КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательные педагогические принципы профессиональной подготовки
Особенности принципов профессиональной подготовки Педагогические принципы профессиональной подготовки — специальная система основных, исходных требовании к построению ее процесса выполнение которых обеспечивает решение стоящих перед ней задач. Они — обобщенный вывод из опыта подготовки, результатов научных исследований и одновременно главные рекомендации по ее проведению. Как и всякое педагогическое явление, профессиональная подготовка закономерна, характеризуется наличием причинно-следственных связей и зависимостей. В основе они — общедидактические, но не полностью идентичны им. В отличие от занятий в образовательных учреждениях профессиональная подготовка: • проводится с людьми, у которых основная деятельность не учебная, а правоохранительная, и для участия в занятиях они на время отрываются от нее; • ведется для людей, имеющих не только общее, но и профессиональное образование (от начального до высшего) и обладающих нередко немалым опытом решения профессиональных задач; • отличается особыми целями, задачами, организацией, содержанием, формами, методами, условиями и критериями эффективности ее; • является не только обучением, но и подготовкой, включающей воспитание и развитие обучающихся. Поэтому принципы профессиональной подготовки, базируясь на общепедагогических, имеют особенности и выступают частными педагогическим принципами. К тому же это принципы не только обучения, они более емкие — педагогические, предполагающие одновременное решение воспитательных и развивающих задач. Их особенность и в том, что они не ограничиваются рамками усвоения знаний на отдельном занятии, а охватывают всю педагогическую систему подготовки. Наряду с принципами, относящимися ко всякой профессиональной подготовке в правоохранительных органах, нередко выделяют еще специальные, относящиеся к специфике разных видов подготовки, о которых речь шла выше. Педагогические принципы профессиональной подготовки — не случайный набор формулировок, а отражение целостно функционирующих в процессе подготовки и влияющих на ее результаты объективных педагогических закономерностей. Системному их характеру и педагогической реальности подготовки соответствует поэтому система принципов. В их совокупности выделяются те, которые присущи основным компонентам педагогической системы подготовки, а именно, содержательные, организационные и методические.
Они отражают зависимость подготовки от ее предназначения в деятельности правоохранительного органа, и на этой основе определяются ее цели, задачи и содержание. Их совокупность позволяет ответить на первый важный педагогический вопрос: чему учить? Правильная реализация принципов облегчается правилами (требованиями), конкретизирующими каждый принцип и обеспечивающими правильный учет каждой из закономерностей, объединенных принципом. Принцип профессионально-педагогической целеустремленности отражает закономерную связь отбора содержания подготовки от четко осмысленных и сформулированных ее целей. Цель — исходный элемент любой педагогической системы. Подготовка без четких целей и вытекающих из нее задач сравнима с метаниями заблудившегося в дремучем лесу человека: силы и время разбазариваются, полезный результат маловероятен. Правила постановки целей таковы. Правило концептуальности требует подходить к определению целей, задач, а затем и других элементов процесса подготовки не изолированно, не в отрыве друг от друга, а в целостной картине предстоящей подготовки, в единстве и взаимосвязи всех ее элементов. В разработке картины сливаются воедино требования государственности и социальности, директивные указания, рекомендации юридической педагогики, опыт разрабатывающих ее должностных лиц и специалистов, советы и помощь специалистов по педагогике. Правило педагогизации цели предполагает переход от общих формулировок цели (типа «непрерывно повышать профессионализм личного состава, готовить профессионалов своего дела, обучать в соответствии с современными требованиями») к выраженности ее в виде совокупности конкретных характеристик профессионализма, которые должны приобрести или усовершенствовать обучающиеся в результате участия в подготовке, т.е. определения конкретных частных педагогических задач. Правило триединой педагогической задачи определяет необходимость осуществлять педагогизацию цели в виде основных задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Без этого процесс подготовки сведется к куцей передаче информации. Эти задачи и их единство призваны быть основополагающими в отборе, продумывании, конкретизации, обогащении содержания, воплощении его не только в разделах и темах программы, но и в содержании каждого отдельного занятия, которому впоследствии подчиняется организация и методика их. Принцип профессионально-прикладной направленности — принцип, отвечающий основному предназначению подготовки, проводимой в практических органах правоохраны. Принцип конкретизируется и реализуется в правилах: • профессионализации — соответствии содержания специфике правоохранительной деятельности и ее отдельных задач, проблем, условий, действий и способов их осуществления; • специализации — полного подчинения содержания особенностям учебной группы и деятельности специалистов, обучающихся в ней; • практичности — преимущественной нацеленности на формирование навыков, умений и других компонентов практической умелости профессионалов. Дело подготовки не может ограничиваться общими разговорами и советами, а призвано быть по преимуществу профессионально-технологичным, обучать специалистов «мелочам», имеющим значение для достижения нужных результатов, т.е. конкретным действиям, способам, операциям, приемам, их последовательности, видоизменениям в разных условиях, при взаимодействии с другими специалистами и т.д. Принцип гражданственности соответствует закономерной подчиненности правоохранительной деятельности социальным потребностям общества. Профессионально действует лишь тот сотрудник, кто понимает, что каждое действие должно быть выверено на критериях общественных, гражданских интересов и отвечать им. Профессионально обучает тот руководитель занятий, кто учит сотрудников, входящих в учебную группу, постоянно видеть за повседневными делами сверхзадачи построения гуманного, демократического, правового, цивилизованного общества, отбирая соответствующим образом содержание занятия и продумывая способы его раскрытия. Это уникальный принцип реализуется в правилах: • гражданственности, патриотизма, долга и ответственности при отборе и раскрытии содержания обучения. Каждый раздел или вид подготовки, каждая тема должны и могут вносить свою лепту в формирование и совершенствование этой стороны профессионализма; • обучения знаниям, способам и стилю решения профессиональных задач, отвечающих требованиями и условиям создания в России гуманного, демократического, ориентированного на человека, цивилизованного, правового общества. Необходимо включение в каждую тему социальных, моральных, этических, культурных, профессионально-психологических и профессионально-педагогических вопросов и отработки связанных с ними способов и приемов решения задач; • формирования современного, цивилизованного профессионального правосознания, которым должен обладать любой профессионал правоохранительных органов и без наличия которого он просто не может считаться таковым. Правосознание есть у всех людей, даже у преступников, только оно ложное, деформированное. Сотрудник должен обладать развитым правосознанием, основанным на точных, научных, достоверных знаниях, систематичных, полных, доказательно усвоенных, обеспечивающих строжайшее соблюдение законности, понимание и уважение прав граждан. Принцип профессиональной основательности отвечает необходимости строить подготовку на достоверной, соответствующей требованиям жизни информации, знаниях, проверенном опыте; доводить формирование всех компонентов профессионализма до совершенного, в деталях отработанного, прочно сохраняющегося и устойчивого к разрушающим факторам уровня. Ему отвечают правила: • нормативно-правового соответствия — построения подготовки на основе существующего законодательства, подзаконных нормативных актов, требований приказов, директив, разработанных программ и планов; • научности — опоры на данные юридической науки, юридической педагогики, юридической психологии и других наук, имеющих отношение к правоохранительной сфере. Это правило относится к научности не только самого учебного материала, но и способов разработки концепции подготовки, определения целей и задач вплоть до каждого занятия, отбора учебного материала и решения других вопросов подготовки; • актуальности — соответствия содержания подготовки актуальным, сегодняшним, наиболее важным задачам профессиональной деятельности, трудным вопросам практики, более совершенным способам действий, подготавливаемым операциям; • поучительности — требования постоянно учиться на практике, извлекать уроки из успехов и неудач и на этой основе улучшать работу сотрудников; • опоры на передовой опыт — своего и других правоохранительных органов; • международной интегративности — требования при подготовке учитывать зарубежный опыт действий правоохранительных органов; • исключения педагогического волюнтаризма, формализма и показного благополучия — правила, имеющего в системе профессиональной подготовки личного состава особое значение, так как она сама проводится не ради проформы, а ради дела — сложного, ответственного и опасного. Принцип профессиональной надежности нацелен на удовлетворение высоких требований к профессионализму сотрудников правоохранительных органов, необходимость учиться действовать не кое-как, а наилучшим образом, в любых условиях, преодолевать любые трудности. Надо учить так, чтобы постоянно отвечать на усложняющиеся вызовы времени, криминальной и оперативной обстановки в стране и на обслуживаемой территории. Этот принцип предполагает следующие правила: • автоматизма — необходимости- отработки сотрудниками всех стандартных действий до автоматизма, до установленных нормативов (если они нормативно установлены для конкретных действий); • закалки трудностями — надежны только те действия, которые отработаны в условиях трудностей, максимально приближенных к реальным. Упражнения при постоянном наращивании трудностей приучают сотрудников мобилизовывать свои возможности, работать в состоянии напряжения, проявлять юлю и настойчивость, развиваться; • последовательности — опоры на достигнутый сотрудником (обучающимися учебной группы) уровень профессиональной подготовленности, преемственности в отборе содержания, его постепенном расширении и углублении; • акмеологичности (высшего уровня профессионализма) — систематичности в наращивании профессионализма, достижения его высот. Недопустимо топтаться на месте, из года в год повторять одни и те же простые темы и отрабатывать только «основы». Объяснения типа «персонал сильно обновился» не могут служить оправданием. Когда такой факт имеет место, надо выделять группы новичков и тех, чей профессионализм надо повышать еще выше, и проводить подготовку дифференцированно; • поддержания натренированности — введения в содержание и всю систему подготовки вопросов, тем, форм, методов, ориентированных на сохранение высокого уровня профессиональной подготовленности сотрудников (их «профессиональной формы»), их способности в любом месте и в любое время проявить все, чему они были научены. В условиях ведущегося сотрудниками правоохранительных органов «непрерывного боя с преступностью» реализация этого принципа в системе подготовки имеет огромное значение, а сам он в своем роде уникален, как педагогический принцип.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |