Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура Возрождения




В Средние века католическая церковь имела почти неограниченную власть. Однако к XIV в. в богатых итальянских городах стали пробиваться ростки свободомыслия, и культура Европы изменилась. Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории человечества, хронологические рамки которой условно можно определить как начало XIV – последняя четверть XVI в. В Англии и Испании Возрождение захватывает первые десятилетия XVII века.

В основе новой культурной парадигмы лежала философия гуманизма – общественно-философского движения, которое рассматривало человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность. В городах появились светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В поисках идеала философы, литераторы, художники и архитекторы обратились ко временам античности, когда человек был «мерой всех вещей».

Зодчие эпохи Возрождения исповедовали принципы античной архитектуры: соблюдение пропорций, использование ор

Изречение «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» принадлежит древнегреческому философу Протагору (ок. 490–420 гг. до н. э.).

дерной системы. Вместе с этим были разработаны концепции планировки идеального города, а также новые типы зданий, соединяющие черты античных и позднеготических построек.

Архитектура раннего Ренессанса связана с именем выдающегося архитектора Филиппе Брунеллески (377–446). Он родился во Флоренции и посвятил свою жизнь родному городу. Творческая карьера Брунеллески началась с постройки купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Громадный купол диаметром 42 м пересекали мраморные ребра, и он был покрыт красной черепицей. Эта конструкция имела двойную оболочку: внешняя опиралась на каркас, а внутреннюю поддерживали столбы, окружавшие подкупольное пространство.

Творчество Брунеллески демонстрирует основные особенности архитектуры Ренессанса. В 430–443 гг. он строит капеллу Пацци при церкви Санта-Кроче. Это прямоугольное здание с шестью коринфскими колоннами на фасаде увенчано сферическим куполом. Внутреннее пространство сбалансировано ордерной системой. Капелла Пацци обладает античной простотой, ясностью и гармонией. Точно неизвестно, но, возможно, именно Брунеллески начал в 440 г. строительство палаццо Питти. Новаторская техника каменной кладки – из громадных, грубо отесанных каменных блоков – получила название рустика. Шероховатая фактура каменных блоков гармонирует с архитектурными формами и дополняет их. Окна-порталы удачно завершают ансамбль.

Многие ценители архитектуры вспомнят личность Леона Баттисты Альберти, родившегося в 404 г. и ушедшего в иной мир в 472-м. Он был не только архитектором, но и писателем, художником, математиком, скульптором. Именно его перу принадлежат научные трактаты, посвященные искусству, – «О статуе», «О зодчестве». Гений Альберти проявился в новой трактовке римского наследия в архитектуре. Он первым ввел колонны и коллонады в фасад палаццо, чтобы подчеркнуть масштабы постройки. Зодчий выделял несущие и несомые элементы фасада, умел органично вписать здание в окружающую среду.

В эту же эпоху создается одно из самых знаменитых сооружений Европы – римский собор Святого Петра. Решающая роль в его создании принадлежала Микеланджело Буонаротти (475–564). Именно он задумал и воплотил центрическую схему собора.

В испанской архитектуре в эпоху Ренессанса возник новый архитектурный стиль, который получил свое название из-за особенностей декоративного оформления зданий, тонкой проработки деталей декора – платереско, или буквально «ювелирный». В основном в этом стиле оформлялись фасады, другие элементы зданий проектировались и воплощались по-старинке – в готике. Испанский Ренессанс наиболее ярко воплотился в постройках Андалусии и Гранады. В Гранаде идеи Возрождения чувствовались острее, чем где-либо еще, исключая, конечно, Италию. Вспышка, породившая столь радикальные изменения в художественной культуре средневековой Испании, была вызвана тем, что, с одной стороны, в страну потекло «золото Эльдорадо» из заокеанских владений короны, и больше всего проходило его через порты Южного побережья, и с другой стороны – тем, что именно Гранада стала символом победы над маврами. Король Испании Карл V, который правил в начале XIV в., построил в парке Альгамбры дворец в стиле Ренессанса.

Но самый известный памятник испанского Возрождения – это, конечно, Эскориал. Он был построен во второй половине XVI в. королем Филиппом ІІ. Комплекс Эскориала состоит из дворцов, библиотеки, госпиталя, семинарии, монастыря и королевской усыпальницы. Четыре угловые башни и собор Св. Лаврентия (отдаленно напоминающий собор Св. Петра) типичны для тогдашней испанской архитектуры. Здания построены из серого гранита и выдержаны в строгом стиле. Это дворец-крепость, призванный подчеркнуть несокрушимость Испанского королевства и мощь короля.

Дворцовый собор Св. Лаврентия – композиционный центр Эскориала. Внутреннее пространство собора декорировано с преобладанием элементов дорического ордера. Фрески свода созданы итальянскими художниками той эпохи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.