Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деконструктивизм




Постмодернизм

В 966 г. вышла в свет книга профессора кафедры истории архитектуры Йельского университета Р. Вентури, она называлась «Сложности и противоречия в архитектуре». Современные искусствоведы часто ставят ее на одну ступень со знаменитой работой Ле Корбюзье «Об архитектуре» (923 г.).

Профессор Вентури не был сторонником концепции Ле Корбюзье, согласно которой дом – лишь «машина для жилья», он смотрел на человеческое жилище иначе: дом – это средство духовного самовыражения и межличностной коммуникации. Профессор из Йеля поэтизировал повседневность. По его мнению, эмоциональное впечатление от объекта проще всего усилить с помощью парадоксов: нарушения пропорций, необычных сочетаний канонических архитектурных форм. Эти постулаты были оппозицией модернизму, так и возник постмодернизм. Но популярность термин «постмодернизм» приобрел благодаря другому теоретику архитектуры – Чарльзу Дженксу. Он использовал слово, которое применялось в американской литературной критике 960—970-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, но придал ему принципиально иной смысл. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» Чарльз Дженкс пишет о том, что современная архитектура постепенно отходит от функциональности и отрицания традиций, которые были присущи модернизму. Черты постмодернизма Дженкс видит в откровенной эстетизации и коммуникабельности зданий.

Архитектурные формы постмодернизма эклектичны: возрождение старых архитектурных форм и декора поверхностей (рельеф, отделка, декоративная кладка, орнаменталистика), отказ от плоских крыш, появление фронтонов и мансард.

В вопросах планировки городской территории постмодернизм не приемлет свободной застройки и учитывает контекст существующей городской среды.

Композиционные решения постмодернизма тоже достаточно историчны. Его постулаты – перспектива, симметрия и пропорциональность.

Практики постмодерна Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбако, М. Кюло сформулировали следующие принципы:

• разработка проектов в «историко-архитектурных» стилях;

• внесение «ссылок» на общеизвестные памятники архитектуры (как и в любом виде постмодернистского искусства, цитата – самая характерная деталь);

• принцип «возвратной археологии» – строительство нового объекта в соответствии со старой техникой строительства;

• принцип «сочетаемости реализма и античности» – комбинация современных форм с упрощенными античными.

Это направление современной архитектуры связывают с именем французского философа Жака Дерриды. В работах теоретиков этого стиля Питера Айземана и Даниеля Либескинда рассматриваются идеи Дерриды относительно архитектуры, которая вступает во внутренний конфликт, развенчивает и отменяет само свое существование. Для «деконструктивизма в камне» характерно агрессивное взаимодействие с окружающей городской средой, ломаные линии и формы постройки, срезанные углы, наклонные стены, здания в виде перевернутых пирамид и вообще крайняя визуальная усложненность. Как самостоятельный архитектурный стиль деконструктивизм сформировался в конце 980-х годов. Одним из первых реальных воплощений идей деконструктивизма на практике, более того, своеобразным манифестом этого архитектурного стиля является построенное в 997 г. архитектором Ф. Гери здание музея Гуггенхайма.

Интересно, что при взаимном декларативном неприятии творческих принципов композиционные решения деконструктивистов и постмодернистов оказываются весьма схожи. Классический пример – композиции восьмиэтажного жилого дома на перекрестке улиц Кохштрассе и Фридрихштрассе (архитектор-деконструктивист Питер Айземан) и расположенного неподалеку семиэтажного здания (пересечение Кохштрассе и Вильгельмштрассе), которое построил постмодернист Альдо Росси. Оба эти дома находятся на углу, влияют на перспективу улицы и взаимодействуют с окружающими зданиями. Дом Росси похож на дом Айземана расчлененностью фасада и типичным для деконструктивизма «уничтожением масштаба» – чередованием различных размеров светопроемов. Изюминка обоих зданий – нижняя угловая часть дома-параллелепипеда отсутствует, и верхние этажи опираются на огромный столб. Эта конструкция демонстрирует не только родство постмодернизма и деконструктивизма, но и позволяет увидеть корни этих течений в советском конструктивизме 20—30-х годов прошлого века: впервые подобный прием применил архитектор Илья Голосов (здание клуба имени Зуева на улице Лесной в Москве). В общем, все новое – хорошо забытое старое.

Примечания

Такой тип жилища – пуэбло – до недавнего времени существовал у американских индейцев.

Kонтрфорсы (от фр. contreforce – противодействующая сила) – конструкция, которая усиливает наружную стену, принимая на себя нагрузку. Они применяются и в настоящее время. Это каменные, бетонные или железобетонные поперечные стенки, вертикальные выступы или ребра. Kаменный контрфорс был один из основных элементов готических конструкций.

Модулем в архитектуре называют предварительно заданную величину, кратным которому принимаются другие размеры при разработке проекта.

Неф (фр. nef, от лат. navis – корабль) – часть интерьера, вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, которые отделяют его от соседних нефов.

Ном, номос (греч. νομός – закон) – греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте. Слово «ном» стали применять начиная с эллинистического периода.

Антаблемент (фр. entablement) – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

Протодорическими эти колонны назвались благодаря внешнему сходству с более поздними дорическими колоннами Древней Греции. Они имели невысокую круглую базу (основание) и каннелированный ствол. Kапитель – завершение колонны у них отсутствовало. Были колонны, имевшие трапециевидную капитель.

В древнеегипетской архитектуре пилон (от греч. πυλών, буквально – ворота, вход) – это башнеобразное сооружение в форме усеченной пирамиды (в плане – вытянутый прямоугольник). Известны с эпохи Среднего царства. Пилоны строили по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм.

Гипостиль (от греч. hypostylos – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока большой зал храма или дворца. Непременные его элементы – многочисленные, тесно поставленные колонны.

Шпонкой называется вкладыш в теле соединяемых конструктивных элементов, предотвращающий их смещение.

Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – тип рельефа, скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Горельефы часто использовались в архитектуре.

Антефикс (от лат. antefixus; ante – спереди, fixus – прикрепленный) – архитектурное украшение из мрамора или терракоты. Антефиксы помещались по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма. В античности известны разные варианты антефикса: в форме стилизованного веерообразного листа (пальметты), щита с рельефным орнаментом или с изображением фантастического животного.

Kанелюра, каннелюра (фр. cannelure) – вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Тромп (фр. trompe) – сводчатая конструкция в форме части конуса, внешне обычно имеющая вид ступенчатой ниши.

Апсида (от греч. ἁψίς – свод), абсида (лат. absis) – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).

Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоеваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб – ниша, которая указывала киблу – направление к Kаабе, главной мусульманской святыне.

Портал (лат. porta – ворота) – главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.

Гораздо реже встречаются центричные, круглые в плане здания

Лопатка – вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители.

Джорджо Вазари (5—574) – итальянский живописец, архитектор, автор знаменитых «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов».

Kарл V Габсбург – король Германии с 28 июня 59-го по520 г., император Священной Римской империи с 520-го, король Испании (Kастилии и Арагона) с 23 января 56 г. (под именем Kарла I).

Оссиан (Oisin) – легендарный кельтский бард III века. От его лица написаны поэмы Джеймса Макферсона и его подражателей.

Говоря о Мельникове, нельзя не упомянуть его собственный знаменитый дом, построенный в 929 г. в самом центре Москвы, по адресу Kривоарбатский переулок, 0. Это одно из самых оригинальных сооружений на территории всего бывшего СССР. Здание состоит из двух врезанных друг в друга цилиндров. В одном из цилиндров располагалась мастерская хозяина, идеальное освещение которой осуществлялось через 36 шестиугольных окошек.

Английская архитектурная группа, которая сформировалась в 960-х годах вокруг журнала «Аркигрэм». В нее входили Питер Kук, Уорен Чок, Рон Херрон, Дэнис Kромптон, Майкл Уэбб и Дэвид Грин.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.