Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая реальность в управлении




Социальные системы гетерогенны[196]. Они со­стоят из качественно своеобразных элементов. подсистем, отличающихся по свойствам, каче­ственным особенностям, своеобразным явле­ниям и присущим им закономерностям и механизмам (рис. 12.П. Для управления это имеет принципиальное значение, ибо оно при­звано держать под контролем и направлять динамику всех компо­нентов, из которых состоит система. Если какие-то элементы в ней не поддаются управлению, то неизбежны слабости, упущения, не­управляемые и зачастую нежелательные изменения, частичная и даже полная утрата контроля за динамикой системы. Одним из признаков системности управления является такое построение ее, при котором все компоненты охвачены общим влиянием и вполне управляемы. Комплексность управления — дополнительная характе­ристика системности, это построение его с учетом качественного своеобразия всех составляющих элементов.

В системе управления выделяются три качественно своеоб­разные подсистемы: материально-экономическую, организа­ционно-правовую и человеческо-поведенческую подсистемы.

Материально-экономическая подсистема управления включает само здание, где расположен правоохранительный орган (оно требует обслуживания и финансовых средств), его оборудование, средства связи, транспорт, информационную технику, специальные средства, оружие, средства индивидуальной защиты, соответствующим обра­зом оборудованные служебные и учебные помещения, тир, полигон и пр. Эту подсистему называют порой «хозяйством» органа.

Организационно-правовая подсистема представлена оргштатны-ми расписаниями, организационными схемами, функциональными обязанностями, инструкциями, наставлениями, приказами по орга­низации работы, а также ведомственными уставами, наставления­ми, директивами, федеральными законами, подзаконными актами и иными документами.

Обе эти подсистемы представляют собой материально-правовую основу системы управления, рационально задуманную программу об­щей работы, нормативно определенную модель деятельности пра­воохранительного органа, абстрагирующуюся в подавляющем боль­шинстве случаев от конкретных особенностей лиц и групп, которые будут ее реализовывать. Совершенствование управления правоохра­нительным органом предполагает обязательное доведение их до со­вершенства, соответствующего требованиям экономики и права, ука­заниям руководящих органов, уровням научно-технических достиже­ний, правовой и управленческой наук и передового опыта. Однако идя только по этому пути, должного эффекта в управлении получить не удастся, ибо в управляемой системе и управлении ею действуют не законодательные акты, машины, схемы и инструкции, а люди. Без людей любая социальная система — только мертвая схема.

Человеческо-поведенческая подсистема — персонал правоохра­нительного органа, его профессиональная деятельность и поведение. Персонал или отдельные работники могут по-разному понимать свои обязанности и права: недостаточно оценивать разные цели и задачи, Преследовать кроме нормативно определенных и иные цели и инте­ресы; знать, что делать, но недостаточно хотеть или не уметь; отдавать предпочтение работам, не имеющим актуального и первостепенного значения; не взаимодействовать должным образом с кем надо и взаи­модействовать с кем не надо; не с равной успешностью решать раз­ные задачи, будучи не одинаково подготовленными к их решению Или обладать не всеми нужными способностями и индивидуальными Качествами и т.д. Иначе говоря, реальность и эффективность деятельности правоохранительного органа как социальной системы, выполняющей в обществе определенную миссию, зависит от людей, от того, что они собой представляют, как относятся к делу и как работают. Функционирование любой социальной системы — всегда дело рук людей, продукт их ума, интересов, мотивов, потребностей, ценностных ориентации, воли, воспитанности, образованности, обу­ченности, развитости и др. Человеческо-поведенческая подсистема носит комплексный характер, при этом важную роль в ее качест­венном своеобразии играют социальные, психологические и педаго­гические характеристики, во многом взаимосвязанные между собой. В ней представлены и педагогические факторы и влияния, к которым

относятся:

• существующие в самом правоохранительном органе (внутрен­нем контуре управления) особенности образованности, обученности, воспитанности и развитости сотрудников, сказывающиеся на реше­нии стоящих задач;

• сформированность коллектива правоохранительного органа и его воспитывающие, обучающие, развивающие и мобилизующие влияния на своих членов;

• воспитывающие, обучающие, развивающие и мобилизующие влияния на сотрудников организации службы и деятельности пра­воохранительного органа;

• система работы с персоналом, призванная, помимо прочего, повышать образованность, профессиональную обученность, воспи­танность и развитость сотрудников, поддерживать морально-психо­логический климат, сплачивающий, мобилизующий их и сводящий к минимуму текучесть высококвалифицированных и опытных кадров;

• влияние на результаты деятельности правоохранительного ор­гана и на его персонал личной образованности, воспитанности, обу­ченности и развитости руководителей высшего, среднего и низшего звена, а также их практики управленческой деятельности, ее стиля, методов, приемов и др.;

• социально-педагогические влияния на сотрудников внешней среды (внешнего контура управления), в которой функционирует правоохранительный орган: особенностей местного, регионального и федерального масштаба и разной природы — социально-полити­ческой, экономической, материальной, национально-этнической, образовательной, нравственной, информационно-культурной (дея­тельности средств массовой информации и печати, органов культуры и досуга); социально-психологической (настроений среди населения, общественного мнения, обычаев и традиций и пр.), криминальной (постоянных контактов с представителями криминального мира и социально-деформированными личностями, проявлениями элемен­тов криминальной субкультуры среди части населения, молодежи);

• правовоспитывающие влияния самой правоохранительной дея­тельности сотрудников, а также специально осуществляемых персо-налом и руководством правоохранительного органа мер по взаимо­действию с общественностью.

Существование педагогической реальности в системе управле­ния объективно и неизбежно, а ее влияния весьма существенны. Эля педагогический компонент человеческо-поведенческой подсистемы качественно своеобразен; он особой природы, с особыми яв­лениями, закономерностями и механизмами и нуждается поэтому в особом, целенаправленном, осмысленном и педагогически компетентном управлении, представляющем собой педагогическую функцию управле­ния. Ее отсутствие в практике управления конкретным правоохра­нительным органом представляет собой огромный пласт неисполь­зованных возможностей. Устранение распространенной слабости в практике осуществления этой функции таит в себе богатый резерв для повышения эффективности управления и решения задач по ук­реплению законности и правопорядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.