные балкончики типа эркеров. Интерьеры дворцов и обычных жилых домов отличались по своему убранству, отделочным материалом и степени художественности деталей и украшений, но вместе с тем они имели и некоторые общие моменты. И во дворцах, и в жилых домах основным компонентом являлся двор с окружающими его портиками, что отвечало восточным традициям. В пределах дворцовых участков дворов могло быть несколько, кроме того, имелись и сады. В обычном жилом доме городского типа бывал один двор. Дворцы располагались на территории, замкнутой крепостными стенами. Основное здание включало залы, галереи, комнаты, группировавшиеся вокруг главных дворов. Делалось все возможное, чтобы изолировать внутренние помещения от улицы. Помимо глухих наружных стен устраивался излом входного прохода, так что с наружной стороны внутренние помещения и двор совершенно не просматривались. В южных странах вода – огромная ценность. Отсюда наличие источника воды во дворе – в виде фонтана или бассейна. Если культовые сооружения – мечети, тюрбе и медресе – перекрывались куполами, то во дворцовых и жилых зданиях явно преобладали плоские балочные перекрытия с плоскими крышами. Потолки были балочные или гладкие, покрывавшиеся орнаментальной сетчатой резьбой. Существенным элементом интерьера были окна, закрываемые резными решетками из тонкого алебастра или дерева. Зарешеченные окна создавали в помещениях тонкий световой эффект. Сами оконные проемы, одинарные или сдвоенные, в большинстве случаев перекрывались арочками и располагались преимущественно в верхней части стен.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 5364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |