Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модерн: на стыке эпох




Архитектура ХХ века

Модерн (от фр. moderne – современный) – художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX – начале XX в. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (в особенности в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Впервые появившись в Бельгии, этот стиль в Германии получил название югендстиля (по названию основанного в 896 г. иллюстрированного журнала Die Jugend), в Австрии он назывался сецессион, в США – тиффани (по имени Л. К. Тиффани), во Франции – ар-нуво (новое искусство) и fin de siècle (конец века), модерн в Англии, стиль либерти в Италии, модернизмо в Испании, Nieuwe Kunst в Голландии, еловый стиль в Швейцарии.

В 60—70-х гг. XIX в. в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. В 880-е гг. в работах ряда мастеров стал проявляться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приемы. Уильям Моррис (834–896) создавал предметы интерьера, вдохновленные растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (85—942) использовал элегантные волнистые узоры в книжной графике.

Заметное влияние на стиль модерн оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение в искусстве Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека выполнены в одном ключе. Вследствие чего в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: Выставочное общество искусств и ремесел (888 г.) в Великобритании, Объединенные художественно-ремесленные мастерские (897 г.) и Немецкие мастерские художественных ремесел (899 г.) в Германии, Венские мастерские (903 г.) в Австрии, Нансийская школа во Франции, Мир искусства (890 г.) в России.

Распространению модерна способствовало проведение всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 900 года в Париже. После 90 г. влияние модерна стало угасать.

Признаки стиля модерн:

• эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева;

• максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала, его психологическое воздействие на человека;

• сознательное формирование формы, стремление к органичности, цельности;

• асимметрия, витиеватость линий;

• обращение к растительным, природным формам;

• обыгрывание функциональных элементов (несущих конструкций, ступеней, перил, рам, стропил) как эстетических объектов. Модерн как архитектурный стиль. Архитектурный стиль

модерн, получивший распространение в Европе в 890—90-е годы в рамках художественного направления модерн, отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, использование новых технологий (металл, стекло), а также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру. Все конструктивные элементы – лестницы, двери, столбы, балконы – художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки – всё тщательно проектировалось в едином стиле.

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушел великий испанский архитектор Антонио Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Архитектура модерна разнообразна и эклектична. Но эта эклектика удивительно гармонична и оригинальна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене стали протестовать против подражания, и их протест не остался без внимания.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей. Пример – католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (арх. Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля. Внутри неоромантизма выделяют готизм, византизм и еще ряд традиций.

1. Неоклассицизм. Пример – музей им. А. С. Пушкина в Москве, Театр на Елисейских полях в Париже (арх. О. Перре), отель «Пикадилли» в Лондоне (арх. Н. Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др.

2. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин «рационализм» в архитектуре обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.

3. Иррационализм, пример – магазин «Самаритен» в Париже (арх. Ф. Журден).

4. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича (его основоположник в России – В. А. Шретер).

В крупных городах и регионах модерн тоже имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, – московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, известное как национальный романтизм. В России этот стиль известен под названием «северный модерн» (или финский), и дома в этом стиле можно увидеть в небольшом городке Выборге.

Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стили (например, неоклассицизм, северный модерн).

Стиль модерн возникает в эпоху империализма, когда стало необходимым строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. И такие материалы появляются: железо (сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

Архитектуру конца XIX – начала XX в. оценивают по-разному. Некоторые вообще вычеркивают модерн из истории архитектуры, другие рассматривают как период упадка, третьи видят в нем подготовительный этап дальнейшего развития архитектуры. Кстати, именно в этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.